Андре Дерен (фр. André Derain;1880 — 1954) — французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.
Подробнее: https://adindex.ru/publica
Масштабное полотно является центральным произведением «готического» периода в творчестве Дерена, предшествовавшего Первой мировой войне, оно синтезирует все его ключевые элементы. Монументальный образ сакрального действа получил отражение уже в его «Тайной вечере» (1911, Художественный институт, Чикаго), однако в последующие годы художник облек эту абстрактную схему «плотью» повседневного события.
Обыденная сцена — хозяйка отдает распоряжения служанке, а женщина, сидящая напротив, занята шитьем — приобретает метафизический характер, превращается в священнодействие, композиционно выстроенное вокруг помещенной в геометрический центр картины книги (молитвенника?). Фигуры персонажей, растворяясь в тенях, дематериализуются, они словно преображаются в бесплотные сущности.
Полотно в числе семи других картин Дерена стало одним из последних пополнений собрания Щукина
«По своему сюжету картина напоминает произведения голландских жанристов XVII века: перед нами интерьер с изображением в нем трех персонажей: сидящая за столом с книгой хозяйка, выслушивающая ее наставления служанка и занимающаяся рукоделием девушка. Дерен тщательно выписывает все детали обстановки: покрытый зеленой скатертью стол, стоящие на нем кофейник и тарелку с фруктами на белой салфетке, цветы в вазах на тумбочке и камине, недорогую посуду на полках."
" Ключ к пониманию картины следует искать, безусловно, в кругу идей неокатолицизма. Художник превращает повседневную сцену в ритуальное действо. Сцену можно интерпретировать как символическое воплощение Страстной субботы, в котором женским персонажам отводится роль трех Марий, бдящих у гроба Христа в ожидании Воскрешения. Благословляющий жест центральной фигуры при этом исполнен сакрального смысла. Деформация фигур женщин, каждая из которых образует замкнутый пластический объем, доведена до предела. Удлиненные пропорции моделей с вытянутыми шеями, тонкими длинными пальцами, напряженными застывшими лицами, напоминающими ритуальные маски, свидетельствуют об изучении Дереном готической скульптуры и негритянского искусства…»
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/subbota-1