• Авторизация


РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА: НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831 – 1894) 27-04-2019 09:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Русская религиозная живопись XIX века: Николай Николаевич Ге (1831 – 1894)

Bo4kaMeda
Николай Николаевич Ге в ранних своих композициях отдал дань романтизму, но впоследствии ушел от этого направления культуры. Он, как это было свойственно романтикам, мучительно искал «идеального» героя в своих ранних исторических картинах, в замечательных портретах своих современников, и не находил.



Ярошенко Николай Александрович (1846—1898)
Портрет художника Николая Николаевича Ге, 1890
Холст, масло
92 x 73
Государственный Русский музей


«Пытался я взять просто человека… человека того или другого. Я увидел, что все это мелочь. Кто же из живших, живущих может быть всем, полным XIX века идеалом?» — пишет художник, почти цитируя 115 Псалом: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».


Эти страстные и честные поиски должны были неизбежно привести к образу Христа. «Тайная вечеря», написанная в 1863 году, была поистине этапным произведением автора. Вот что сам художник писал о трагедии Тайной вечери:

«Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда Своего ученика, которого Он любил, который был рядом с Ним в Его странствиях. Здесь конфликт и конфликт внутренний, происходящий в душах каждого».




Тайная вечеря 1863
На евангельский сюжет (Мф. 26 : 20-29; Мк. 14 : 17-25; Лк. 22 : 14-38; Ин. 13 : 1-17)
Холст, масло
283 x 382 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В картине нет никакой археологической и исторической достоверности, но есть глубина психологической драмы, и Ге в этом истинный сын своего времени. Здесь нет загадки, как, скажем, у Леонардо да Винчи, где апостолы, поделившись на группы, встревожено спрашивают друг у друга: «Кто предатель?» Иуда назван и узнан сразу. Его изломанный, темный силуэт на первом плане не оставляет сомнений. Он, как бы, обречен на уход, он выталкивается из света.

Художник придал ему даже некоторые черты героического трагизма. Он – личность, действующая во имя «идеи». Вот как писал об этом Салтыков-Щедрин в журнале «Современник» в 1863 году:

«Он (Иуда) видел Иудею порабощенной и жаждал только одного: свергнуть чужеземное иго и возвратить отечеству его политическую независимость и славу». Цели Христа, по мнению Салтыкова-Щедрина – это общечеловеческие идеи справедливости, добра. Кстати, самого Христа Ге писал с Герцена, что поразительно и уже говорит о некоторой «приземленности идеала».

В 60-е гг. Ге еще далек от мистической тайны Евангелия. Идеи его еще вполне народнические. Салтыков-Щедрин далее пишет:

«Фигура возлежащего за столом Спасителя поражает глубиной скорби. Это именно та, прекрасная, просветленная сознанием скорбь, за которой открывается вся великость предстоящего подвига».



Тайная вечеря. 1866
Уменьшенное повторение картины (1863, ГРМ), за которую в 1863 году художник удостоен звания профессора.
На евангельский сюжет (Мф. 26 : 20-29; Мк. 14 : 17-25; Лк. 22 : 14-38; Ин. 13 : 1-17).
Холст, масло
66 x 89 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Идея, которая как бы материализовалась в образе Иуды, трактовалась современниками по-разному. Были сторонники понимания замысла картины как символа «отступничества», политического предательства. Здесь есть и проблема индивидуализма, т.н. «наполеоновская идея» – противопоставление личности и общества. Герцен назвал 60-е гг. временем «концов и начал», предчувствуя перемены.
<...>
Н. Н. Ге был солидарен с лучшими мыслителями своего времени: «Служить самому себе – это значит не видеть ничего вокруг и даже не знать самого себя. Ни одна вещь не создана специально для самой себя, а тем более человек, существо разума, обязанное найти причинную связь среди всех творений и «осмыслить все существующее».

Н. Н. Ге считал, что Иуда «предал не потому, что хотел 30 копеек, а потому, что не знал выхода в самом себе и думал сделать «доброе дело», уж очень много народу шло за Ним, ему казалось, что впереди их ожидает неминуемая гибель». Т.е. в трагедии предательства Иуды Н. Н. Ге видит иллюзию возможности сделать добро посредством зла, результат этого — неизбежный крах индивидуалистического бунта. В «Тайной вечере» Ге только ставит задачу, решает же ее почти 30 лет спустя в картине «Совесть». В ней поступок Иуды будет рассматриваться как неизлечимая болезнь, ведущая в смерть.

Картина «Отшествие Иуды» («Тайная Вечеря») привлекла огромное внимание современников и критики. Сам же Ге выделил высказывание Салтыкова-Щедрина и очень его ценил. Салтыков-Щедрин видит в картине параллель с современной социально-этической проблематикой. «Художник … доказывает толпе, что мир, им изображенный, может быть его собственным миром». Что же произошло с автором за 30 лет духовных и идейных поисков? Что представляла собой русская общественная мысль в это время «концов и начал»?



Совесть. Иуда. 1891
На евангельский сюжет (Ин. 18 : 3,12-13).
Холст, масло
149 x 210 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


В картине «Совесть», законченной в 1891 году, изображено предсмертное одиночество Иуды. Автор отходит здесь от канонических традиций. Он создает свой сюжет, доказывая, что евангельские истины вечны и не зависят от настроений сегодняшнего дня.

В картине поражает воплощенная глубина отчаяния, зримая, почти ощутимая богооставленность. Композиция вытянута по горизонтали. Ночь. На дороге, кажущейся нескончаемой, одинокая фигура, закутанная в плащ. Где-то в конце дороги люди, свет, тепло, но путнику туда не дойти. Он скован как цепями своей больной совестью, он бесконечно, беспредельно одинок в этой странной лунной ночи.

Он влечется, весь облитый ядовито-фосфорным светом луны. Поистине это пейзаж после атомной катастрофы, хотя никаких видимых разрушений нет. Разрушения внутри. И зритель видит, ощущает этот распад души. Так ответил Ге на распространенные в то время индивидуалистические идеи Штирнера, утверждавшего, что необходимо сделать свое «Я» свободным от «стеснительной шелухи» общепринятого.



Иуда
Холст, масло
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра


В России 1890-х гг. умами владел Ф. Ницше. В его трудах «По ту сторону добра и зла» и др. состраданию, любви к ближнему, равенству перед Богом противопоставлялись идеи антигуманистические: «человек по природе зол», «сострадание патологично», «падающего подтолкни» и т.д. Ницше воспевал сверхчеловека, который избрал своим оружием ложь, насилие и самый беззастенчивый эгоизм». Один из последователей Ницше в России журналист Минский утверждал, что совесть человека призрак, который ополчается на себялюбие не во имя нравственного идеала, а из страха смерти. «Будь человек бессмертен — он не имел бы даже отдаленного понятия о совести».

По мнению Н. Ге Иуда осужден на вечные муки совести, а значит – на смерть. Так Ге одним из первых в русском обществе дал оценку ницшеанству и явил этим свое духовное родство с В. Соловьевым, поднялся, оторвавшись от идей современников, до истинно христианского понимания евангельского события, что было чуждо современникам в то время.

Что же произошло в душе художника между этими двумя вехами: «Тайной вечерей» и «Совестью»? Все русское общество в последнюю четверть XIX в. переживало некий моральный «перелом». Возникала философия спасения мира от зла, путем его нравственного совершенствования. В чем же видели русские духовные лидеры средство «исправления» действительности? Громадное воздействие на умы оказало еще в 1880-гг. так называемое философско-нравственное учение Л. Н. Толстого.

Его «вера» предлагала постижение смысла жизни не через нравственный абсолют Христа, а через себя самого, но усовершенствованного. Зло, считал Толстой, есть что-то мало действенное, что можно одолеть путем увещевания. «Богословское творчество Толстого не создало сколько-нибудь прочного движения в мире.



Христос 1871
Офорт
38 x 26 см
Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова


Отдельными положениями и умозаключениями его питались и пользовались лишь разрушители Христовой веры и Церкви. Русский народ не откликнулся на толстовство, ни как на социальное явление, ни как на религиозный факт». Но «незаметно для себя русское общество как лодка проникается водой, проникалось разлагающим и опустошающим духом толстовской религиозности», – пишет архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Тем не менее, «пророчествующий голос яснополянского старца, возгремевший над Россией и над всем миром, стал слышаться в сознании русской и мировой интеллигенции как дух подлинного пророчества».

Далее архиепископ Иоанн пишет, что Толстой мог религиозно служить людям только в сфере художественного творчества. Но что-то постоянно мешало ему. Иоанн Шаховской считает, что Толстой не знал личного Бога, что он искал Бога помимо дверей Христа (через Индию, Китай). «Он не мог расстаться со своей мнимой свободой ума и сердца, стать рабом Христовым» . Архиепископ Иоанн Шаховской справедливо заключает, что если в художественной литературе нет более реального явления, чем Толстой, то в области религиозной и философской мысли нет явления более нежизненного

Вл. Соловьев в своей работе «Три разговора» развенчал теорию «непротивления злу». Он утверждал, что зло не есть недостаток добра, исчезающий с ростом последнего. Зло, считал Соловьев, укоренилось в человеческой жизни, и силы зла стали явно сильнее добра. «Зло всегда торжествует, а добро проваливается в ничтожество». Так Соловьев развенчивал теорию Толстого о «самоизживании зла».

Н. Н. Ге не мог остаться в стороне от всех этих направлений русской философской мысли. В 1890 г. он пишет картину «Что есть истина?»



Что есть истина?. Христос и Пилат, 1890
На евангельский сюжет, указанный в авторской надписи на картине (Ин. 18 : 38).
Холст, масло
233 x 171 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Она написана явно под влиянием учения Толстого. Но хотя здесь есть толстовская дидактика, образ Христа решен не в духе «жалости и кротости». Совершенно очевидно, что концепция «непротивления злу» не вдохновляла художника. Да, в картине явно виден примат духа, этот аскетический изможденный человек выражает гнев и воинственное одушевление. Ге отходит от толстовской идеи непротивления злу насилием. Его Христос воплощает в себе «мирную», но непримиримую борьбу со злом.



Суд синедриона. Повинен смерти!, 1892
На евангельский сюжет (Мф. 26 : 66-68).
Холст, масло
201 x 297 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


----------------------------------

Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

-----------------------------------

Таков «Иисус в Синедрионе» (1892 г.). Ге понял здесь то, что не чувствовали современники — что искусство дает возможность выражать высший смысл, воспитывать человечество. Две группы фарисеев полны зла и равнодушия. Христос, подвергаемый злобным издевательствам, отброшенный на край холста, тем не менее, противостоит злу.

Картина «Распятие» (1890 г.), уничтоженная художником по настоянию Толстого из-за безобразия лика Христа, так же была проникнута идеей добра активного, побеждающего.

И наконец «Голгофа».



Голгофа. 1893
На евангельский сюжет (Мф. 27 : 33-38; Ин. 19 : 17-18).
Холст, масло
222 x 191 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Язык картины живописный, пластический, совсем не похожий на язык современной Ге живописи. Он экспрессивен, страстен. Композиция фрагментарна. Рама картины срезает фигуру, указующую вытянутой рукой на Христа. Трое обреченных на казнь – Христос и разбойники – собраны в единый силуэт. Этим художник говорит нам, что Спаситель пришел спасти погибшее, падшее. Он – одно целое с плачущими и заблудшими. Но для этого спасительного соединения надо пройти через смерть, через позорную казнь, пережить богооставленность и лишь затем – воскресение.

Фигура Христа с заломленными руками полна скорби, но эта скорбь не о себе, а о нас, его распинающих: «Прости им, не ведают, что творят!» Замысел распятия, возникший в 1892 г., воплощавшийся в 1893 г. и окончательно оформившийся в 1894 г., поражает отходом от классической трактовки событий. Художник попытался на одном холсте отразить два события: смерть Христа, как трагический катаклизм, и воскрешение человека в разбойнике.


Христос и разбойник 1893
Подготовительная работа для картины Распятие
Холст, масло
70 x 96 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


Итак, оставаясь человеком своего времени, времени людей, готовых высмеять все святое и романтическое и одновременно готовых посвятить жизнь искусству во имя утверждения этого святого и романтического, Ге стал выразителем тенденций, выходящих далеко за рамки изобразительной сферы, посвятив себя целиком новозаветной теме.

Современникам, да и людям последующей эпохи это казалось странным пережитком исчезнувшего. Творчество Ге дает нам надежду и уверенность, что как ни неискоренимо зло в земной жизни человека, как ни разрушительны для христианства идеи Нового времени, истина, свет Христов победят.

Честертон как-то сказал: «Христианство раз шесть проваливалось в преисподнюю, и каждый раз погибали черти». Ге был одинок в своих исканиях. Современники пошли другим путем. Но Бог поругаем не бывает. Вера не может умереть, и в самые атеистические времена нам светят светильники великих ее подвижников. Николай Ге – один из них.

Текст: Лилия Николаевна Ратнер



Распятие 1892
Холст, масло
Музей д'Орсе, Париж, Франция




Голова распятого Христа 1893
Подготовительный этюд для картины «Распятие» (1894, Музей д'Орсе, Париж)
Холст, масло
63 x 49 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина




Распятие 1894
Эскиз
Бумага, уголь
58 x 46 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной.

Имеется два варианта «Распятия». Первый вариант полотна был написан в 1892 году, а второй – двумя годами позже. Как бы там ни было и первый и второй варианты картины производили на зрителя одинаковые впечатления. Полотна наводят угнетающие и безысходные эмоции.

Наверное трудно недооценить безысходность и полное отчаяние, последних минут жизни Христа и его смерти, которая ко всему прочему невыносимо мучительна. Уже ничего не сделать, когда тело прибито к кресту и висит на нем.

Обращая внимание на лицо, становится видно, как предсмертные муки исказили лицо и из уст донесся предсмертный болезненный крик. В этой работе живопись преисполнена экспрессией и реалистической выразительностью. В качестве основного приема, мастер использует резкие контрасты и игру света и тени.

Обратите внимание, как символично и равнодушно изображен по всей видимости один из «палачей», что на заднем плане, выполнив свою работу, просто равнодушно отправился по своим делам. Христос на этом полотне мучается не один, рядом были и другие неугодные, которые разделили с ним его муки и его судьбу. Очень страшное зрелище.

«Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало.

Драматичной была судьба этих двух картин, которые переходили из рук в руки, пока одно полотно не осело в д’Орсе (Париж), а второе было продано с аукциона неизвестному покупателю. Однажды, один частный коллекционер предложил минкультуры СССР выкупить эту картину, но как только был получен отказ, полотно снова исчезло и до сих пор нет никаких сведений о ее местонахождении.



Возвращение с погребения Христа 1859
Эскиз неосуществленной картины.
На евангельский сюжет (Лк. 23 : 56)
Бумага на картоне, масло
43 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Вестники Воскресения 1867
На евангельский сюжет (Мф. 28 : 1-15)
Холст, масло
229 x 352 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Работать над картиной художник начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».



Голова Богоматери 1860-1862
Этюд для неосуществленной картины Распятие
Холст, масло
37 x 33 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Голова Иоанна Богослова
1863 Этюд для картины Тайная вечеря
Холст, масло
36 х 31
Государственный Русский музей

Образ Иоанна художник писал со своей жены.



Голова апостола Андрея.
Начало 1860-х
Этюд для картины Тайная вечеря (1863, ГРМ), за которую художжник в 1863 удостоен звания профессора
Бумага на холсте, масло
49 x 38 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Портрет Г. П. Кондратьева. 1863
Рисунок для картины Тайная вечеря
Бумага на картоне, графитный карандаш
21 x 21 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад 1889
Холст, масло
142 x 192 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




В Гефсиманском саду 1869 -- 1880-е
На евангельский сюжет (Мк. 14 : 35-36).
Холст, масло
258 x 198 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




В Гефсиманском саду 1869
Уменьшенный вариант одноименной картины 1869 года, находящейся в ГТГ, другой уменьшенный вариант (1868) - в КМРИ
Холст, масло
86 x 65 см
Ивановское объединение художественных музеев

Николай Ге не отступает от религиозной темы, и пишет «Христос в Гефсиманском саду». Это творение он делал с 1869 по 1880 год. Его критикуют и заставляют верить в бездарность, но спустя некоторое время автор переделывает свое полотно, и тогда критики замолкаю.

Эта картина признана одним из шедевров великого художника. Чтобы нарисовать ее потребовалось несколько лет переосмысления и изучения своих работ. Была ежедневная работа над собой и подавление нелестных возгласов в адрес работ автора.

Ге Н. Н. показывает зрителю Христа, который готов развести свои руки. До его распятия осталось совсем немного, Иисус устал и, тем не менее, верит в силу своего верховного отца. В Гефсиманском саду он терзается сомнениями и борется со своими страхами. Он знает свое предназначение, но согласиться с этим ему до конца достаточно сложно.

Главная техника художника заключается в том, что он пишет все свои картины без эскизов и набросков. Николай Николаевич считает, что нужно писать душой, а поправки и лишние наброски рождают сомнение и неправильное восприятие формы.

Он представлял в своей голове, как выглядел Иисус в последние часы до распятия. На лице спасителя мы видим тревогу, но не отчаяние. Главный герой полотна обращается к своему создателю за пониманием и чтобы тот принял его в свои безмерные объятия. Он просит прощения за то, что не смог наставить людей на путь истины.

Христос уверен, что жертва станет не напрасной, только через боль и смерть проявляется истинная вера. Говоря с отцом, герой испытывает тревожное волнение и безумную усталость. Его одеяние растрепалось так же, как и душа великих грешников. Совершенно один в темном лесу он обращается вверх и знает, что там его слышат и прощают.

Это полотно будет длительное время выставляться на закрытых выставках. О нем будут говорить хорошее и плохое. Ге Николай Николаевич поймет, что это и есть настоящий успех.



Искушение Христа 1874
Эскиз неосуществленной картины
Холст, масло
Частное собрание




Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом 1864
Эскиз неосуществленной картины
Холст, масло
49 x 68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Христос в синагоге 1868
Эскиз неосуществленной картины. На евангельский сюжет (Лк. 4 : 16-29).
Холст, масло
34 x 52 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Христос перед Анной 1868
Эскиз неосуществленной картины. На евангельский сюжет (Ин. 18 : 13, 19-22).
Холст, масло
44 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Христос и Никодим 1889(?)
На евангельский сюжет (Ин. 3 : 1-21).
Холст, масло
70 x 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Разрушение Иерусалимского храма. 1859
Эскиз неосуществленной картины Разрушение Иерусалимского храма Титом
Холст, масло
61 x 75 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Суд царя Соломона 1854
Холст, масло
147 x 185 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Картина Суд царя Соломона написана на библейский сюжет, где царю предстоит нелегкая задача – рассудить двух женщин в споре о том, кому принадлежит ребенок. Художник удивительно эффектно применил цвет в описании характеров спорщиц.

Мало того, что отстраненность и равнодушие одной выражено в спокойной позе. Безразличие и легкое удивление написано на красивом лице. Впечатление усиливается холодным тоном одежды.

Порывистые движения настоящей матери младенца дополнены огненной накидкой, краем стелющейся по полу. Отчаянным жестом она останавливает воина. Взволнованное лицо передает ужас и мольбу.

И над всеми действующими лицами возвышается Соломон, сидящий на троне. Торжественное белое одеяние служит символом истины и справедливости. Взгляд царя обращен на коленопреклоненную женщину. Поза выражает раздумье и наблюдательность. Не возникает сомнений в том, что царь примет поистине мудрое решение.



Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы) 1856
Холст, масло
288 x 341 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжет картины заключается в следующем: подготавливаясь к сражению с филистимлянами, за предсказанием своего будущего к женщине с волшебными способностями обращается царь Саул – ему перестали сниться сновидения, и он начал веровать в то, что его связанность с Богом утратилась.

Но не так-то просто отыскать волшебницу. Саул лично отдал приказ своим подчиненным выгнать всех магов и колдунов, боясь проклятий и порч.

Оказавшись у волшебницы, та задала вопрос Саулу: “Какого человека ты намереваешься вызвать дух, великий царь?”. Решение Саула была не предсказуемым – ответ он пожелал узнать у усопшего Самуила. Это был тот, который еще при своем существовании предсказал смерть царя и всех его кровных наследников.

Саул желает получить другое пророчество от Самуила. Но дух умершего сообщает ту же самую весть, которую говорил и при жизни – готовясь к сражению с филистимлянами царят погибнет. Несчастливый и абсолютно без сил Саул падает на пол, потеряв шанс на всякую надежду. Это мгновение и запечатлел на своем холсте Ге.

Кто же предстал на самом деле царю? Был ли это действительно настоящий дух Самуила? А может это дело рук простой шарлатанки? Именно эти вопросы и стали волновать людей во все времена, переоблачаясь в темы для долгих дискуссий.

У художника не было цели воплотить в своей картине всю правду. Он профессионально отражает библейскую историю именно в том конкретно виде, в котором она дошла до наших дней.




Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого Чем люди живы 1886
50.5 × 34.3 см
Растушка, Литографический карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Автопортрет 1893
Холст, масло
65 x 52 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


pravmir.ru
art-catalog.ru
opisanie-kartin.com

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ XIX ВЕКА: НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831 – 1894) | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»