• Авторизация


Теория Сольфеджио • Глава 1. Основы гармонии и теории музыки o 1.1. Элементарная теория музыки o 1.2. Система обертонов (гармоник) o 1.3. Звукоряд, му 25-12-2014 02:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 16 - ВИДЫ ГАРМОНИКИ № 1)

Вот, наконец, и довелось выяснить, чем отличается баян от гармошки, понять, что за инструмент - концертино, и запомнить, что все они, включая аккордеон, являются разновидностями одного музыкального инструмента - гармоники! Но начнем плясать от печки!

[показать]

Гармонь - современный вид.

Гармонь (гармоника, гармошка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть и другие данные.
Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А. М. Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории и бытованию их в России. В 1961 г. он создал частный "Международный музей гармоники". Коллекции музея были им подарены Москве к 850-летию столицы.
В 1780 г. (по другим данным - в 1783 году) петербургский мастер, чешский органный мастер Франтишек Киршник высказал идею о создании музыкального инструмента с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха.
В 1821 г. берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику. Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки (камеры), в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон.

[показать]

Владимир Маковский На бульваре 1886-87 г.г.




В 1822 г. Ф. Бушман добавил к губной гармонике резервуар-мех, сходный по форме с кузнечными мехами. Обе крышки гармоники были соединены вдоль одной из сторон и могли раскрываться и закрываться подобно вееру или крышкам переплета книг.
На правой крышке находился гриф с небольшим числом клавиш (6-9 шт.), на левой - ручка для растягивания и сжимания меха. На такой гармонике исполнялась только мелодия, клавиатуры для исполнения аккомпанемента не было.

[показать]

Леонид Соломаткин В трактире

[показать]

Михаил Кудрявцев Мальчик с гармошкой. 1870 г.

В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Он создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени: корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру.
Гармоника Демианова имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент).
С этого времени стали изготовлять две основные разновидности инструмента: немецкие и венские гармоники. Различие между ними заключалось не столько в музыкально-исполнительских возможностях, сколько в устройстве корпуса. На немецких гармониках клапаны мелодии размещались снаружи правой крышки, а клавиатура для левой руки - на специальной ручке, называемой грифом. На венских гармониках клапаны мелодии помещались в углублении правой крышки и закрывались деревянной сеткой, а клавиатура для левой руки - непосредственно на крышке аккомпанемента.

[показать]

Антонина Ржевская Веселая минутка 1897 г.

[показать]

Николай Богданов-Бельский Веселая компания 1920е г.

В начале 40-х годов XIX в. подобные гармоники появились в России.
О появлении ручной гармоники в России в литературных источниках указывается, что любители музыки из привилегированных слоев населения покупали гармоники за границей, которые затем через крепостных слуг попадали в деревню.
Кроме того, гармоники могли завезти иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.
Несколько позднее среди тульских кустарей существовало мнение о местном происхождении гармоники. Считалось, что ее изобрели оружейные мастера Сизов и Шкунаев. Имеются сведения, что уже в 30-х годах XIX и. в Тульской губернии производились гармоники. К сожалению, нельзя выяснить, о каких гармониках идет речь: о губных или ручных.
Уже в середине XIX в. в России широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях. А в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях.

[показать]

Федот Сычков Гармонист

[показать]

Федот Сычков У околицы

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.
К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская».
Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).
Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», раритетом стала первая двухрядная «русская венка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

[показать]

Борис Кустодиев Гармонист. Деревенская Масленица 1916 г.

[показать]

Борис Кустодиев Под милашкину гармошку 1927 г.

Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. Основным недостатком этих гармоник являлась не столько ограниченность диапазона звуков, сколько отсутствие свободы звучания в аккомпанементе.
Дальнейшее развитие русской однорядной гармоники шло по линии преодоления этого недостатка. Желание от него избавиться и стремление исполнять на гармонике мотивы местного песенного фольклора привели к созданию различных типов гармоник, называвшихся по месту изготовления и распространения их: саратовские, касимовские, череповецкие, вятские, ливенские, елецкие, сибирские, смоленские и др.

[показать]

Аркадий Пластов Молодые 1955-57 г.г.

[показать]

Михаил Шевченко Гармонист 1999 г.

Активным пропагандистом гармоник был известный русский гармонист П. Невский.
Работая над усовершенствованием гармоник, мастера Орловской губернии сконструировали гармонику, значительно отличавшуюся от прежних. Такая гармоника по месту изготовления (г. Ливны) была названа ливенкой. Характерная особенность этой гармоники заключалась в том, что при разжиме и сжиме меха каждая клавиша давала один и тот же звук. Известно, что западные мастера применили такой порядок расположения звуков значительно позже.

[показать]

Валентин Терещенко Играет гармонь. 2007 г.

В этот же период (70-е годы XIX в.) сибирскими мастерами была изготовлена сибирская гармоника, подобная ливенке. В 40-х годах XIX в. ручная гармоника тульской работы была завезена в Вятскую губернию.
Одновременно с развитием производства гармоник продолжалось их дальнейшее усовершенствование.
В первой половине 70-х годов XIX столетия впервые русскими мастерами были сконструированы двухрядные гармоники в Бологое.

[показать]

Александр Левченков Гармонист. 9-е мая. 2006 г.

[показать]

Рамаз Размадзе Красный мяч 2007 г.

Создателем первой русской хроматической гармоники был русский музыкант-самородок тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. Наконец, в 1870 г. новый инструмент был создан. При участии Белобородова тульскими мастерами было изготовлено 20 хроматических гармоник.
Таким образом, можно утверждать, что первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н. И. Белобородовым в Туле на 20 лет раньше, чем в Западной Европе.

[показать]

Сергей Евдокимов Играй гармонь 2008 г.

[показать]

Василий Куимов Гармонист 1991 г.

В 80-90-е гг. в обиходе встречались немецкие и венские двухрядные гармоники, но они не получили большого распространения в России. По принципу венской гармоники русские мастера создали более совершенный вид гармоники - венку русского строя.
Коренное изменение в клавиатурный басовый механизм гармоники было внесено тульским мастером Чулаковым. Был изготовлен гнутый механизм, при помощи которого появилась возможность одновременно извлекать звуки аккомпанемента с разным сочетанием нот при нажатии на одну кнопку, басовой клавиши.
Примерно в эти же годы в городе Ельце Орловской губернии появились гармоники, клавиатура которых располагалась по принципу фортепьяно. Первая такая гармоника была сконструирована мастером Ильиным, а вторая, более совершенная, - елецким мастером Черных. Диапазон елецкой рояльной гармоники в мелодии охватывал звуки от ноты до первой октавы до фа третьей октавы включительно. Клавиши для левой руки располагались с обеих сторон грифа.

[показать]

Игорь Мониава Гармонист 2008 г.

[показать]

Владимир Худобко Гармонист 1998 г.

[показать]

Владимир Курилов Гармонист 2000 г.

[показать]

Александр Громыко Гармонист

А. Новосельский в своей "Книге о гармонике" отмечает, что елецкие гармоники известны в России с конца прошлого столетия, в то время как на Западе рояльные гармоники получили распространение в 1910 - 1920 гг.
В 1891 г. баварский мастер Мирвальд сконструировал гармонику, клавиатура которой имела полную хроматическую гамму в диапазоне четырех октав. Примерно в 1892 г. такая гармоника уже была известна в России.

Материалы взяты в ВИКИПЕДИИ и здесь .

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Гармонь, баян, аккордеон":

Часть 1 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 16 - ВИДЫ ГАРМОНИКИ № 1)
Часть 2 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 17 - ВИДЫ ГАРМОНИКИ № 2)
Часть 3 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 18 - ВИДЫ ГАРМОНИКИ. АККОРДЕОН. № 3)
...
Часть 11 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 118 - ВИДЫ ГАРМОНИКИ. АККОРДЕОН № 11)
Часть 12 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 121 - ОТ ГАРМОШКИ ДО БАЯНА № 12)
Часть 13 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 141 - ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ! (русская живопись))


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Теория Сольфеджио • Глава 1. Основы гармонии и теории музыки o 1.1. Элементарная теория музыки o 1.2. Система обертонов (гармоник) o 1.3. Звукоряд, му | Голубая_Луна - Дневник Голубая_Луна | Лента друзей Голубая_Луна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»