• Авторизация


БЛАГОВЕЩЕНИЕ (КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ) 08-04-2021 11:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Благовещение (Коллекция Государственного Русского музея)

Bo4kaMeda


01. Благовещение
Ярославль. Конец XVII века
Дерево, доска из четырех частей, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 195×115×4
Поступила в 1957 из ЯХМ


Стимулом к распространению монументальных икон Благовещения Богородицы могло послужить перенесение в Москву в 1561 году по воле царя Иоанна Грозного одноименного образа из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Икона была установлена в местном ряду иконостаса царского Благовещенского собора и стала образцом для многочисленных повторений. На столичных иконах-репликах воспроизводились поза Богородицы, стоящей на фоне низкого трона с подушками, положение Ее рук, фигура Богомладенца, «проявляющаяся» в складках мафория на груди Девы Марии. Такое изображение казалось наиболее адекватным выражением идеи Боговоплощения.

Схожая иконография, за исключением изображения Младенца, воспроизводилась мастерами Поволжья в XVII веке. Отличительной особенностью их икон было использование усложненного архитектурного фона, крупные формы которого соответствовали монументальным фигурам архангела Гавриила и Девы Марии. С каждой из фигур была соотнесена палата на заднем плане. Мотив явления Божьего вестника подчеркивался высоким арочным проемом за его спиной. Неожиданность и стремительность его движения противопоставлялись статике фигуры Богородицы, в недоумении застывшей на фоне второй палаты.

Обязательным элементом иконографии было изображение Бога Отца в небесном сегменте (или круглом сиянии) в верхней части иконы. Дуновение в виде лучей, исходящее из его уст, спускалось на главу Богоматери. Монументальность композиции на ярославской иконе поддерживается насыщенным колоритом. Мастер использует плотно кроющие краски, наиболее интенсивная из которых — малиновая — полыхает на гиматии архангела. Лики архангела и Богородицы написаны обобщенно, без детализации. Достаточно ограниченно применены в личном и белильные высветления.
Раскрыта в 1957–1960 в ГРМ С. Ф. Коненковым




02. Крещение, евангелисты, Благовещение, Преображение. Распятие, евангелисты, Сошествие во ад
Крест осеняльный. Афон
Резьба, серебро, кораллы, золочение, чеканка
25,8 × 10,5 × 2,1




03. "Верую" (Символ веры)
Круг Гурия Никитина. 1668—1669
Дерево, левкас, темпера
130 х 77 х 2,5
Пост. в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932
Происходит из церкви святого Григория Неокессарийского на Полянке в Москве


Церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, откуда происходят иконы «Символ веры» и «Отче наш...», была воздвигнута в камне на месте старого деревянного храма на средства царя Алексея Михайловича и его духовника Андрея Саввиновича Постникова. Над созданием иконостаса «красной» церкви работали лучшие мастера своего времени: Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Иван и Федор Карповы и другие. Иконы «Символ веры» и «Отче наш...» были парными и располагались в местном ряду.

Андрей Постников был сторонником реформ патриарха Никона. Возможно, включение в состав иконостаса образов, иллюстрировавших тексты главных христианских молитв, было обусловлено стремлением подчеркнуть законность «книжной справы», в ходе которой был отредактирован текст Символа веры.

Иконы относятся к так называемым символико-аллегорическим или мистико-дидактическим образам, получившим распространение с середины XVI столетия.

Согласно сведениям письменных источников, иконы «Символ веры» существовали на Руси уже в XV веке, однако по сохранившимся памятникам они прослеживаются лишь с XVII столетия. Икона состоит из двенадцати клейм, в которых последовательно изображены композиции на слова молитвы.

Символ веры — краткое изложение сущности христианского вероучения. Первый символ веры был дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных ученикам перед Вознесением: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф 28: 19-20; Мк 16: 15). На первом Вселенском соборе, состоявшемся в Никее в 325 году, был составлен и утвержден Символ веры, дополненный также в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе.



04.


Порядок клейм:
1–3. «Верую во единаго Бога Отца…». Отечество, силы небесные. Сотворение мира. Сотворение Адама и Евы;
4. «Нас ради человек…». Рождество Христово. Благовещение;
5. «Распятаго же за ны…». Распятие. Положение во гроб;
6. «И воскресшаго в третий день…». Сошествие во ад. Воскресение;
7. «И восшедшаго на небеса…». Вознесение Господне;
8. «И паки грядущаго со славою…». Страшный суд;
9. «И в Духа Святаго…». Сошествие Святого Духа;
10. «…Глаголавшаго пророки. И во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Пророки. Апостол Петр у дверей храма;
11. «Исповедаю едино крещение…». Проповедь апостола Петра. Крещение народа;
12. «Чаю воскресения мертвых». Видение Иезекииля;
13. «И жизни будущаго века. Аминь». Небесный Иерусалим.

Иконы «Отче наш…» и «Символ веры» имеют единую художественную природу. Очевидно, они создавались одновременно с другими иконами местного ряда церкви Григория Неокесарийского. Их размеры и формат такие же, как у стоявших по сторонам от Царских дверей образов письма Симона Ушакова «Богоматерь Киккская» (ГТГ) и «Господь Вседержитель» (ГИМ). У всех четырех икон нет ковчегов, а поля окрашены в охристый цвет. Несмотря на разницу в количестве клейм (9 и 13), «Отче наш…» и «Символ веры» воспринимаются как парные образы, чему способствует наличие одинаковых фигурных завершений, объединяющих под своей «небесной» сенью верхние ярусы клейм. По стилю рассматриваемые произведения схожи с работами поволжских мастеров третьей четверти XVII столетия, в которых также обнаруживаются бурная динамика форм, богатство палитры, обильные золотые пробела.



05. Похвала Богоматери с Акафистом в 24 клеймах
Иван Амвросиев. 1701
Дерево, щит иконы склеен из двух цельных досок, без ковчега, паволока, левкас, темпера. 52,3 × 40,9 × 3,6


До недавнего времени «Похвала Богоматери с Акафистом» считалась единственным сохранившимся произведением иконописца Ивана Амвросиева, личность которого во многом остается загадочной. В документах упоминается, что Иван Амвросиев служил воротником Тверских ворот в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 34884). Живопись иконы говорит о том, что ее создатель обладал незаурядным талантом и, несомненно, был опытным иконописцем, постоянно практиковавшим свое искусство. Это мнение подкрепляется архивными материалами, позволяющими уверенно приписать его кисти икону-минею на июль и август 1701 года из собрания ГТГ.

Иконы, на которых в одной композиции объединяются «Похвала» и «Акафист Пресвятой Богородицы», были популярны в русском искусстве XIV–XVII столетий. В произведении Ивана Амвросиева заметны те изменения, которым данная композиция подверглась в XVII веке. В первом клейме иконы ― «Осада Константинополя» ― проиллюстрирован 1-й кондак Акафиста «Взбранной воеводе победительная», в то время как до XVII века в древнерусском искусстве было принято начинать акафистный цикл сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы», иллюстрирующей 1-й икос «Ангел предстатель послан бысть с небесе». Выбор новой заглавной композиции был связан с актуализацией в русском искусстве в эпоху после Смутного времени темы заступничества Богородицы.

В акафистных циклах XVII века вводные композиции не выстраивались по одной схеме. Так, на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» первой половины — середины XVII столетия из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (ЯХМ) в клейме, озаглавленном словами 1-го кондака, размещаются сразу две композиции: «Осада Константинополя» — на первом, «Благовещение у колодца» — на дальнем плане. У Ивана Амвросиева текст «Взбранной воеводе» обретает изобразительный эквивалент только в одной сцене, изображающей оборону Царьграда, тогда как «Благовещение у колодца» служит иллюстрацией 1-го икоса.

Иконографической особенностью произведения является необычная группировка клейм и крестообразная форма средника, где вокруг тронного образа Богородицы в четырех рукавах креста расположены полуфигура благословляющего Христа-Эммануила (вверху), изображение прорицателя Валаама (внизу) и 16 пророков (справа и слева).

Несмотря на наличие пятен розового и белого цвета, сияющих золотых пробелов и золотого фона, колорит иконы в целом сумрачный, в нем доминируют коричневые и глухие зеленые оттенки. Живопись выдает руку превосходного мастера-мелочника. Иван Амвросиев не довольствуется изображением фигур, фоновой среды, но прописывает черты самых крохотных ликов, декорирует одежды разнообразными узорами, наполняет пейзажи изображением причудливых трав, украшает палаты консолями, окошками с мелкой расстекловкой, пилястрами и арками.



06


Порядок клейм:

1. Кондак 1. «Возбранной воеводе». Осада Константинополя;
2. Икос 1. «Ангел предстатель с небесе послан бысть…». Благовещение у колодца;
3. Кондак 2. «Видящи святая себе в чистоте…». Благовещение Пресвятой Богородице;
4. Икос 2. «Разум неразуменный разумети…». Благовещение Пресвятой Богородице;
5. Кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…». Благовещение. Богоматерь, Саваоф и Святой Дух;
6. Икос 3. «Имущи богоприятную дева утробу». Встреча Марии и Елизаветы;
7. Кондак 4. «Бурю внутрь имея…». Упреки Иосифа;
8. Икос 4. «Слышаша пастырие…». Рождество Христово;
9. Кондак 5. «Боготечную звезду узревше волсви…». Путешествие волхвов;
10. Икос 5. «Видеша отроци халдейстии…». Поклонение волхвов;
11. Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…». Возвращение волхвов;
12. Икос 6. «Возсиявый во Египте…». Бегство в Египет;
13. Кондак 7. «Хотящу Симеону от нынешняго века…». Сретение;
14. Икос 7. «Новую показа тварь явлься зиждитель нам…». Христос перед святителями, 15. указывающий на Голгофский крест;
15. Кондак 8. «Странно рожество видевше…». Деисус;
16. Икос 8. «Весь бе в нижних и вышних…». Благословляющий Христос с предстоящими апостолами и пророками;
17. Кондак 9. «Всякое естество ангельское удивися…». Эммануил среди бесплотных сил;
18. Икос 9. «Вития многовещанныя яко рыбы безгласны…». Богоматерь на престоле с предстоящими святителями и витии;
19. Кондак 10. «Спасти хотя мир…». Несение креста;
20. Икос 10. «Стена еси девам…». Богоматерь в мандорле с предстоящими;
21. Кондак 11. «Пение всякое побеждается…». Христос, благословляющий святителя и царя;
22. Икос 11. «Светоприемную свещу…». Богоматерь со свечой над бездной;
23. Кондак 12. «Благодать дати восхотев…». Сошествие во ад;
24. Икос 12. «Поюще твое рожество хвалим тя вси…». Поклонение иконе Богоматерь Знамение.



кликабельно
07. Праздники. Складень
Начало XVII века
Кость, дерево, резьба, золочение
35,5 × 77




кликабельно


Трехстворчатый складень имеет очень необычную иконографию. Изображения резаны на костяных пластинках и вставлены в деревянную основу. Снаружи киот обтянут кожей. Золочение полей позднее, заходит на резные надписи над образками.
Средник складня собран из 20 иконок. Верхний ряд посвящен теме Боговоплощения: ≪Встреча у Золотых врат Иоакима и Анны≫, ≪Рождество Богородицы≫, ≪Введение во храм≫, ≪Благовещение≫ и ≪Сретение≫. Второй ряд более сложный по сценарию: в центре помещено ≪Отечество≫, по сторонам которого две почитаемые иконы, ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫, и праздничные сцены ≪Крещение≫ и ≪Преображение≫. В третьем ряду подобное построение: центральное место отводится композиции ≪София Премудрость Божия≫, с двух сторон ее сопровождают сцены Причащения вином и хлебом, праздники ≪Воскрешение Лазаря≫ и ≪Уверение Фомы≫ венчают этот ряд. В четвертом регистре выделена сцена ≪Успение Богородицы≫. Ее окружают изображения: ≪Жены-мироносицы у Гроба Господня≫, ≪Троица Ветхозаветная≫, ≪Сошествие Святого Духа≫ и ≪Воздвижение креста≫. Основной темой средника было прославление Богородицы как дома и храма Премудрости — Христа. Праздничные сцены, представленные в среднике, видимо, также имели свою программу.
На створках размещается по восемь образков. На левой створке: ≪Благовещение Захарии≫, ≪Рождество Иоанна Предтечи≫, ≪Усекновение главы Иоанна Предтечи≫, ≪Собор архистратигов Михаила и Гавриила≫; в третьем ряду — ≪Положение ризы Пресвятой Богородицы≫, ≪Положение пояса Пресвятой Богородицы≫; ниже —≪Чудо архистратига Михаила≫ и ≪Мученики кизические≫ (?). На правой створке лики святых: праотцы, пророки, святители, апостолы, мученики, мученицы, преподобные и князья.
Все композиции, кроме икон ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫, ― многофигурные и многоплановые. Каждый сюжет воспринимается как завершенная композиция, при этом сохраняется общая уравновешенность произведения. Резчик мастерски применяет различные варианты поворотов и ракурсов фигур. Характерна подробная проработка ликов, сложные разделки в одеяниях с многочисленными объемными складками. Образки ≪Богоматерь Смоленская≫ и ≪Спас Нерукотворный≫ выделены более крупной, объемной резьбой. Резчик внимательно ≪прописывает≫ черты ликов. Такая же тщательность сохраняется в трактовке отдельных персонажей в многофигурных композициях. Отличительной особенностью изображений являются архитектурные формы, исполненные с невероятной подробностью и виртуозностью. Поражает и их разнообразие: башнеобразные здания, зубчатые закомары, арки, перспективные порталы, многочисленные окна круглой и прямоугольной формы, арочки, киоты, кивории. В композиции ≪Отечество≫ появляется сложной формы трон с выгнутой спинкой и изящными резными ножками. Иконографическая программа памятника уникальна и заслуживает особого изучения. Можно отметить влияние новгородской традиции в изображениях ≪София Премудрость Божия≫ и ≪Крестовоздвижение≫. В стилистическом и художественном отношении резьба складня совершенна, а мелочность и точность разделки, изысканность форм и перспективных построений делают это произведение уникальным. Можно предположить, что на резчика оказала влияние эстетика строгановских икон.



08. Пелена (плащаница) "Царевич Димитрий"
Мастерская А. И. Строгановой 1656
Середина XVII века, Сольвычегодск
Тафта, камка, золотная нить, серебряная нить, шелковая нить.
144,6 × 93,3
Пост. в 1923 из Музея ОПХ; в 1880 приобр. императором Александром II у собирателя древностей А. Павлова для Музея ОПХ
Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Вклад Дмитрия Андреевича Строганова


В ряду трех пелен, шитых к образу святого Димитрия-царевича, написанному для домового храма именитых людей Строгановых Назарием Истоминым Савиным (1621/1622), памятник из ГРМ является самым поздним по времени исполнения. Его окончание было приурочено к годовщине рождения царевича 19 октября 1656 года. В правой руке святой Димитрий держит крест с Распятием, в левой — свернутый свиток.

На каймах вышиты: композиция «Благовещение» (соответствует посвящению главного престола сольвычегодского собора), образы святых Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца (верхняя кайма); митрополитов Московских Петра и Алексия, Ионы и Филиппа, царевича Димитрия, Анны и Пелагии, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких (боковые каймы парами); святых Христофора, юродивых Прокопия и Иоанна Устюжского (нижняя кайма). По углам помещены четыре символа евангелистов.



09. Царские врата с изображением Благовещения
Новгород. Конец XV – начало XVI века
Дерево, темпера.
166,5 х 81,5 х 5
Происходят из Никольской церкви в селе Гостинополье Ленинградской области


Происходят из Никольской церкви в селе Гостинополье Ленинградской области. Никольский Гостинопольский монастырь — один из древнейших монастырей, располагавшийся на берегу реки Волхов, недалеко от Старой Ладоги. Время основания монастыря неизвестно, однако он существовал уже в XV веке. К тому же времени относится возведение каменной церкви во имя святого Николая Чудотворца (разрушена в годы Великой Отечественной войны). Из иконостаса церкви XV века до нашего времени дошли отдельные иконы, хранящиеся ныне в собраниях ГТГ, ГРМ и частных коллекциях за рубежом (6 икон деисусного ряда, 5 икон праздников, 2 иконы пророков и Царские врата).

Врата, распиленные на части, были обнаружены в разных церквах Гостинополья в 1913 историком, археологом и реставратором Н. И. Репниковым. Некогда врата находились в центре иконостаса и отделяли алтарь Никольского храма от его центрального пространства. Врата крепились в иконостасе посредством столбиков. На гостинопольских вратах представлен один из вариантов убранства древнерусских алтарных дверей, характерный для художественной культуры Новгорода. На створках изображены в рост в трехчетвертном повороте к центру два вселенских святителя, творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. В их руках развернутые свитки с текстами литургической службы. В навершии представлен один из самых распространенных сюжетов русского иконописания — «Благовещение». Подобная система убранства врат восходит к схеме византийской алтарной декорации, в которой с конца XI века появляется особая композиция «Служба святых отцов». Она представляет собой процессию сходящихся к центру святителей, возглавляемую Василием Великим и Иоанном Златоустом, а на лицевых гранях алтарных столбов изображается разделенная надвое сцена «Благовещение».

Царские врата играли важнейшую роль в богослужении: в определенные моменты службы они открывались. Через них выносились из алтаря Крест, Евангелие, Святые дары для причащения мирян. С XVI века до наших дней сохранилось несколько врат новгородского происхождения, сходных с данными. Это Царские врата первой половины XVI века из Кирилловского уезда Новгородской области (Новгородский музей) и часть врат XVI века из собрания Государственного Эрмитажа. Идентичны позы, одеяния, атрибуты изображенных, а также тексты, вписанные в развернутые свитки. Так, у Василия Великого — слова возглашения на литургии, обращенные к Богоматери: «Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенней...»; у Иоанна Златоуста — молитва первого антифона: «Господи Боже наш, его же держава...». Аналогичные тексты в свитках этих святых находятся и на новгородской софийской таблетке с изображением трех вселенских святителей. По стилю врата являются типичным образцом новгородского искусства рубежа XV–XVI веков. Для их художественного строя характерны яркие звучные краски, рельефная лепка ликов, расписанных плотной охрой с белильными высветлениями и мягкой подрумянкой. Выразительной чертой произведений иконописи этого времени являются орнаментированные по золоту нимбы, двухцветные поземы-коврики.


rusmuseumvrm

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БЛАГОВЕЩЕНИЕ (КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ) | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»