• Авторизация


РИСУНОК И АКВАРЕЛЬ (КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ) 04-04-2021 15:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Рисунок и акварель (Коллекция Государственного Русского музея)

Bo4kaMeda


01. Гагарин Г. Г. [1810, Санкт-Петербург – 1893, Шательро, Франция]
Церковь святых Апостолов в Фесалониках
Первая половина XIX века (?)
Бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш





02. Неизвестный художник
Михайловский замок
Начало XIX века
Бумага, акварель, тушь, перо
66,5 x 52,5


Акварель неизвестного автора запечатлела Михайловский замок (1796-1801, архитектор В. Бренна) в начале XIX века.

Своеобразный облик замка, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. С западной стороны расположена замковая Церковь Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, которую венчает шпиль – важнейший архитектурный акцент всего ансамбля.

В 1801 году на Марсовом поле недалеко от замка был установлен памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, который позднее был перенесен ближе к набережной Невы, где его можно увидеть и сегодня.



03. Свиньин П. П. [1787, усадьба Ефремова Галичского уезда Костромской губернии - 1839, Санкт- Петербург]
Новое высокое здание в Нью-Йорке
Лист из альбома "Путешествие по Америке". 1812
Бумага, акварель
10,2 х 13,2




04. Свиньин П. П. [1787, усадьба Ефремова Галичского уезда Костромской губернии - 1839, Санкт- Петербург]
Нью-Йорк
Лист из альбома "Путешествие по Америке". 1812
Бумага, акварель
10,2 х 13,2




05. Михайлов П. Н. [1786, Санкт-Петербург — 1840, Санкт-Петербург]
Вид порта Санта-Крус на острове Тенерифе 17 сентября 1819
Бумага, акварель, графитный карандаш
21,4 x 37,1




06. Михайлов П. Н. [1786, Санкт-Петербург — 1840, Санкт-Петербург]
Река на острове Таити
Бумага, акварель, графитный карандаш
27,7 x 38,1


Рисунок выполнен П. Н. Михайловым во время кругосветного плавания 1819–1821 гг. под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена на шлюпе «Восток».



07. Бриоски В. И. [1786, Флоренция - 1843, Санкт-Петербург]
Рука Всевышнего Отечество спасла 1828
Бумага, сепия, железо-галловые чернила, кисть, перо, процарапывание.
64 х 83 (в свету)


Как и скульптор И. П. Мартос в памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади, Бриоски следовал в своей композиции не букве исторических событий, а их духу: он изобразил Минина пришедшим к Пожарскому в составе посольства, хотя исторические факты этому противоречат. Надпись под литографией И. С. Щедровского (1833), исполненной по оригиналу Бриоски, сохранила для нас подлинное название композиции, а также донесла патриотическое чувство итальянского художника к его второй родине: «РУКА ВСЕВЫШНЯГО ОТЕЧЕСТВО СПАСЛА. / Первопрестольному Граду Москвѣ / Всеусердно посвящаетъ / Vincenzio Brioschi». Это название совпадает с названием известной исторической драмы Н. В. Кукольника (1832), премьера которой состоялась в 1834 году. Кукольник, в свою очередь, озаглавил свою пьесу строкой из трагедии В. А. Озерова Димитрий Донской» (1807).



08. Брюллов К. П. [1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рим
Сон бабушки и внучки 1829
Бумага на картоне, акварель, бронза, лак
22,5 x 27,4




09. Брюллов К. П. [1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима]
Сон монашенки 1831
картон тонкий, акварель, графитный карандаш, местами лак
22,5 х 27,4
Пост. в 1898 из собрания М. К. Тенишевой




10. Иванов А. А. [1806, Санкт-Петербург – 1858, Санкт-Петербург]
Ave Maria 1839
Бумага, акварель, графитный карандаш
41 x 55,5


В "Ave Maria" изображен обычай римлян собираться на улице, "в час после сумерек, у каждого образа Богородицы, и хором петь ей похвальные песни". Иванов сообщает отцу, что его сцена "состояла из 26 фигур, по большей части девиц, с возможным удержанием национальных мещанских костюмов; посреди стоял старик — запевало, который получал за это жалованье от правительства, а около его мальчики, у него учащиеся. В околичности представлена крепость римская на Тибре, вдали — Петр (собор святого Петра в Риме), крепость св. Ангела, или бывший мавзолей Адриана, и часть с большим новым театром Аполлона. Фигуры были освещены то свечами, то луной".



11. Агин В. А. [1820-е — не ранее 1855]
Гроб Николая I в Петропавловском соборе 1855
Бумага, акварель, белила, лак
30,1 × 38,2


Император Николай I скончался 18 февраля (2 марта) 1855 года в Зимнем дворце, в своем кабинете. С 27 февраля (11 марта) гроб с телом покойного императора был установлен в Петропавловском соборе, где 6 (18) марта состоялось погребение. На рисунке запечатлен один из моментов церемонии прощания с императором. В 1856 году было издано «Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го», согласно которому внутреннее траурное убранство собора было оформлено архитектором Огюстом Монферраном: «Гроб стоял на катафалке, <…> под огромным серебряным глазетовым балдахином с императорской короной наверху». Среди изображенных художником у гроба, в окружении семьи, вполне узнаваем молодой император Александр II. «Их Величества, Их Высочества <…> присутствовали всякий день на панихидах от 12 часов полудня до 2 часов после полудня и вечером от 7 до 9 часов. И народ, и войско <…> толпами стекались в Собор проститься с телом любимого Монарха».



12. Айвазовский И. К. [1817, Феодосия – 1900, там же]
Монастырь на острове Патмосе 1859
Бумага, сепия
14 х 21,2




13. Кившенко А. Д. [1851, Тульская область - 1895, Гейдельберг, Германия]
Олег прибивает щит к вратам Царьграда
Эскиз. 1874
Бумага желтая, акварель
66,8 x 105,1 (в свету)


Акварель исполнена А. Д. Кившенко в период обучения в классе исторической живописи ИАХ. За этот мастерски исполненный эскиз, воспроизводящий летописный сюжет получения Олегом византийской дани и символического водружения щита на врата Константинополя, Совет Академии удостоил художника премией в 100 рублей. В дальнейшем известность Кившенко принесли именно исторические и батальные картины.



14. Савицкий К. А. [1844, Таганрог - 1905, Пенза]
Коронация императора Александра III. Шествие из храма Христа Спасителя 1883
Бумага, акварель, гуашь




15. Левитан И. И. [1860, село Кибарты, Литва – 1900, Москва]
Пасека 1887
Papier-pelle, акварель, гуашь, графитный карандаш.


К этому мотиву Левитан обращался неоднократно. 1877 годом датирован пейзаж "Летний день. Пчельник". В ГТГ хранится картина 1880-х годов "Ульи" с дарственной надписью художника 1887 года. И каждая из этих композиций решена в особом цветовом и композиционном ключе. "Пасека" из собрания ГРМ по плотности красочного слоя тяготеет скорее к живописным работам художника. Композиция в приглушенной серо-зеленой гамме с единственным ярким пятном - оранжевым диском восходящей луны - удивительна по изысканности колористического решения и тонкости настроения. В передаче переходного "сумеречного" состояния природы она сродни таким поздним картинам Левитана, как "Стога. Сумерки" и "Сумерки".



16. Парланд А. А. [1842, Санкт-Петербург — 1919, Петроград]
Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге 1889
Бумага, акварель


Храм Воскресения Христова построен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах на месте смертельного ранения императора Александра II и получил народное имя «Храм Спаса на Крови».

Конкурс проектов храма на месте цареубийства в Петербурге был международным, включал работы европейских архитекторов, а его условия не ставили перед авторами стилистических границ. Однако выбор проекта Альфреда Парланда, подражавшего московско-ярославскому зодчеству XVII столетия с его ярким «узорочьем», был предрешен как вкусами нового государя, так и общей тенденцией вернуть европеизированный Петербург в лоно национальной традиции, которую понимали по-разному.



17. Бенуа А. Н. [1852, Санкт-Петербург – 1936, Франция, Фонте-о-Роз]
Вечер в Берёзунде 1890
Бумага, акварель, лак
23,8 x 32,2


Интерес императора Александра III к морскому делу, его внимание к развитию военного флота, укреплению позиций России на морях и поиск новых союзников общеизвестны. Однако с морем были связаны и очень личные страницы в биографии императора. Речь идет о регулярных летних прогулках царской семьи по Финляндским шхерам и частых визитах к венценосным родителям Марии Федоровны в Данию, также совершавшихся морским путем.

Своего рода «хроникером» этих путешествий стал знаменитый акварелист Альберт Бенуа. Он был представлен Александру III в 1883 году, и его пейзажи так понравились государю, что вскоре художник получил приглашение участвовать в шхерных плаваниях императорской семьи. Альберт Бенуа сопровождал императора в четырех вояжах (1886, 1888, 1890 и 1894 годов), и его акварели дают представление о тех идиллических пейзажах, в которых проходил отдых семьи Александра III, атмосфере гармонии и покоя, окружавшей путешественников во время движения маленькой эскадры вдоль живописных финских берегов, а также о неизменном энтузиазме, с которым местное население, движимое в равной степени верноподданническими чувствами и любопытством, встречало русского царя.

Виртуозное владение акварельной техникой позволяло Альберту Бенуа работать очень быстро и точно, запечатлевая как мгновенные эффекты освещения, так и конструкцию судов эскадры с их сложной оснасткой. И нет ничего удивительного в том, что искусство Альберта Бенуа нашло в лице Александра III истинного ценителя и мецената, а его работы приобретались для императорского собрания.



18. Сомов К. А. [1869, Петербург – 1939, Париж]
Пастораль
Бумага желтая, акварель
19,5 x 26,7 (наибольший)




19. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Кончина благоверного князя Александра Невского
Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумани. 1899–1900
Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель
29,8 х 39,2 (в свету)


Благоверный князь Александр Невский был небесным покровителем трех русских императоров, царствовавших в XIX столетии. Это способствовало строительству огромного количества храмов во имя этого святого. Один из них появился на рубеже XIX–XX веков в Абастумани (Южная Грузия) и служил придворной церковью великого князя Георгия Александровича, сына императора Александра III. Внутреннюю роспись храма в духе академизированного модерна выполнил М. В. Нестеров.



20. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Приезд царей Иоанна и Петра Алексееви- чей на Семеновский Потешный двор гор. Москвы и зачисление молодых сокольников в потешные
Иллюстрация к изданию Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси Конец ХVII–ХVIII в.» 1902. Т. III . После с. 6 (цветная вклейка). 1900
Картон, гуашь
37,2 х 50,8 (в свету)


Иоанн V Алексеевич (Романов, 1666–1696) — царь, единокровный брат и соправитель Петра I.

Петр I Алексеевич (Романов, 1672–1725) — царь, первый император Всероссийский (с 1721).



21. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Николай I и Александра Федоровна в Крейте в горах Тироля
Иллюстрация к изданию Н. И. Кутепова «Императорская охота на Руси. Конец ХVIII–ХIX в.» 1911. Т. IV.
Бумага, акварель, тушь
32,8 х 50,7




22. Остроумова-Лебедева А. П. [1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград]
Венеция. Столбы 1911
Бумага, уголь, акварель
36,2 х 52,7


В 1911 году Остроумова-Лебедева совершила продолжительное путешествие по Италии. В июле поселилась в Венеции и увлеченно взялась за работу. В "Автобиографических записках" она подробно описала последовательность всех этапов создания видов города, раскрыла свою художническую "кухню", свое видение соотношения натуры и художественного образа. Остроумова-Лебедева много рисовала, не работая красками с натуры, а лишь делая технические пометки о цветах и соотношениях тонов, и только дома рисунок "наполнялся" цветом, и главным здесь было — передать впечатление, рожденное городом. . "Я... представляла себе Венецию, — вспоминала художница, — на фоне нашей северной природы, когда все овеяно ласковой, нежной дымкой, контуры смягчены и не режут глаза. и вот я изобразила Венецию, не такой, какой она была в те дни, а такой, какой мне хотелось бы ее видеть — серебристо-серой...год спустя Бенуа написал мне из Венеции, как она завидует мне — я видела перламутровую Венецию, а ему приходится принимать ее яркой, освященной беспощадным солнцем. Он поверил моим изображениям Венеции"



23. Добужинский М. В. [1875, Новгород –1957, Нью-Йорк]
Петербург 1912
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш
67 х 172


Рисунок выполнен по заказу книгоиздателя И. Н. Кнебеля, готовившего издание "Русская история в картинках" в качестве учебного пособия по русской истории. Названный критикой "поэтом Петербурга", художник создал картину-рассказ, убедительную по своей достоверности и документальности. Он писал панораму непосредственно с натуры из окна алтаря Сенатской церкви, что позволило подробно и занимательно показать обыденную городскую жизнь на фоне строгой классической архитектуры одной из главных площадей города.



24. Кардовский Д. Н. [1866, дер. Осурово, Переславский район, Ярославская область – 1943, Переславль-Залесский]
Принятие боярином Михаилом Федоровичем Романовым посольства Земского собора в Ипатьевском монастыре 1912
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо, белила
44,8 х 57


Из всей трехвековой истории династии художник остановил свой выбор на моменте ее зарождения, когда в Ипатьевском монастыре представители Земского собора объявили Михаилу Федоровичу Романову об избрании его на царство. В соответствии со стилистикой и эстетикой рубежа XIX–XX веков Кардовский стремился решить сюжет в декоративном плане, акцентируя внимание на выстраивании ритмичной композиции, праздничный характер которой подчеркнут ярким узорочьем одежд и пышной торжественностью церковного интерьера. Возможно, акварель предназначалась для дальнейшего репродуцирования. (Н. С.)

Михаил Федорович (22 июля 1596 – 23 июля 1645) – первый царь из династии Романовых, дед Петра I. Сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной и двоюродного брата царя Федора Иоанновича, и Ксении Ивановны Шестовой. Избран на царство Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613, правил с 27 марта 1613, коронован 11 июля 1613. Внутренняя и внешняя политика в царствование Михаила Федоровича была направлена на ликвидацию последствий Смутного времени. 18 сентября 1624 вступил в брак с княжной Марией Владимировной Долгорукой, вскоре умершей. 5 февраля 1626 вступил во второй брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (1608–1645), имел десятерых детей.



25. Петров-Водкин К. С. [1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград]
Степан Разин
Эскиз панно для праздничного оформления Театральной площади. Петроград. 1918
Бумага, акварель, графитный карандаш
36,8 х 63,5


После Октябрьской революции Петров-Водкин активно включается в деятельность новых учреждений и особенно Высшей художественной школы. Также он принимает участие в плане монументальной пропаганды, в частности создает оформление улиц и площадей. К первой годовщине Октября вместе со своими учениками он делает проект оформления Театральной площади. Внимание привлекали два больших панно: «Микула Селянинович» и «Степан Разин». «Первым, чем я участвовал в революции – рассказывал позднее художник – был Степан Разин: молодая работа полная пафоса…!».

Стенька – одновременно и классовый борец, и полусказочный персонаж, жизнь которого полна опасных и романтических приключений – он штурмует крепости и соблазняет персидскую княжну. Разин значительно живее, привлекательнее некоторых других героев революционной мифологии: какого-нибудь одномерного горьковского Данко или скучного Энгельса. Стеньку «берут на вооружение» многие. Разину посвящают балеты, поэмы и романы.

Художник создает огромное панно – почти девять на пятнадцать метров – где изображает атамана плывущим на ладье по Волге. Само панно не сохранилось, а вот акварельный эскиз остался. Сцена решена в характерном для Водкина стиле: зритель видит происходящее чуть сверху, с очень широким углом обзора. Это позволяет внимательно разглядеть каждого персонажа. Разин сидит в центре, его фигура выглядит внушительнее остальных. Разин бьет кулаком по импровизированному столу, что выражает его революционную решительность. На столе натюрморт – водка, арбузы, хлеб. Думается, что этот мотив волновал зрителей не меньше разинской экспрессии – в Петрограде голод, мизерный хлебный паек выдают по карточкам, а арбузы бывают только нарисованные.



26. Добужинский М. В. [1875, Новгород –1957, Нью-Йорк]
Из жизни Петрограда в 1920 году 1920
Картон, гуашь, графитный карандаш
33,6 х 50,4


"С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я попытался запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Я пережил в Петербурге все революционные годы", — писал в книге воспоминаний Добужинский. Это тихое угасание города, погружение в сон, в небытие отразилось в серии литографий "Петербург в двадцать первом году". Но рисунок "Из жизни Петрограда в 1920" изображает скорее предсмертную агонию с ее устрашающими конвульсиями и гримасами. Над городом тогда властвовали голод и холод. Отчаявшиеся жители разбирали на дрова чудом уцелевшие деревянные постройки — "Старый Петербург". По земле, покрытой льдом и снегом, тянется вереница людей с бревнами и досками, а мимо, на санках, везут гроб — многим не суждено было пережить тяготы этих лютых зим. И как злая насмешка - золотой крендель не существующей больше булочной и призывно-яркие афиши на тумбе с надписями "бал", "танцы", "театр".



27. Хидекель Л. М. [1904, Витебск – 1986, Ленинград]
Перспективный рисунок кинотеатра «Москва»
1936-1938




28. Быльев-Протопопов Н. М. [1907, Севастополь – 1986, Санкт-Петербург]
У Медного всадника зимой. На Неву за водой
Из серии „Блокадные рисунки“. 1941–1942. 1941–1942
Бумага, гуашь, белила, акварель
32,2 х 45,1


Баррикады, люди, бредущие за водой на Неву мимо памятника Петру I („Медный всадник“), зашитого досками, – история, запечатленная в рисунках одного из очевидцев блокадного Ленинграда. Трагический контраст между закрытым памятником и ослабевшими, изможденными, но не сдающимися людьми является характерным штрихом этого времени.



29. Тимков Н. Е. [1912, Ростов-на-Дону — 1995, Ленинград]
Весна. Ленинград 1944
Бумага, гуашь
43,8 х 57,4




30. Платунов М. Г. [1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, Ленинград]
Русский музей 1942
Бумага, гуашь
41 х68,8


ГРМ

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РИСУНОК И АКВАРЕЛЬ (КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ) | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»