Когда всю свою жизнь бабушка живет вместе с тобой, в детстве и не задумываешься, что бабушку можно назвать как-то по-другому. Вот и у меня такая история. Когда я родилась, моей бабушке было уже 70 лет. Она очень любила моего старшего брата Сашу, он был как две капли воды похож на отца. После моего рождения, бабушка сказала моей маме:
- Парня я тебе нянчила, а вот девка - твоя.
Но не тут-то было. Научившись лопотать, я обнимала ее и на ушко шептала:
- БабуськА, я тебе родненькая?
- Родненька.
- Кази: бозе паси никому не отдам.
Как можно было отказаться от прямых бабушкинских обязанностей? Мы стали с ней лучшими подружками, ходили на посиделки к соседкам на лавочку, устраивали тайные сговоры против родителей))), делились конфетами, варили постный борщ и картофельный супчик. Кроме нас эту еду никто не ел. Отец мой был шахтер и его постный борщ не впечатлял))).
И вот, лет в пять, я с удивлением узнаю, что моя бабушка- не просто БАБУШКА, а у нее есть имя. Странное такое. Ни на что не похожее. И зовут ее Ефросинья.
Помню, сидим с бабушкой, играем в карты)). Электричества нет, зима- какие-то неполадки на линии. В печке трещат дрова, на большом круглом столе свечка оплывает воском. Тепло, темно, уютноооо....
- Бабушка, а расскажи как вы жили до революции! Ну пожалуйста!
И бабушка, со знанием дела подкидывая нам карты, рассказывает.
Не претендую на историческую достоверность, просто мне хочется записать свои детские воспоминания и нарисовать ту картинку мира, которая складывалась под впечатлением бабушкиных рассказов.
Так вот. В один прекрасный солнечный день лета 1907 года в поле близ села Покровска родилась маленькая девочка. Да, да прямо в поле. Так как в семье уже были дети, да и работы было очень много, Мария решила, что до родов она успеет помочь мужу, будет кушать варить, а как почуствует, что роды близко, поедет в село. До дому было недалеко, а напряженный крестьянский быт диктовал свои условия: в начале лета крестьяне выезжали в поле и строили куреня. Так бабушка и говорила: куреня. Дома на хозяйстве оставались старики да малые дети, беременные на сносях да увечные. А остальные - все на трудовой подвиг. Приезжали на большие церковные праздники, да и то, если надвигалась непогода, а работа поджимала, шли к батюшке, он прощал и благословлял. Как никак, а от результатов труда зависело физическое выживание общины.
Девочку замотали в пелену, и оставили в курене. А дети, что были в поле с родителями собрались вокруг и с любопытсвом разглядывали малышку. Один шустрый ткнул в крошуку соломинкой, она сморщилась и заплакала. А тут и отец явился. Иван, высокий бородатый казак бережно взял дочечку на руки, вынес из куреня и передал Марии, лежавщей на телеге.
В Покровске их ждали старенькие родители и младшие сыновья Сеня и Митя, а старшая дочь и старший сын были в поле, помогали родителям.
Назвали девочку Ефросинья, как батюшка сказал. И день рождения у нее был 7 июля 1907 года: 07.07.07. Хотя у меня закрадываются некоторые подозрения по поводу дня рождения: если был праздник, почему работали в поле? старый это стиль или новый? Сейчас уже не спросишь.
Фрося росла шустрой, упрямой, с тонкими беленькими косичками. Носилась за старшими братьями и была той еще пацанкой: драла яйца в сорочьих гнездах, скакала на лошадях без седла, дралась с братьями.
В Покровске жили казаки, но это никак в семье не афишировалось. Только старые фотографии 1914 года подтверждают мои догадки. Ну не в чести были казаки у советской власти. А на фото мой прадед и его свояк в военной амуниции и подпись: Карпаты 1914 год.
1914 год. Только и детства у Фроси было, что до 1914 года. Еще некоторое время она жила, как любой ребенок в счастливом неведении о происходящих событиях, а потом трагические события, в которые погрузилась страна вошли и в ее жизнь.
Ну пока все.
Будет время погафоманю еще)).