Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
Культурному человеку, на самом деле, должны быть знакомы и следующие строки поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Но когда оказываешься возле Джвари, невольно начинаешь шептать именно самое начало.
Мужской монастырь Джвари стоит на горе Армази недалеко от старой грузинской столицы Мцхеты. А под горой, действительно, шумят, сливаясь зелеными струями, реки Арагва и Кура.
Строительство на горе для Грузии традиционно: считается, что люди должны потрудиться ради Господа и подняться к храму пешком — этот обычай сохраняется и по сей день. Но у этого места есть и своя история. По преданию, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. «Джвари» и переводится как «крест».
***
Еще в 545 году здесь был построен маленький храм, но от него остались только руины. Нынешняя церковь воздвигнута через полвека, и архитекторы приложили немало усилий, чтобы идеально вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой (1:7), форма (в плане — крест, вписанный в квадрат), купол на восьмигранном барабане (стал для грузинской храмовой архитектуры образцом), очень простые и экспрессивные скульптуры…
Фресок в Джвари нет и быть не могло — они появляются не ранее XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.
***
Имя архитектора достоверно неизвестно — предположительно, это был Микел Тхели. Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» — главным для зодчего было построить храм.
Строили не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом — чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.
***
С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь постоянно идут реставрационные работы, создаются специальные условия для сохранения особо ценных древних фрагментов храма.
***
Совсем недалеко от монастыря Джвари, в Мцхете, находится собор Светицховели, в котором хранится под спудом Хитон Господень. Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду.
Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера — истончалась и цепь.
«В наших силах, — говорят тут, — эту цепь восстановить».
Джвари. Реставрационные работы
Согласно преданию, здесь святая Нина воздвигла Крест
Святая равноапостольная Нина
Крест установлен под самым куполом
Иконостас современный
Купол храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Фрагмент креста в центре храма
Возле Иверской иконы, даже если это простая репродукция, почти всегда стоят цветы
Фрагменты внешнего декора
На коленях перед Господом изображен, судя по всему, сам архитектор
Развалины древнего малого храма Креста
Новая часовня
Развалины древних стен монастыря
Внизу продают глиняные изделия ручной работы...
...и изделия из овчины
Памятник М. Ю. Лермонтову
Икона «Моргающий Иисус» из Джвари...
В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкая икона, которую называют «Иисус Моргающий» или «Плат Святой Вероники».
Особенность таких изображений в том, что "лик на иконе открывает и закрывает очи": на одних людей, входящих в храм и подходящих к иконе, Иисус смотрит, а на других - нет. Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.
Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.
Известно, что среди экспонатов Александровского дворца находятся деревянные пяльцы Александры Федоровны с неоконченной вышивкой «Иисуса Моргающего». А в 1879 году в Петербурге на выставке немецких художников Габриель фон Макс представлял картину «Платок Святой Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Входящие в зал зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!»
А на Вас Христос смотрит?
Серия сообщений "Храмы, монастыри":
Часть 1 - Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Троице-Сергиева Лавра)
Часть 2 - Белогорский Николаевский монастырь
Часть 3 - Письмо Матронушке (куда писать свои упования)
Часть 4 - Главные достопримечательности Иерусалима
Часть 5 - Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ). Грузия
Часть 6 - Кирилло-Белозерский монастырь
Часть 7 - 7 самых необычных православных храмов России
Часть 8 - Мистика и легенды храма Спаса-на-крови