[455x700]
ОДЕССА: МЕЛОДИЯ МОДЕРНАЕсли архитектура – музыка в камне, то не застывшая, нет – каждый слышит свое. Здания в стиле модерн создают ощущение беспокойства. Есть в них нечто необъяснимое… Модерн искал себя и не нашел, умолк на полуслове. Остались дома – загадочные, как фигуры на острове Пасхи.
[700x417]
Но верно ли, возникает порой мысль, наделять холодные каменные громады чем-то, явно им не свойственным? Все зависит от силы впечатления и каких-то неясных, едва уловимых ассоциаций, возникающих при общении (именно так!) с необычным «собеседником». Даже если неизвестно имя архитектора, возведенное им здание что-нибудь да расскажет о нем самом. Но стоит ли ставить знак равенства между авторами и их творениями? Создатели мрачных угрюмых домов были, быть может, веселыми и жизнерадостными людьми. Слишком глубокая сосредоточенность на образцах модерна может далеко завести… Одессе, впрочем, по сравнению с Москвой и Петербургом, можно сказать, «повезло» - там от обилия и буйного разнообразия модерна впору потерять голову. У нас- поменьше и поскромнее, что оставляет надежду сохранить ясность мысли.
[700x502](Нежинская,38. Особняк Стефанова - жемчужина одесского модерна)
Итак, модерн пришел на смену эклектике на рубеже XIX и XX столетий и просуществовал, в нескольких разновидностях, до Первой мировой войны.
[513x700]
(Нежинская,38. Портал проездной арки)
Ранний модерн был излишне декоративным и именно его порождение – ужасающие лики-маски, мифические чудовища, вычурность форм, буквально струящиеся по фасаду цветы на извилистых стеблях, листья, плоды, орнамент, словно сотканный из гибких причудливых линий (гостиница «Большая Московская» на Дерибасовской,дом Успенской, угол Кузнечной)
[700x551]
(дом по Маразлиевской, 2,орнаментальный, или живописный модерн)
[700x375]
(Нежинская 66. Дом с совой)
Еще сильно влияние эклектики и, в то же время, - страстное стремление ее преодолеть. Преодолели.
[700x514]
(Нежинская 52, югендстиль, рациональный модерн)
Рациональный модерн справедливо называют «строгим стилем». Степень строгости, конечно, различна, но ее могут нарушить, например, скромные вазы с ниспадающими фруктами или барельефы, представляющие сцены из жизни древних – египтян, римлян, греков
[424x700]
(Ясная,10)
Элементы рационального модерна можно найти в домах на Ришельевской угол Троицкой, Екатерининской, 35, Коблевской, 38-б, Преображенской, 62).
[700x671](Пантелеймоновская,32. Дом Шихман.)
Изгибы, текучесть линий, вертикальное членение стен, оригинальные выразительные решения различных частей фасада одного и того же здания характерны для модерна, но доминирующий мотив его строгой разновидности – фактурная штукатурка (дом по улице Толстого, 28 – прекрасный пример). Здания в стиле «модерн» редко завершаются просто крышей – так любимы архитекторами ступенчатые фронтоны и аттики, купола, башенки; плоскость стен вспарывается эркерами.
[700x424]
Но при таком, отнюдь не минимуме, декора и выразительных средств, о какой строгости может идти речь? В том-то и дело, что даже когда нет недостатка во всем вышеперечисленном, неизменно возникает впечатление… строгости, стройности, устремленности ввысь, за пределы…
[700x502]
(Успенская 7, дом Котляревской)
Модерн и в самом деле не замедлил выйти за пределы… самого себя. Неужели правы были те, кто даже не считал его стилем, - с точки зрения формирования четких канонов и завершенных эстетических стереотипов? Напряженный поиск совершенства привел к тому, что собственные приемы были исчерпаны, а то, что началось потом… Модернизированная классика с использованием архитектурных форм петровского барокко, классицизма и ампира – уже не модерн.
[700x418]
Это именно… модернизированная классика (Дерибасовская, 12, Пушкинская, 37). Своеобразным доказательством «кризиса жанра» служит тот факт, что одновременно с возведением домов в стиле «модерн» появляются здания, ничего общего с ним не имеющие. Они великолепны и украшают Одессу, эти псевдопалаццо (Еврейская, 12, Гоголя, 21, Новосельского, 75 – архитектор В. Прохаска), но, как ни грустно, это прощание с модерном…
А вдруг, кто знает, есть высший эстетический смысл в том, что эпоха этого странного стиля ограничена прелюдией и не был сыгран финал...
[700x656]
(Гоглля 21.Доходный дом М.П. Фон-Деш)