[600x466]
Игральные карты — прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колода карт. Карты также используются для пасьянсов, фокусов и гадания.
[600x449]
На одной стороне карты (открытой), называемой лицом, обозначено её значение, закрытая сторона (рубашка) оформлена одинаково для всех карт колоды.
[600x511]
Для большинства современных игр используется стандартная (французская) колода, либо её урезанный вариант. Для многих игр используются специальные колоды. Среди таких игр выделяют коллекционные карточные игры.
[220x597]
Китайска игральная карта, датируемая ок. 1400 г. н. э., эпоха династии Мин
Первые игральные карты появились в Восточной Азии. В Корее и Китае карты упоминались уже в 12-м веке. Один из самых древних словарей Чинг цзе Тунга датировал происхождение первой китайской колоды 1120 годом.
[600x432]
Существуют также и более ранние упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы — они относятся к периоду правления в девятом веке Династии Тан (618—917 гг.)
[378x335]
Индийские круглые карты для игры "Ганджифа"
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из слоновой кости или дерева. Распространяясь в разных культурах колоды принимали различные формы и вид. В Индии играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.
[600x450]
Японские карты ута-гарута
В средневековой Японии во времена сегуната была распространена карточная игра Ута-гарута, в качестве колоды в которой использовались раковины мидий, изображавшие сцены быта, времена года и сцены стихов.
[382x600]
Четыре дракона Япония, 18 век
О том, как карты попали в Европу, нет точных данных. Предполагается, что путь распространения игральных карт был следующим: Китай — Персия — Индия — Египет — Европа. Долгое время «импорт» через арабские страны, как и участие мусульман в развитии карточных игр отрицали. Однако, позже было установлено, что последователи ислама не только играли в карточные игры, но и создали собственную колоду.
[600x441]
колода Мамлюков
Карты Мамлюков во многом напоминали Таро: 56 младших арканов и 22 старших козырей, делились на 4 масти — Мечи, Посохи, Кубки и Пентакли (также известные как Диски и Монеты).
[550x389]
Запрет Корана на изображение людей, мамлюки соблюдали и, поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты — арабески. Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Существует запись в хронике города Берн от 1367 года.
[487x600]
В 1370 году появилось слово naipes (игральные карты) в испанской книжке со стихами. С 1377 учащаются упоминания карт (чаще всего в связи с запретами). Самый обширный рассказ появился в том году из-под пера монаха в городе Фрайбург.
[313x400]
Есть еще веостя, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного. Но это всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.
[451x540]
К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.
[600x380]
Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка.
[591x411]
После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику.
[600x285]
Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.
[346x176]
Считается, что каждая фигура в картах представляет определенного исторического персонажа:
Царь Давид — король Пик.
Афина, богиня мудрости — дама Пик.
Александр Македонский — король Треф.
Аргина, анаграмма латинского Regina (королева) — дама Треф.
Юлий Цезарь — король Бубен.
библейская Рахиль — дама Бубен.
Карл Великий — король Червей.
Елена Троянская — дама Червей.
[580x600]
Ветхозаветные, Израиль, изд-во LION
[533x600]
Берлинская колода Fritz Fisher, Германия
[535x600]
Великая Россия Grimaud, Франция
[536x600]
Гжель, Саратов
[535x600]
Великие герцоги Тосканы, Lo Scorobeo, Италия
[533x600]
Золотой век, репринт колоды 1890г., СПб
[533x600]
Toscane, Dal Negro, Италия
[533x600]
Английский стандарт с номерами карт, Португалия
[533x600]
колода Версаль, СПб
[538x600]
колода Кайзер, репринт 1913г., Lo Scorobeo, Италия
Появление карт в России относится к царствованию Федора Иоанновича. Согласно Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года карточные игры считались серьезным преступлением, за которое полагалось клеймение раскаленным железом и вырывание ноздрей. При царе Петре отношение в картам улучшается, открывается их производство на двух небольших мануфактурах в Москве, хотя сам Петр играл в них очень редко.
[533x600]
Атласные карты худ. А.Шарлеманя
[533x600]
Русский стиль, Комбинат цветной печати, СПб
[536x600]
Славянские карты, КЦП, СПб
[533x600]
Исторические карты КЦП, СПб
[533x600]
Рейнская колода Piatnik, Австрия
[533x600]
Русские карты, Grimaud, Франция
[533x600]
колода Рококо, Piatnik, Австрия
Торговля игральными картами стала источником немалых доходов. Александр I вводит монополию на производство игральных карт, причем доход направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.
[533x600]
колода Aluette Франция, изд-во Grimaud, репринт колоды 1848г
[571x600]
колода Virginia Slims, изданы в США по заказу Филип Моррис
[533x600]
колода Гёте, репринт 1804г., Lo Scorobeo, Италия
[533x600]
колода Династия Романовых, АКМ Ltd.
[535x600]
колода Червоный Палех, Саратов
[579x600]
колода Луи XV, Франция, репринт колоды 1890г., изд-во Grimaud
[533x600]
Венская колода карт, ASS, Германия
[533x600]
колода Barokko, изд-во PIATNIK
Бумага для производства карт была низкого качества и поэтому предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Такие карты были гладкими, хорошо скользили при тасовании иназывались «атласными». Стоили они недешево: дюжина колод атласных карт в 1855 году стоила 5 рублей 40 копеек.
[533x600]
Глазетные крты , СПб
[533x600]
колода Майя, КЦП, СПб
[533x600]
Утамаро
С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.
[600x416]
Преферанс, В.М. Васнецов, 1879г
Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.
[600x548]
Интересные факты
Самым массовым производителем игральных карт в СССР был Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП, до 1970-х годов называвшийся 3-й Ленинградской фабрикой офсетной печати Главполиграфпрома. В колоды игральных карт ЛКЦП (по 52 штуки), кроме джокеров, с 1970-х до 2000-х годов вкладывались карманные календари на год или два вперёд с рисунками и гравюрами Ленинграда различных художников, обычно однотонные.
[600x461]
Карманные календари из колод ЛКЦП.
Так, в колоде 1980 года вложены 2 календаря на 1982 год с силуэтами города зелёного цвета работы А. Иванова, в колоде 1993 года — календарь с синей гравюрой Петропавловской крепости на 1995 год, в колоде 1998 года — изображение скульптурной группы коней Клодта на Аничковом мосту оранжевого цвета на 1999 год
[600x399]
Самой маленькой тиражной колодой игральных карт является колода размером 6,3Ч8,8 мм, изданная в Омске в 2010 году А. И. Коненко. Самый маленький карточный домик в мире был построен в марте 2011 г. в Омске Станиславом и Анатолием Коненко.
[569x473]
В старинных картах минимальной была единица, а не двойка, как принято. Такую колоду можно увидеть, например, в фильме Статский советник. Единица и туз по номиналу одно и то же во многих пасьянсах. Рисунок традиционной для России атласной колоды не изменялся вот уже более 150 лет.
[600x434]
Карты обозначали социальный статус игрока, так как были изготовлены из разных материалов. К примеру, шелковые карты были самыми дорогими. Популярными карточные игры стали к концу 16 века во Франции, а чуть позже и в остальной Европе. В Лондоне была издана книга «Умелый игрок» (1674 год), в которой описывались 12 карточных игр.
[597x390]
Венеция того времени была центром развлечений с особым укладом жизни. В домах аристократов делали специальные комнаты для игры в карты и общение с куртизанками. Самое первое казино было открыто здесь в 1638 году. Появившаяся в Венеции игра «примеро» стала очень популярной. Именно она, скорее всего, и стала первоначальной версией покера.
[600x317]
художник А.Е. Бейдеман
[600x307]
художник А.И.Шарлемань
Каждый город или провинция привносили свои характерные черты в правила карточных игр и содержимое колод. По началу использовались такие масти как цветы, желуди, обезьяны, попугаи. Позже были придуманы карты двухцветных мастей: сердца (церковь – класс духовенства), ромбы (бриллианты – класс торговцев), копья (пики – государство, власть), трефы (клевер – класс крестьян).
[600x407]
После какого-либо крупного исторического события художники переносили его сюжеты на карты. Так вместо дамы можно было увидеть Жанну Дарк, да и сама дама появилась вытеснив солдата. В арабских странах изображение человека не приветствовалось, а католическая церковь ничего не имела против этого. Поэтому игральные карты украшались нередко изображениями библейских персонажей, исторических личностей и мифических героев.
[600x480]
Пиковая Дама - это всегда коварная, хитрая, темная личность.
Червовая Дама - кокетливая, романтичная, привлекательная.
Трефовая Дама - смелая, уверенная в себе, брюнетка.
Бубновая Дама - молодая, красивая, светлая, добрая.
Посмотрите замечательную подборку женских образов в игральных картах, выпущенных в разные времена и в разных странах.
[600x450]
Художник Владислав Эрко. г. Киев. Автор получивших всеобщее признание иллюстраций к книгам Пауло Коэльо, Карлоса Кастанеды, Ричарда Баха, а также к книгам для детей – «Снежная королева» и «Сказки туманного Альбиона» и многим другим.
[600x480]
Игральные карты "Палех" 1937год. Художник П. Баженов. Эта колода 1937 года была напечатана специально для всемирной выставки в Париже. Тираж был не очень большой и купить такую колоду могли лишь Французы.
[600x480]
Художник Argio Orell для фабрики Modiano(Италия) в 1910 году
[600x450]
Игральные карты фабрики Альтенбург 1848г. Основным достоинством игральных карт из Альтенбурга является их узнаваемый стиль. Мягкие, плавные образы, элегантные персонажи и неповторимые краски в оформлении колод стали буквально "визитной карточкой.
[600x450]
Игральные карты в стиле рококо (французская версия). Фабрика Grimaud (Франция) 1918г.
[600x450]
Карты компании Grimaud 1889 г. По некоторым данным произведены специально для "Восточного экспресса".
[600x450]
Карты в японском стиле. Художник Инна Янкевич.
[600x450]
Немецкий овал фабрики WUST 1930г.
[600x450]
"Модерн" - эти игральные карты впервые были напечатаны на императорской карточной фабрике в Петербурге, 1910году.
[500x332]
Игральные карты. Это целое искусство! Образы игральных карт всегда вызывали определенные ощущения. У каждой карты своя особая энергетика! Графика, композиция, костюмы разных эпох и народов, цвет и настроение - это как костюмированный спектакль !
блог Сударушки
|
|