В Гюмри нас занесла нелегкая, хотя, конечно, относительно — трехвагонная электричка Ереван-Гюмри не такая уж и тяжелая.
На железнодорожный вокзал Еревана мы приехали поглазеть на поезда. Потому что на двоих с подругой у нас два сына, как раз в том возрасте, когда паровозы и механизмы занимают всё внимание и воображение. На глаза нам попалось расписание армянских электричек и, опьяненные запахом путешествий, тут же решили отправиться в Гюмри. Потому что это второй по величине город Армении и время удобное. И потому что это просто здорово!
На следующий день мы проснулись кто в 6, кто в 7, приготовили сухие пайки и около восьми часов утра сели в такси. А в 8.30 — в электричку! Не так часто в этот ранний час удается быть на улице в Армении, всегда думала, что в это время Ереван спит, а в этот день поняла, как заблуждалась — народ суетился и в городе в целом, и тем более на ЖД вокзале.
[показать]
Вагоны не были полные под завязку, но гораздо более людные, чем ожидалось. Тем не менее, наша компания комфортно расположилась аж на четырех деревянных скамеечках. Кушали, глазели в окно.
[показать]
Если признаться, природа в этой части страны не особенно живописная. Сухие равнины, безликие поля, ничего яркого и примечательного. Гор как будто нет совсем. Единственное, что захотелось сфотографировать на пути — это станция Ани. Не столица Багратидской Армении с 961 года, не царство, не город тысячи и одной церкви, не легенда... — конечно, нет. Современный городишко Ани. Но мы мечтательно смотрим в окно и закусив губу, загадываем, что однажды приедем в настоящий Ани так же. На армянской электричке.
А пока, прильнув к окну напротив, забыв про станцию, уже не мечтательно, а с тоской глядим на другой берег реки Ахурян, турецкий берег. Где сегодня находится немалая часть исторического Ширакского региона, Западная Армения. На этой стороне — армянские рельсы , автотрасса и поля, на другой — армянская память и боль.
[показать]
По берегу Ахурян путь идет аж 20 минут — и всё это время мы смотрим в окно и пытаемся разглядеть руины великолепного города Ани или хотя бы какой-то тайный знак. А скорее всего, мы не можем не искать и не смотреть — потому что Ани тянет, как магнит.
И вот, наконец мы в Гюмри. По расписанию, в 11.04.
[показать]
Как театр начинается с вешалки, так город начинается с вокзала.
[показать]
В Гюмри он сочетает прелести советской постройки, армянские архитектурные традиции и европейские претензии — например, эти часы напоминают мне Пражские куранты, которые сейчас украшают главную страницу сайта ;)
[показать]
И снова похоже на европейский средневековый собор.
[показать]
Огромная фреска на армянскую бытовую тему
[показать]
Но выходим на улицу. Как раз на днях в Гюмри был открыт Музей железной дороги. До сих пор даже торжественные флажки не убрали.
[показать]
Мы долго бродили вокруг вокзала, искали здание музея, спрашивали и машинистов, и праздно гуляющих мужчин разного возраста, но никак не могли найти вход. Всё оказалось гораздо проще — музей находится под открытым небом, на второй платформе вокзала.
Обывателям немного скучно.
И только огромные локомотивы вызывают восторг.
[показать]
[показать]
Далее можно посмотреть поезда различного назначения.
[показать]
И не только посмотреть, но и полазить по ним. Никто не запрещает.
От вокзала идем пешком в центр, к главной площади города. По пути нам встречаются целых два учебных заведения. Техническое.
[показать]
С каменным Аветиком Исаакяном, известным армянским поэтом и прозаиком— уроженцем Казарапата, города близ Гюмри.
[показать]
Как и повсюду в Армении, в Гюмри можно пить чистую воду на улице совершенно бесплатно. Это не пулпулак в стандартном понимании, но редкая его разновидность — соединенный с хачкаром. А значит, устроенный с самыми добрыми намерениями и благословением.
[показать]
Почти дошли до площади. Здания, расположенные тут относятся к XX веку и запроектированы после землетрясения 1926 г.
[показать]
Квартиры в этих домах поражают красотой внешних арок и белым экстерьером.
[показать]
Городские кварталы («майла») получали свои названия в зависимости от этнической и религиозной принадлежности или профессиональной деятельности их жителей:
[показать]
Франков (католический), Урумов (греческий), Бошей (мастеров-решетников), Гехцонц (крестьянский), Слободка (русский) и Турков (турецкий).
Каждая рябинка, изредка встреченная в Армении, словно передает нам привет из России.
[показать]
И в этот день мы особенно рады этому привету: значит, поездка получится чудесной.
Однако, идем дальше.
Видно, что это историческая часть города, каждое здание, заброшенное или обжитое, имело свое особенное назначение.
Жилые постройки, мастерские, трактиры, гостевые дома.
[показать]
Без особых трудов можно образно представить городскую жизнь Гюмри (бывшего Александрополя) XIX века, который благодаря оригинальному слиянию традиций народной и европейской архитектуры, превратился в своего рода уникальный город в Восточной Армении.
[показать]
Через дорогу видим интересный памятник.
Но сильное движение автомобилей останавливает нас и остается любоваться скульптурой только издалека.
Нигде в сети не могу найти, что это за композиция. Возможно, есть читатели-гюмрийцы, расскажут нам о памятнике.
Еще одну неизвестную скульптуру мы встретили чуть дальше.
[показать]
Нарекли самостоятельно — "Папа и дети".
[показать]
Наконец, нашли кафе, чтобы полноценно пообедать. Кафе на счастье оказалось детским, где дети были вознаграждены за дорожное терпение.
[показать]
Далее на нашем пути встречается одна из самых красивых улиц Гюмри — бульвар Рыжкова.
[показать]
Здесь расположились магазины и небольшой «Вернисаж», рынок сувениров и изделий ручной работы.
[показать]
Здания, построенные в XIX-XX веках, отличаются разнообразием стилей, включая и дом с крашенным фасадом в стиле Русской Имперской эпохи.
Николай Иванович Рыжков является национальным героем Армении и почетным гражданином города Гюмри.
Далее мы гуляем по площади Вардананц, где сразу несколько объектов достойны пристального и неравнодушного внимания, поэтому посвятим им следующие отчеты.