• Авторизация


ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ [1856 – 1910] (ГРМ) 27-03-2021 14:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [1856 – 1910] (ГРМ)

Bo4kaMeda



01. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Демон 1890 (1894)
Гипс раскрашенный
50 x 58 x 22
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


На протяжении ряда лет, с 1887 до середины 1890-х, Врубель вылепил несколько вариантов "Демона". Художник надеялся использовать скульптурную модель "как идеальную натуру" для воплощения в живописи "мятущегося человеческого духа". Голова Демона из собрания Русского музея – единственная сохранившаяся вариация на эту тему, воспринимается вполне самостоятельным художественным произведением. Врубель активно вводит в скульптуру цвет – прием, которым часто пользовались в начале ХХ века как ваятели, так и живописцы, пробующие свои силы в смежном виде искусства.


я Художник за работой. Фото 1898 года (150x213, 5Kb) ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]. Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").



02. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Маска льва 1891
Майолика, цветная глазурь
45,5 х 47,5 х 28
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87


Работа в Абрамцевской керамической мастерской оказала большое влияние на мастера. Погрузившись встихию Подмосковной художественной жизни, М. А. Врубель увлекся идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. Воснове сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. Одним из излюбленных для Врубеля стал образ льва, как символ власти и мощи, который, перекочевав с Востока, занял достойное место в русской символике. Характерные для майолики мягкие, округлые линии придали хищному животному добрый и мягкий характер. Подобные изображения были использованы в декоре печи-лежанки и скамьи в Абрамцевской усадьбе Мамонтовых. Произведение связано с оформлением ворот дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве. В 1910-е изображение львиной маски фигурировало на фирменных бланках Абрамцевской керамической мастерской.



03. Врубель М. А. х1856, Омск – 1910, Санкт-Петербургъ
Венеция. Декоративное панно. 1893
Холст, масло
319 х 134
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


Сюжеты многих произведений Врубеля навеяны собственными впечатлениями от пребывания в Италии в 1884–1885. В Венеции художник изучал средневековые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно. Панно "Венеция" было создано для дома К. Г. и Е. Д. Дункер в Москве, но было отклонено заказчиками и куплено К. Д. Арцыбушевым.

Художник переносит нас в эпоху итальянского Возрождения, на феерический венецианский карнавал. Роскошь колорита – сверкание лиловых, золотистых, бирюзовых красок — сразу же вводит зрителя в эмоциональную приподнятую атмосферу праздника. Будто всемогущий чародей мастер выхватывает из многолюдной, теснящейся толпы группу людей и заставляет их замереть в странных позах. Фрагментарная композиция напоминает внезапно остановленный кинокадр, центральное место в котором занимает черноокая красавица в богатом уборе. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Чуть позади чернобородый мужчина, вытянувшись, вглядывается во что-то, поразившее его воображение. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Отрешенный от царящей вокруг суеты, молодой человек не замечает неприятного старика, тревожно, недобро заглядывающего ему в лицо, словно пытаясь отгадать затаенные мысли. В вихре карнавала внезапно столкнулись люди, разные по возрасту, характеру, темпераменту, чуждые друг другу. И все же создается впечатление, что между ними протянуты невидимые нити, существует некая загадочная связь, разгадать которую художник предлагает зрителю. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция».



04. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Утро 1897
Холст, масло
261 x 447
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


Мечтая соединить в своем творчестве искусство с жизнью, Врубель работал над поисками высокого монументального стиля и особой национальной формы, используя в произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, для которого характерны также и контрастный переход от статики к движению, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Для художественного языка модерна характерна особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ.

Модерн обнаруживает пристрастие к аллегорическим сюжетам, которое можно наблюдать и в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет. Его художник называет "Лучом" и олицетворяет с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, в которых появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура справа дана фрагментарно: изображена женская голова с выражением страха и отчаяния.

Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Образы, созданные художником, многозначны и вызывают самые разные чувства, испытываемые человеком. Колорит панно, созданный из зеленых тонов, создает ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.

Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Шехтеля).



05. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Богатырь 1898–1899
Холст, масло
321,5 x 222 (прямоугольник с треугольным верхом)
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


Это произведение явилось прямым продолжением богатырской темы, которая была намечена в панно "Микула Селянинович". Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Васнецова, которые художник находил "недостаточно былинными", а также творчество композитора Н. А. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его фигура занимает всю поверхность холста: "Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего". Н. Г. Гарин-Михайловский был поражен "страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее". Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с "Паном", "Царевной-Лебедью" и другими работами.



06. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Блюдо "Садко" 1899–1900
Майолика, цветная глазурь
66 x 53 (овал)
Экспонирование Корпус Бенуа


Блюдо входит в серию майолик М. А. Врубеля на тему былины "Садко". В собрании ГРМ имеются еще два экземпляра, отличающиеся друг от друга размерами и цветовой гаммой. Акварельный эскиз к блюду (собрание ГРМ) был представлен на выставке "Мир искусства" 1903 года.



07. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Камин "Вольга и Микула"
По эскизу 1899
Майолика, цветная глазурь
246 х 295
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87


Произведение создано художником по мотивам русской былины новгородского цикла "Вольга и Микула Селянинович". Она послужила для художника литературно-поэтической канвой для воплощения образа русского народа. Главной сюжетной линией произведения становится не конфликт, а примирение воина Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. Великих богатырей связывает общая земля, ее сила и мощь.

В основе композиции камина "Вольга и Микула" – Нижегородское панно, переработанное с учетом специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Монументальное полотно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. Впервые камин экспонировался на выставке "Мир искусства" (1900).

Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» был выполнен по эскизу художника в нескольких экземплярах — между ними есть небольшие различия в цвете и некоторых деталях рисунка и декора. Предположительно, таких каминов было сделано около семи штук.





Рассказ об одном из семи вариантов облицовки камина, хранящемся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (проект "Артефакт").




08. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Летящий демон 1899
Холст, масло
138,5 x 430,5
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


Как и все, что делал мастер, „Летящий демон“ — глубоко искренняя и исповедальная картина. Она поражает мощью трагедийного замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, сильный герой-„ницшеанец“ не в силах творить зло и не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из „внутренней темницы“. Гордый, тоскующий, презирающий себя и все, реет он в безжизненной выси. Автобиографичность здесь „накладывается“ на носившиеся в воздухе настроения „конца века“, делая картину актуальной, выражающей мироощущение многих русских людей тех лет.



09. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Морская царевна 1899–1900
Майолика, цветная глазурь с металлическим отблеском, восстановительный обжиг
60 x 30 x 24
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87




10. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Морской царь 1899
Майолика, серая глазурь
57 х 44,6 (овал)
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87


В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора. Среди них и "Морской царь" – персонаж оперы "Садко". Будто из морской пучины проглядывает голова владыки водной стихии. Выражение "античного Посейдона" полно нежности и печали расставания со своей дочерью Волховой. Подвижность импрессионистской лепки позволила Врубелю найти такое декоративное решение, в котором выразилась атмосфера былинного сюжета, его музыкальность. Во многом благодаря этому скульптурная сюита органично вписывается в интерьеры стиля модерн. Экспонировался на выставке "Мир искусства" и в московской галерее Лемерсье в 1915 году.



11. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Садко
По модели 1899–1900
Майолика, цветная глазурь с металлическим отблеском, восстановительный обжиг
41 х 33 х 27
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87


Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора. Среди них и "Садко" – главный персонаж одноименной оперы.



12. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Садко на берегу Ильмень-озера 1899
Картон, акварель, серебрянная краска, бронзовая краска, графитный карандаш
51,8 х 65,9 (овал)


Эскиз майоликового блюда на тему оперы Н. А. Римского-Корсакова „Садко“.



13. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Абрамцевская керамическая мастерская
Царь Берендей 1899–1900
Майолика, цветная глазурь
46 х 33,2 х 18,5
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 87


Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. Образ мудрого царя страны берендеев из сказки А. Н. Островского "Снегурочка" – один из любимых художником. Печальная кончина Снегурочки и страшная погибель ее возлюбленного Мизгиря являются той искупительной "жертвой", благодаря которой гнев Ярилы должен погаснуть, и мифическим берендеям будет дарована счастливая жизнь. Художник изображает царя Берендея в тот момент, когда он принимает нелегкое, но единственно верное, по его мнению, решение. Исследователи творчества художника считают, что в этом сказочном персонаже отразились портретные черты композитора, автора оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова, с которым художник находился в большой дружбе. "Царь Берендей" экспонировался на всех показах врубелевских майолик, начиная с выставки "Мир искусства" (1900).



14. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Тридцать три богатыря 1901
Холст, масло
180,5 x 230




15. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель) 1904–1905
Холст, масло
160 x 130


Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868-1913) - жена художника, певица. Окончила Петербургскую консерваторию (1891), выступала на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова (1897–1902).

Этот портрет, отличающийся философским осмыслением натуры и монументальностью общего решения, воплотил важные черты искусства художника последних лет его творчества. Актриса запечатлена во время отдыха, судя по отблескам света на лице, у зажженного камина, как любил изображать жену в это время Врубель. Однако в ее облике ощущается не покой, а интенсивная работа мысли, внутреннее напряжение, подчеркнутое и цветовым строем холста.

В отличие от большинства созданных Врубелем портретов жены в образе доминируют не поэтическое начало, а трагическое, свойственное поздним полотнам художника. Оно поддержано и живописью, выдержанной в сине-фиолетовых „врубелевских“ тонах; показателен мазок – экспрессивный, нервный и в то же время предельно точный и экономный. Виртуозно, отдельными ударами кисти написана легкая ткань платья, сквозь которую просвечивают руки; двумя положенными рядом круглыми мазочками – белым и желтым – передан блекс золотого обручального кольца.

Портрет обладает большой впечатляющей силой, несмотря на то что представляет собой, по сути, лишь быстрый этюд, на котором даже лицо не прописано окончательно, а платье и кресло оставлены местами в подмалевке. Портрет был начат на части большого холста, содержавшего композицию из двух фигур – Пророка и серафима, о чем свидетельствуют оставшиеся от ранее писавшейся картины ноги и крылья в нижней части холста. В портрете сказался удивительный колористический дар художника, умеющего безошибочно связать и объединить в цвете два различных по характеру и разновременных изображения.



16. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок 1904
Бумага, акварель, пастель, гуашь, угольный карандаш, графитный карандаш, мел
67,6 х 32,3




17. Врубель М. А. [1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург]
Шестикрылый Серафим 1904
Холст, масло.
131 x 155
Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 66


Последнее большое произведение мастера, написанное им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка. К столетию А.С. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение "Пророк". Ему было близко и томление "духовной жаждою" среди "мрачной пустыни", и призыв поэта "глаголом жечь сердца людей". Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. На полотне Серафим увенчан огненным венцом, руки воздеты: в одной, обвитой змеей, он держит меч, в другой – кадильницу с пылающими углями.

Особенности живописи мастера, монументальность полотна свидетельствуют о глубоком философском осмыслении мастером традиций византийского и древнерусского искусства, изучении им иконы, мозаики, фрески. Он считал главной своей задачей "будить душу величавыми образами от мелочей обыденности".





МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. "Шестикрылый Серафим". Библейский сюжет

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и прикоснулся уст моих и сказал: вот, это прикоснулось устам твоим, и беззакония твои отнимет и грехи твои очистит.

Книга пророка Исаии




18. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Обручение Святой Девы Марии с Иосифом 1881
Бумага на картоне, тушь, сепия, перо
69,7 x 61,7
Государственный Русский музей




19. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Обручение Святой Девы Марии с Иосифом. 1881
Бумага, акварель, графитный карандаш
23,3 x 15,7
Государственный Русский музей




20. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Автопортрет. 1882—1883
Бумага, акварель
12,5 x 8,6
Государственный Русский музей




21. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Пирующие римляне. 1883
Бумага, смешанная техника
Государственный Русский музей




22. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Гамлет и Офелия. Конец 1883 – начало 1884
Бумага на картоне, акварель
24,4 x 16,7
Государственный Русский музей




23. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Гамлет и Офелия. 1884
Холст, масло
120 x 89
Государственный Русский музей




24. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Лилия. Декоративный мотив. 1895—1896
Бумага, акварель, гуашь, угольный карандаш
43,8 x 45,2
Государственный Русский музей




25. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Примавера. 1896
Бумага, акварель
Государственный Русский музей




26. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Сирень 1900
Дерево, масло
18,7 x 23
Государственный Русский музей




27. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Портрет сына. 1902
Государственный Русский музей




28. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Автопортрет с жемчужной раковиной. Конец 1904 – начало 1905
Бумага, акварель, уголь, гуашь, сангина
58,2 x 53
Государственный Русский музей




29. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Автопортрет. 1904
Бумага, уголь, карандаш
25,3 х 17,4
Государственный Русский музей




30. Портрет Н. И. Забелы-Врубель. 1904
Бумага, акварель, графитный карандаш
33,1 x 19,8
Государственный Русский музей




31. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Конец 1904 – начало 1905
Бумага, черная пастель, уголь, мел
44,2 x 38,8
Государственный Русский музей




32. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Портрет Н. И. Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев. 1904
Бумага, акварель, графитный карандаш
21,1 x 30,6
Государственный Русский музей




33. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Видение пророка Иезекииля. Начало 1906
Картон, уголь, акварель, гуашь, цветной карандаш
102,3 x 55,1
Государственный Русский музей




34. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан. 1905
Бумага, карандаш
Государственный Русский музей




35. Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан. 1905





36. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Голова серафима. 1904
Бумага, уголь, графитный карандаш
41,7 x 33,3
Государственный Русский музей





37. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Царевна Волхова (Н. И. Забела). 1897
Государственный Русский музей




38. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Букет сирени. 1904
Бумага, графитный карандаш
23,2 x 33
Государственный Русский музей




39. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Кампанулы. 1904
Бумага, графитный карандаш
33,2 x 19,8
Государственный Русский музей




40. Врубель Михаил Александрович [1856—1910]
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884
Бумага, смешанная техника
Государственный Русский музей




41. Автопортрет. 1905
Бумага, графитный карандаш.
27 x 15 см
ГРМ


rusmuseumvrm

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ [1856 – 1910] (ГРМ) | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»