Человек создан для славы. Бог создал его для того, чтобы он был причастником Божественной славы. Царство Божие, в которое Господь нас призывает, является Царством славы. Поэтому стремление к славе – это потребность, вложенная Богом в природу человека. После того как человек отпал от Бога, эта потребность в нем не уничтожилась, а извратилась. Он стал искать не вечной, Божественной славы, а временной, человеческой, земной. Стремление к такой славе называется тщеславием, т.е. пустой славой. Люцифер также пал из-за того, что захотел славы не Божией от Бога, а своей от ангелов. Ангелы, которые пошли за ним, также отпали от Бога.
Стремление к славе не перед Богом, а перед другими тварными существами – это самая сильная и самая трудно боримая страсть. Она является самым большим препятствием для спасения. Именно она является причиной гнева на людей, т.е. злобы. Человек гневается на других потому, что перед ними тщеславится. В своем сердце он ждет от них славы (потому что считает себя достойным ее, а это является гордостью), а когда вместо нее получает оскорбление, пренебрежение или даже недостаточное на его взгляд уважение, он начинает гневаться или роптать на них. Он как бы говорит в себе: «я достоин чести и славы, а они меня не почитают».
Исцеляется тщеславие тем, что человек по мере познания себя начинает в сердце считать себя достойным не славы, а наказания, а по мере познания Бога, Действующего во всех и через всех, желать Его славы, т.е. желать, чтобы люди видели, что это Он действует и творит добро. Если в человеке нет этих двух деланий, то он будет тщеславиться. Однажды один старец сказал своему послушнику, что тот тщеславится, поэтому на него нападает демон. Послушник спросил, как он тщеславится, а старец ответил: «а ты этого не видишь». Послушник не видел своих тщеславных мыслей и желаний потому, что не стремился к смирению и познанию славы Божией в людях, познанию того, что «дивен Бог во святых Своих». Ибо Господь сказал: «и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф. 12:30). Если человек не смиряется, то он тщеславится, третьего не дано. Смирение должно стать главным внутренним деланием христианина. Об этом нужно размышлять и молиться. Вот пример молитвы о том, чтобы дела совершать ради Христа, а не ради себя и своей славы:
Господи Иисусе Христе, научи меня,
Делать дела Твои ради Тебя:
Не чтобы хвалили меня,
А чтоб познавали, хвалили и прославляли Тебя,
Чтобы отличали люди добро от зла,
Любили друг друга и жили ради Тебя.
В этой молитве выражены промежуточные и конечные цели добрых дел (дел Божиих, потому что все добрые дела не наши, а Божии): отрицание своей славы со стороны людей, прославление Бога через познание, различение добра и зла (рассуждение), любовь к ближним и к Богу (жить ради Него). Молитва короткая, но позволяет вспомнить о самых главных заповедях и правильно настроиться на доброе дело, чтобы не испортить его своим тщеславием.
[700x495]