• Авторизация


Прогулка в стиле модерн 28-05-2014 21:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения NeMarina Оригинальное сообщение

[455x700] ОДЕССА: МЕЛОДИЯ МОДЕРНА

Если архитектура – музыка в камне, то не застывшая, нет – каждый слышит свое. Здания в стиле модерн создают ощущение беспокойства. Есть в них нечто необъяснимое… Модерн искал себя и не нашел, умолк на полуслове. Остались дома – загадочные, как фигуры на острове Пасхи.
[700x417] Но верно ли, возникает порой мысль, наделять холодные каменные громады чем-то, явно им не свойственным? Все зависит от силы впечатления и каких-то неясных, едва уловимых ассоциаций, возникающих при общении (именно так!) с необычным «собеседником». Даже если неизвестно имя архитектора, возведенное им здание что-нибудь да расскажет о нем самом. Но стоит ли ставить знак равенства между авторами и их творениями? Создатели мрачных угрюмых домов были, быть может, веселыми и жизнерадостными людьми. Слишком глубокая сосредоточенность на образцах модерна может далеко завести… Одессе, впрочем, по сравнению с Москвой и Петербургом, можно сказать, «повезло» - там от обилия и буйного разнообразия модерна впору потерять голову. У нас- поменьше и поскромнее, что оставляет надежду сохранить ясность мысли.
[700x502](Нежинская,38. Особняк Стефанова - жемчужина одесского модерна) Итак, модерн пришел на смену эклектике на рубеже XIX и XX столетий и просуществовал, в нескольких разновидностях, до Первой мировой войны. [513x700] (Нежинская,38. Портал проездной арки) Ранний модерн был излишне декоративным и именно его порождение – ужасающие лики-маски, мифические чудовища, вычурность форм, буквально струящиеся по фасаду цветы на извилистых стеблях, листья, плоды, орнамент, словно сотканный из гибких причудливых линий (гостиница «Большая Московская» на Дерибасовской,дом Успенской, угол Кузнечной) [700x551] (дом по Маразлиевской, 2,орнаментальный, или живописный модерн) [700x375] (Нежинская 66. Дом с совой) Еще сильно влияние эклектики и, в то же время, - страстное стремление ее преодолеть. Преодолели.
[700x514] (Нежинская 52, югендстиль, рациональный модерн) Рациональный модерн справедливо называют «строгим стилем». Степень строгости, конечно, различна, но ее могут нарушить, например, скромные вазы с ниспадающими фруктами или барельефы, представляющие сцены из жизни древних – египтян, римлян, греков [424x700] (Ясная,10) Элементы рационального модерна можно найти в домах на Ришельевской угол Троицкой, Екатерининской, 35, Коблевской, 38-б, Преображенской, 62). [700x671](Пантелеймоновская,32. Дом Шихман.) Изгибы, текучесть линий, вертикальное членение стен, оригинальные выразительные решения различных частей фасада одного и того же здания характерны для модерна, но доминирующий мотив его строгой разновидности – фактурная штукатурка (дом по улице Толстого, 28 – прекрасный пример). Здания в стиле «модерн» редко завершаются просто крышей – так любимы архитекторами ступенчатые фронтоны и аттики, купола, башенки; плоскость стен вспарывается эркерами. [700x424] Но при таком, отнюдь не минимуме, декора и выразительных средств, о какой строгости может идти речь? В том-то и дело, что даже когда нет недостатка во всем вышеперечисленном, неизменно возникает впечатление… строгости, стройности, устремленности ввысь, за пределы…
[700x502] (Успенская 7, дом Котляревской) Модерн и в самом деле не замедлил выйти за пределы… самого себя. Неужели правы были те, кто даже не считал его стилем, - с точки зрения формирования четких канонов и завершенных эстетических стереотипов? Напряженный поиск совершенства привел к тому, что собственные приемы были исчерпаны, а то, что началось потом… Модернизированная классика с использованием архитектурных форм петровского барокко, классицизма и ампира – уже не модерн. [700x418] Это именно… модернизированная классика (Дерибасовская, 12, Пушкинская, 37). Своеобразным доказательством «кризиса жанра» служит тот факт, что одновременно с возведением домов в стиле «модерн» появляются здания, ничего общего с ним не имеющие. Они великолепны и украшают Одессу, эти псевдопалаццо (Еврейская, 12, Гоголя, 21, Новосельского, 75 – архитектор В. Прохаска), но, как ни грустно, это прощание с модерном…
А вдруг, кто знает, есть высший эстетический смысл в том, что эпоха этого странного стиля ограничена прелюдией и не был сыгран финал...

[700x656] (Гоглля 21.Доходный дом М.П. Фон-Деш)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прогулка в стиле модерн | Птица_в_облаках - Дневник Птица_в_облаках | Лента друзей Птица_в_облаках / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»