• Авторизация


Французский художник Жан-Леон Жером (1824-1904), картина "Фрина перед ареопагом". История суда над Фриной 26-03-2019 16:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Фрина (Frina)(ок. 390 г. до н. э. — ок. 330 г. до н. э.) — знаменитая афинская гетера, натурщица Праксителя и Апеллеса. Пракситель изваял по ее подобию знаменитую Афродиту Книдскую, а  Апеллеса она вдохновила на изображение Афродиты Анадиомены(выходящая из моря)

Фрина – одна из самых известных женщин античности. Она не правила царством, как Клеопатра, не сжигала города, как Таис, не вела бесед с мудрецами, как Аспазия. У нее была только красота, но этого хватило, чтобы навсегда войти в историю.Картинки по запросу Фрина перед Ареопагом

Фрина перед ареопагом. 1861. Холст, масло. 80 × 128 см. Гамбургский кунстхалле

Слава скульптуры Афродиты Книдской распространилась по всей Эгеиде и Средиземноморью, а с нею и слава Праксителя и Фрины. 
«Афродита Книдская» (350—330 гг. до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности и привлекала множество паломников.
Современники свидетельствуют, что тысячи паломников молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты, восклицая: 
«Прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»
Тысячи людей любовались и восхищались красотой Фрины. Поскольку Фрина была куртизанкой, в обществе разразился скандал.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Ее обвиняли в оскорблении установленного культа и желании ввести в государстве поклонение новым богам, в том, что она оскорбляет величие Элевсинских мистерий, изображая их в превратном виде, а также постоянно развращает самых выдающихся граждан республики, "отвращая их от службы на благо отечества".
Испуганная, растерянная стояла Фрина перед афинским судом, грозным и неумолимым. Еще недавно они приветствовали ее появление криками восторга. А теперь этот суд для них - лишь очередное зрелище...
В источниках упоминается, что предстала она перед Судом Гелиаи, а не перед Ареопагом. В названии картины художника Жерома использовано все же это более звучное слово. Ареопага, как верховного суда и высшей власти, еще в IV веке до н.э. в Афинах не существовало; суд состоял из назначенных архонтом-базилевсом граждан, суд присяжных, можно сказать. Именно такой суд приговорил Сократа к смертной казни. 
Гиперид, оратор, давно добивавшийся ее благосклонности, взялся защищать ее на суде. На суде Евфий заявил:
- Я обвиняю не гетеру, а воцарившееся в городе нечестие, что Фрина, сознает она это сама или нет, разыгрывает, к восторгу афинских юношей, да и людей постарше, воображая себя богиней Афродитой, выходящей из моря, да еще совершенно обнаженной. Что это такое, как не поругание и не оскорбление богини, которую едва ли кто из смертных видел нагой?
Очевидно, необходимо очистить город от этой порчи. Какое же наказание, по моему разумению, следует назначить гетере Фрине за нечестие? Поскольку она приезжая, естественно бы подумать, ее следует подвергнуть изгнанию, а имущество ее - конфисковать в пользу государства. Но ее ведь станут чествовать всюду, смеясь над Афинами! Остается одно: подвергнуть ее смерти - пусть ужас охватит всех греков и очистит нас от скверны,
Суд был настроен крайне сурово, и все красноречие адвоката и свидетелей не помогло разжалобить суд.

Тогда Гиперид приказал Фрине встать и сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. 
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность. А Евфия суд наказал крупным штрафом.

Фрина прожила долго, сохранив красоту до старости. Умерла она в почете, а в память о ней верный Пракситель установил в храме Дианы Эфесской золотую статую в Дельфах. На пьедестале была надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».

 

Жером хотя и написал полотно на сюжет далёкого прошлого, но адресовал его своим современникам.  Внутри картины было скрыто дополнительное противопоставление: в центре композиции на алтаре помещена статуэтка Афины Паллады — богини мудрости, которую никогда не изображали нагой. В лицах судей были представлены все возможные реакции на обнажённое женское тело — от радостного восхищения и интимного умиления до страха и раздражения. Фигуру Фрины художник писал с модели-современницы, а не её античных изображений. Иными словами, Жером не эпатировал публику, а щадил её консервативную часть: изображая стыдливость героини и сознательно отступая от античных источников, он попытался соответствовать нормам современной ему морали.

 (275x592, 41Kb)   (284x600, 19Kb)

Пракситель, Афродита Книдская (копии)

Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

Источник: http://smallbay.ru/artfrance/gerome_paintings.html

https://terrao.livejournal.com/1507156.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Французский художник Жан-Леон Жером (1824-1904), картина "Фрина перед ареопагом". История суда над Фриной | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»