27 октября близкие, друзья и поклонники актера Николая Караченцова отметят его 70-летие. Для меня он не только артист многих ролей в кино, но и прежде всего главный герой легендарной рок-оперы "Юнона и Авось", постановке которого в Московском театре "Ленком" не так давно исполнилось 30 лет. Видела экранизацию этого спектакля, дома есть его записи, а в последнее время в наш город довольно регулярно привозит его и коллектив Театра Алексея Рыбникова. В позапрошлом году мне довелось побывать на постановке этого театра, и я тогда поделилась своими впечатлениями в блоге на Mail.ru. Накануне юбилея любимого артиста просто не могла не вспомнить о "Юноне и Авось"... Привожу здесь мейловский пост, но, как всегда, с изменениями и дополнениями. Может быть, он будет интересен моим новым друзьям и читателям на Ли.ру...
Николай Караченцов "Я тебя никогда не забуду"
В выходные нечаянно попала на свой любимый спектакль «Юнона и Авось». Для меня, конечно, это событие, потому что когда-то видела эту рок-оперу в Москве, и было интересно посмотреть произведение в другой интерпретации (на этот раз в постановке Театра Алексея Рыбникова).
Сравнивать само действие оперы, актёров и манеру исполнения с постановкой «Ленкома», думаю, не стоит. Там само присутствие Караченцова, его харизма, его потрясающая энергетика не дают быть объективной. Когда он на сцене, забываешь, что ты в театре, хочется просто впитывать каждое его движение, его голос, его интонации...
Здесь же, поскольку молодых артистов видела впервые, можно было оценить всё: и новизну аранжировки, и авангардизм декораций, отличную хореографию…
Рок-оперу сократили до одного действия, но музыка Алексея Рыбникова осталась, и она главное украшение спектакля: играет всеми возможными красками - от ритмов тяжёлого рока до пленительных романсов и завораживающей православной музыки.
Вокальные номера рок-оперы, как указано в программе, поставлены прославленной певицей Жанной Рождественской, первой исполнительницей главных партий в операх Рыбникова и ряда знаменитых киношлягеров («Позвони мне, позвони», «Песня гадалки» и др.). Замечательные хореографические номера - в постановке Жанны Шмаковой (хореограф-постановщик мюзиклов «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Иствикские ведьмы», детского конкурса «Евровидение») сделали из представления яркое, незабываемое шоу. Главный режиссер нового варианта рок-оперы Александр Рыхлов (на фото ниже - он в центре). Он, кстати, ставил и оперу «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты») .
[590x502]
Молодые актеры, исполнившие главные роли - Игорь Кирилюк и Наталья Крестьянских, - конечно, понравились. На мой взгляд, такие серьезные роли, как Резанов и Кончита, им удались.
Пензенская публика тепло встречала московских артистов: арии, дуэты сопровождались бурными аплодисментами, а в финале зрители приветствовали участников спектакля стоя… Это, конечно, дань не только мастерству актеров труппы, но и истории большой Любви героев рок-оперы – Резанова и Кончиты…
Финал рок-оперы " Алиллуйя любви".
Немного истории
Конечно, вы о ней знаете… просто хочется еще раз вспомнить тех, кто в ней участвовал…
Граф Николай Петрович Резанов - в начале карьеры блестящий двадцатитрехлетний гвардеец-кавалергард, именно он сопровождал императрицу Екатерину Великую в ее поездке в завоеванный Крым... Награды и почести на протяжении всей службы у трех российских императоров...
В 1806 году камергер Резанов на парусниках "Юнона" и "Авось" отправился к берегам Калифорнии. Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставили Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей.
В том же году Резанов с экспедицией прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске.
После тяжелейшего пути через Тихий океан Резанов знакомится с испанскими монахами-францисканцами, с комендантом крепости Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. В его доме на балу, на который пригласили русских офицеров, Резанов увидел его дочь - шестнадцатилетнюю Кончиту деля Конченчион де Аргуэльо - и полюбил её.
Николай Караченцов и Елена Шанина в первых постановках "Юноны и Авось".
Юная Кончита ответила ему взаимностью, и через несколько недель они обручились.
По ряду обстоятельств Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита осталась верной своей любви и считала доходившие до нее сведения о смерти жениха просто вымыслом. Только в 1842 г. английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности гибели Резанова. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя после обручения, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.
В роли Резанова в последние годы на сцене "Ленкома" - Дмитрий Певцов
Спустя два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту на могиле, на одной стороне которого выбиты слова: «Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Я тебя никогда не увижу»...
Путь к известности
Русский эмигрант Александр Афанасьевич Шпилин в свое время писал: «Ни один государственный деятель не приобрел за границей, - несмотря на вековую враждебность и даже ненависть к России - такой трогательной симпатии, как Резанов. И не странно ли, не больно ли, что Резанов остался забытым и неизвестным в России…»
Это и постарался исправить поэт Андрей Вознесенский. По его воспоминаниям, поэму «Авось» (которая и легла в основу рок-оперы) он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который также использован российским поэтом.
Правда, Вознесенский в либретто оперы несколько вольно обошелся с исторической правдой. Была изменена хронология событий, граф Николай Петрович Румянцев, выдающийся государственный деятель, меценат, коллекционер и библиофил, чье собрание книг легло в основу Румянцевской, впоследствии Ленинской библиотеки, стал почему-то Алексеем Николаевичем. Или такая деталь - исторический Николай Резанов прекрасно владел испанским языком, в опере же он разговаривает с Кончитой и другими испанцами исключительно через переводчика…
[700x475]
Создатели рок-оперы - Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский - и первый исполнитель роли Резанова Николай Караченцов - на 20-летии первого спектакля
Поэма «Авось!» заметно отличалась от созданного впоследствии либретто оперы. Название ее означало как имя корабля, так и слово, которое, по мнению Вознесенского, было одним из проявлений особенности русского духа. Но корабль «Авось» - одномачтовый тендер, первый российский корабль, построенный на Аляске, был лишь вспомогательным судном, участвовавшим в той исторической экспедиции. Основным кораблем был трехмачтовый фрегат «Юнона». Поэтому либретто получило название «”Юнона” и “Авось”».
Алексею Рыбникову (на снимке ниже) для постановки в Ленкоме также пришлось переработать музыку оперы.
Условия театра не позволяли использовать симфонический оркестр, для него просто не было места. И первый, симфонический вариант пришлось переоркестровать для рок-ансамбля, так и появилась эта рок-опера.
Премьера рок-оперы «Юнона и Авось» состоялась в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева), и вот уже более 30 лет рок-опера идет с неизменным успехом и полным аншлагом. В 1983 году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден», затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: США, Германия, Голландия и другие страны. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.
Роль Резанова вплоть до автомобильной аварии исполнял Николай Караченцов (в дуэте с Еленой Шаниной, а впоследствии - с Анной Большовой), в последнее время её играл Дмитрий Певцов. Рок-оперу ставили также в Петербурге, Ростове и других городах.
Сцена из спектакля " Юнона и Авось", поставленного
в Ростовском музыкальном театре.
Существует две телеверсии спектакля - 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым. В новом варианте, снятом к 20-летию спектакля, были заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Раков.
Вторая исполнительница роли Кончиты - Анна Большова.
Нынешняя авторская версия Алексея Рыбникова, по мнению критиков, стала серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и возвращает изначальную идею авторов. В этой версии произведения соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки с образными и эстетическими приоритетами композитора.
Летом 2009 года, по инициативе Пьера Кардена, в его замке Лакост, Театр Алексея Рыбникова представил в рамках культурного обмена «Россия – Франция» новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось», которая прошла с огромным успехом.
После триумфа на фестивале во Франции театральная труппа Рыбникова вместе с рок-оперой «Юнона и Авось» гастролирует по российским городам, одним из пунктов её выступлений и стала Пенза.
Со дня создания оперы многое изменилось в мире, в стране, на театральных подмостках. Но неизменен оглушительный успех этого спектакля. До сих пор в Ленкоме, рыбниковском театре аншлаг, фантастическими тиражами распродаются записи музыки. И даже у тех, кто не видел спектакля при словах «”Юнона” и “Авось”» - трепещет сердце, что-то внутри загадочно резонирует....
В чём причины невиданного успеха спектакля? Только ли в поразительном сплаве музыки, стихов, режиссерокой и актерских работ? А может быть, ещё и в том, что на самом деле произошло 200 лет назад на другом краю света в далёкой Калифорнии?
Романс "Я тебя никогда не забуду"
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже Всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
И уже никогда не увижу…»
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета,
Я тебя никогда не увижу.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду...
Сцена из спектакля "Юнона и Авось" - "Белый шиповник"