ЛиРу снова чудит – теперь иногда не работает ссылка "Читать далее...",
раскрывающая текст под катом.
Чтобы раскрыть пост, нажимайте на заголовок.
После прохождения RPG Maker'овских Wait – Extended и Close Your Eyes я вошла во вкус и специально обыскала свою библиотеку на предмет игр на этом движке, не являвшихся jRPG в жанре фэнтези. Их почти не нашлось (объёмную серию Space Pilgrim я пока обхожу стороной), так что пришлось искать что-нибудь интересненькое в том числе среди бесплатных игр. В этом посте:
• Close Your Eyes
• Always Sometimes Monsters
• Trick & Treat
• Greyfox RPG
• The Deed и The Deed: Dynasty
• Stray Cat Crossing
Close Your Eyes
На случай, если кто-то не пренебрёг предупреждениями в шапке поста об игре Red Haze и не стал его читать, я продублирую здесь несколько абзацев оттуда, посвящённых Close Your Eyes.
Когда я узнала, что понравившаяся мне Red Haze является спин-оффом первой игры автора, которую в Стиме можно установить бесплатно, то поспешила ознакомиться ещё и с ней. Оказалось, в Red Haze действительно много "реверансов" в её сторону, как и писали на форуме. Точнее, даже не реверансов, а повторов, но это ничего: для себя я объяснила это тем, что Close Your Eyes – это проба пера, черновик, удачные куски которого затем пошли в другой, чистовой проект.
По сюжету маленькое беленькое существо в монашеской робе убегает из комнаты, где его хотели повесить за совершённые преступления, и попадает то ли в метро, то ли в потусторонний мир – герой сам не знает, а персонаж по имени Host – Ведущий – всё время запутывает его и задаёт из ниоткуда личные вопросы. Главного героя называют Маршмэллоу, есть в нём и правда большое сходство с американской зефиркой, но при чём тут монашеская роба, всё равно не понятно. Чем дальше проходишь игру, тем больше появляется вопросов, её структура очень нетипичная, не понятно, когда ожидать конец.
Из головоломок мне запомнились три: с поездом почти в самом начале, которую я не смогла решить; с кандидатами на повешение почти в самом конце, которая показалась мне простой, но интересной; и с кладбищем, на которую пришлось бы потратить много времени, чтобы понять и решить самостоятельно, но это, думаю, возможно. Основную же часть времени Маршмэллоу ходит по объёмным локациям-лабиринтам, тыкается в запертые двери и собирает ключи, чтобы их открыть. Чтобы различать ключи, на словах им придали разную форму (ключи никогда не показываются, в игре только пишут, что ты их подбираешь и используешь), и сначала идут всякие круги и квадраты, звёзды, а потом появляются ламниската (lemniscate), эннеаграмма (enneagram) и другие "фигуры" с незнакомыми названиями. Это необычно, и это, должно быть, примитивно иллюстрирует то, как всё усложняется в сознании главного героя.

Концовок восемь, одна из них, самая безумная, названа каноничной, но мне кажется, что это шутка, тем более что она очень напоминает концовки-пасхалки серии Silent Hill.
"Катсцены" (пишу в кавычках, потому что это даже не слайд-шоу, а просто одна картинка на каждую сцену) в этой игре озвучены, и голоса подобраны, скажем там, интересные, характерные. Ведущего озвучивает сам разработчик. В начале игры к тому же озвучены три короткие песенки на кассетах, чрезвычайно странные по форме и жутковатые, когда пытаешься связать их содержание с тем, что происходит в игре.
Сюжет подаётся очень завуалированно, я так до конца и не поняла, что произошло, потому что не ясно, где реальность, где воспоминания, где альтернативный мир, играющий с сознанием главного героя. Опишу своё видение этой истории, и это, очевидно, будут СПОЙЛЕРЫ длиной в целый абзац. Скорее всего, я всё поняла неправильно. Жила-была девушка с фиолетовыми волосами, такая одинокая, что из близких у неё была только мать, но та умерла. Девушка занялась чёрной магией и собиралась воскресить мать, но для этого ей требовалось убить несколько человек, чего она не могла сделать сама. Для этой цели из подручных материалов она создала себе помощника – Маршмэллоу. Сначала он убил мальчика, а потом отправился в особняк, где проходила вечеринка, и убил всех там. Не знаю, дошло ли дело до ритуала, но девушка была очень благодарна, она полюбила Маршмэллоу, теперь он стал единственным близким существом для неё. Но за свои злодеяния он попадает куда-то вроде Чистилища, хозяин которого снова и снова мучает его, напоминает о содеянном и заставляет осознавать, насколько кошмарны его поступки. Только это бесполезно – то ли потому, что Маршмэллоу – созданное неестественным образом существо, которое не способно сопереживать, то ли потому, что он тоже любит девушку и ни о чём не жалеет, ради неё он бы повторил всё это снова, то ли автор плохо передал его эмоции и на самом деле главный герой должен испытывать душевные муки, просто мы этого не видим. В том странном мире, куда он попал, его преследуют ещё два персонажа: старшая сестра убитого мальчика, жаждущая мести, и некий Саймон, оставляющий герою любовные записки порой неприличного содержания. Говорят, Саймон – это богомолообразный монстр, которого в одном моменте можно увидеть убегающим с локации, и это, как вы понимаете, никак не помогает расшифровать происходящее. В моей интерпретации сюжета много дыр и нестыковок, но другой я пока даже в интернете не видела, так что довольствуюсь этой.

Я получила от этой игры удовольствие, но почти никакой новой информации к лору Red Haze мне она не предоставила (только то, что подружка Маршмэллоу похожа на сестру Рокет).
Close Your Eyes была сделана для конкурса за несколько суток, потом доработана и выпущена в Стим. На тот момент в голове у автора, известного в интернете под ником AestheticGamer, были запланированы ещё несколько игр, которые выходят как раз сейчас (хотя намечались на 2016–2017 гг.). Я уже было записала этого разработчика в свои любимые игровые художники наряду с Ремигишем Михальски и Американом Макги, но оказалось, что он дико повторяется в своих играх: персонажи, да и события, кажется, всё те же, что мы видели в предыдущих играх, только теперь это неумелое 3D. Я простила ему повторы в Close Your Eyes и Red Haze напрасно. Здорово, что ему искренне нравится придуманный им жуткий мир Рокет и Маршмэллоу, но он на нём застрял и не придумывает новых героев, таких же характерных и запоминающихся, как и не придумывает новые жуткие события, вписывающиеся в тот же мир. Он словно выпускает одни ремейки. Я всё равно буду приглядывать за ним и ждать чего-нибудь эдакого.
Always Sometimes Monsters
С этой игры я ещё до стимовской акции решила "стряхнуть пыль" и продолжила её прохождение через три с половиной года. Здорово, что игра поддерживает облачное сохранение и спустя столько времени предоставила мне старые сейвы. Естественно, к этому моменту я всё забыла и вынуждена была начинать сначала...
Тогда, в первый раз, я случайно выбрала в качестве главного героя странного мужика и назвала его L. В этот раз я отнеслась к выбору главного героя внимательнее, ведь это лицо придётся наблюдать всю оставшуюся игру. В итоге получилась азиаточка в клетчатой рубашке и берете с привычным по предыдущей игре именем Marshmallow, а её парой стала милая мулатка по имени Cocoa. Зефирка и Какаушко – сразу понятно, что они созданы быть вместе.
По сюжету Зефирка расстаётся с Какаушкой, лениво работает над своей книгой и испытывает финансовые трудности, из-за чего в итоге оказывается на улице: владелец квартиры отбирает ключ и обещает вернуть его только при условии возврата всех долгов. Как будто мало всех этих неприятностей – по почте приходит приглашение от Какаушки на её свадьбу. Зефирка растеряна, но решает ехать, и у неё всего месяц на то, чтобы собрать деньги на билеты.
За следующие тридцать дней героиня сменит несколько работ, мест жительства и даже городов, и я не уверена, что из увиденного мной входит в обязательную программу, а что я выбрала из нескольких доступных вариантов. Каждые игровые сутки делятся на день, вечер и ночь, днём и вечером можно выполнить по одному большому делу, связанному с заработком, а ночью нужно искать место для сна. Ты стараешься экономить на еде, на жилье, берёшься за любое дело, которое тебе предложат, благо работёнка попадается непыльная. Помимо этого, в игру зачем-то добавлено коллекционирование фигурок Indie Heroz, спрятанных в разных укромных местах и изображающих персонажей игр, которые нельзя назвать инди. Например, Postal 2.

В игре очень много маленьких деталей, которые меняются в зависимости от персонажа, которого выбираешь в начале, и от принятых в процессе прохождения решений. Не помню, что злой арендатор говорил моему первому герою, но азиатке Маршмэллоу в ответ на просьбу подождать с оплатой квартиры он заявил, что устал ждать, пока ей позвонят бизнесмены и позовут её выступить в качестве блюда для суши, имея в виду нётаймори. Тут тебе и расизм, и намёк на лень героини, которая нормальным трудом зарабатывать не намерена, а как будто ждёт этого звонка, и удивительные познания старика в реалиях жизни, которые от обычных людей должны быть скрыты.
И тебе постоянно предлагают что-то выбрать – украсть или остаться голодным, вступиться за другого человека или спасать собственную жизнь, обмануть или остаться ни с чем... В итоге всё это тебе припомнят. Я сверялась с прохождением, потому что, как и многие, поначалу вообще не представляла, что мне делать. Город довольно большой, народу в них много, непонятно, кто друг, а кто враг, где взять денег. Потом стало полегче, я старалась делать только добро. В конце игры мне припомнили поступок, который я не считала плохим, потому что, видимо, неправильно прочитала предложение. В первом городе соседка пригласила Маршмэллоу к себе и после ужина предложила ей забрать у неё кое-что ценное, принадлежавшее её покойному мужу. Бейсбольные карточки. Я прочитала именно так, во множественном числе, и забрала у неё все три, а бедная старушка, видимо, говорила об одной. Ещё она говорила, что ей слишком грустно на них смотреть, и она больше не хочет этого делать, вот я и подумала – действительно, зачем они ей, почему бы не отдать милой молодой соседке, у которой сейчас трудности с деньгами. Мне потом ставили это в вину. В другом месте было не понятно, что считается хорошим поступком, а что плохим. Мне нужна была деталь для автомобиля, чтобы участвовать в гонках, но NPC согласился отдать её, только если я докажу, что я не полицейский, выкурив какой-то наркотик. Я бы никогда не стала этого делать, гори эта свадьба огнём, если ради неё мне придётся травить себя, а то и стать зависимой. Но прохождение этого требовало, и это мерзко.
А спустя несколько игровых дней вдруг случилось это.
В игре, где нужно экономить на всём и цепляться за каждый доллар, у меня откуда-то взялись сто тысяч. Позже вдобавок к этому я обнаружила в инвентаре 60 порций самого питательного в игре блюда, "Bacon bomb". С этими деньгами можно абсолютно ни в чём себе не отказывать, а если есть по две "беконовые бомбы" в день, на что намекает их количество, будет странно, если на 30-й день персонаж не попадёт в больницу. Это, должно быть, какой-то чит, но я не знаю, каким образом он ввёлся или что ещё привело к этому неожиданному обогащению. В сообществе у нескольких человек случилось то же самое, кто-то вообще получил двести тысяч долларов и 120 "бомб", то есть чит сработал дважды. Интересно, что это было.
Я продолжила играть, словно у меня нет этих богатств, упорно работала и ела рыбу из пруда раз в день, перед сном, чтобы только не умереть ночью от голода. А потом в конце наткнулась на автомат по продаже коллекционных фигурок, которые выпадают случайным образом и стоят по пять долларов каждая, и попыталась собрать их все. Денег и времени ушло много, но всё же мне надоело раньше, чем удалось собрать коллекцию, слишком много выпадает повторных, да и всё равно они не нужны.
История расставания главной героини с её возлюбленной показалась мне глупой. Я ожидала, что там будет какая-нибудь измена или что-то в этом роде, но вместо этого там какая-то подростковая ерунда, Маршмэллоу потеряла свою любовь на ровном месте. Как сказал мне один умный человек, если любимому с тобой плохо, – сделай так, чтобы было хорошо, а не прогоняй. А её девушке даже не было с ней плохо! Девушка же была сосредоточением любви, понимания и поддержки, вот же бедняга. Надеюсь, Маршмэллоу больше не будет вот так трепать ей нервы.
Саундтрек здесь интересный (трудно назвать жанр), практически весь написан в едином стиле, но мелодии при этом не повторяют друг друга. Повторяют они... мелодии других исполнителей. :Р На одной из локаций я слышала нечто очень похожее на мелодию из саундтрека игры They Bleed Pixels, на другой – из саундтрека к аниме "Тетрадь смерти", и ещё композитор совершенно точно украл Blue Monday у New Order. К сожалению, в интернете нет полного списка музыки, использованной в игре, так что я не могу привести конкретные примеры сравнений.
Готовится к выходу сиквел. Графика стала лучше, не похоже на готовые ассеты для RPG Maker'а.
Trick & Treat
В ночь Хэллоуина юная ведьма Шарлотта и её служанка Амелия отправляются за конфетами и попадают в замок вампира. Шарлотта убегает разбираться со странным хозяином замка, и Амелия остаётся одна. Найти хозяйку не так-то просто: замок огромен, к тому же повсюду подстерегают опасности.
На пути к своей цели Амелия будет решать как простые, так и нелогичные головоломки и по желанию игрока собирать спрятанные конфеты, существующие в игре, только чтобы привязать к ним ачивки. Мне понравилась задачка на логику в качестве головоломки: есть три персонажа, о которых известно, что один из них врёт; проанализируй их показания и найди убийцу.

Об этой игре особо нечего сказать, потому что это типичный представитель жанра. Но что меня удивило и умилило, так это забота об игроке: в кои-то веки автор не просто предупредил об особенностях движка, которые ему лень менять (нажатие клавиши F12 не сделает скриншот, а перезапустит игру, например), но и кое-что сделал. Обычно, когда проходишь игру повторно или просто быстро нажимаешь кнопку, чтобы сменилась или убралась реплика, можно случайно выбрать верхний вариант ответа, который вас неожиданно попросили дать. Иногда это чревато проигрышем. Здесь же – и я больше нигде такого не видела – по умолчанию стоит пустой вариант ответа, который выбрать нельзя. Чтобы что-то ответить, нужно вручную выбрать ответ клавишами "вверх" и "вниз" и нажать Enter. Это здорово.
Концовки три: плохая, нейтральная и истинная. Плохую я не видела, потому что, как в итоге выяснилось, для неё почти в самом начале нужно было заказать на обед тыкву, а не то, что придумала я, радостная, что букв как раз хватает. Переигрывать всё ещё раз сначала мне не захотелось.
Автор определённо вдохновился игрой The Witch's House, сделанной на том же движке, эти игры перекликаются почти во всём, только способов умереть здесь всего девять, но они так же неожиданны и неприятны. Хотя не скажу, что эта игра страшная. В The Witch's House смерть и скримеры подстерегали едва ли не на каждом шагу, а этот ужастик, наверное, подошёл бы даже суперпугливым – тем, кому достаточно бездумно размазанной по комнате крови.
Greyfox RPG
Вопреки названию, это вовсе не RPG и даже не jRPG, а просто небольшая бродилка на движке RPG Maker.
Главная героиня, которой ещё нет и сорока лет, увольняется с работы и решает переехать в городок Грейфокс, где люди традиционно встречают свою старость. Её не смущает количество пенсионеров вокруг, она просто хочет провести остаток жизни без стрессов и городской суеты, спокойно и размеренно. Чтобы эта молодая особа не погубила себя в местной скучной и отупляющей обстановке, в её судьбу вмешиваются сверхъестественные силы.
Игра показывает старость с разных точек зрения, помещает нас в шкуру разных персонажей и предлагает даже стать для них судьёй – решить их дальнейшую судьбу. Всё это немного напоминает "Квантовый скачок". От решений игрока зависит концовка.
В игре очень своеобразный юмор, нечто среднее между туалетным и абсурдом. Это контрастирует с мудростью, которую несёт сюжет, и постоянно даёт вам встряску. Например, в туалете местного бара висит картина в золотых тонах, изображающая водопад, и называется Golden Shower Falls. Это одна крайность. В магазине можно заглянуть в холодильник и рассмотреть его содержимое: соки с мякотью, без мякоти, ананасовый с апельсином, лимонный с апельсином, кокосовый с апельсином, сок из перца с апельсином, суп из апельсинового сока, тушёный апельсиновый сок, салат из апельсинового сока... Ну, вы поняли. Это другая крайность. Или, вот, дедушка, за которого можно осматривать предметы в нескольких комнатах, но для него всё почему-то пахнет нафталиновыми шариками. Все эти шутки приходят неожиданно, они странные, какие-то неуместно-остроумные, и я считаю их изюминкой игры.
Но и сюжет тут довольно оригинальный, даже без своеобразного юмора игре есть что показать. Концовки три: плохая, хорошая и "такая себе".
Из всех игр, перечисленных в этом посте, Greyfox понравилась мне больше всего.
The Deed и The Deed: Dynasty
The Deed я опробовала после восхищённого обзора человека в Стиме, к которому было большое доверие. Умеют некоторые так описать нечто посредственное, что оно кажется чем-то выдающимся.
Богатый аристократ вычёркивает сына из завещания и собирается оставить всё дочери. Сын в последний раз приезжает в семейный особняк, чтобы незаметно убить сестру и подставить кого-то другого.
Игра рассчитана на несколько "забегов", потому что решение этой "головоломки" предусмотрено не одно. В особняке найдётся немало предметов, которые можно использовать в качестве оружия, и вещей, которые обеспечат герою алиби и укажут на кого-то другого. Правда, каждому оружию убийства соответствует одно конкретное алиби, и связи между ними лично я не нашла – игру нужно проходить либо путём перебора всех возможных комбинаций, либо по прохождению, что я и сделала после пары бесплодных попыток выйти сухой из воды.
Каждый "забег" делится на несколько маленьких частей: приезд, обед, само убийство и разговор с детективом, который собирается докопаться до истины. Он не только анализирует подобранные вами предметы, но и задаёт каверзные вопросы, заставляющие в следующий раз внимательнее относиться к тому, что герой делает помимо убийства: вспомнишь неправильно – и герой становится подозреваемым № 1, пусть даже в остальном всё было чётко продумано.
Ассеты для RPG Maker'а, которые выбрали для воплощения этой игры, сидят у меня в печёнках, где я их только не видела! Например, в Mythos: The Beginning. Или в City of Chains. Это только то, что я вспомнила и нашла (потому что одна часто раздаётся на SteamGifts как дешёвый мусор, а на вторую я постоянно натыкаюсь в библиотеке в папке "Хоррор", забыв, что это такое и вновь заинтересовавшись названием), на самом деле их тысячи, и в Стиме их немало. В общем, я не могу воспринимать эту игру всерьёз из-за её неоригинального воплощения. (Добавка: ещё A Dark Stone from Mebara; Barclay: The Marrowdale Murder.)
Вторую часть, The Deed: Dynasty, я хотела быстро пробежать чисто для ознакомления и получить с помощью руководства все достижения, но игра оказалась такой нудной, что меня хватило лишь на два собственных забега, а правильно воспользоваться подсказками мне не удаётся: вечно что-то не сходится, и героя в итоге казнят.
Разработчику так понравилась его игра, что он сделал её ещё раз. Точнее, три раза! The Deed: Dynasty включает в себя три части, в них разные персонажи и разное время, когда происходят события, но суть та же: приезжаешь в дом, ищешь подходящие предметы, убиваешь человека, подставляешь другого, отвечаешь на вопросы следователя. По традиции самостоятельно всё продумать и найти логическую связь между орудием убийства и предметом, указывающим на другого человека, не получится.
Дилогия The Deed – проходная вещь, такая же, как многие другие с этими же ассетами, но эти игры почему-то "выстрелили". У The Deed сейчас 1256 обзоров, общая оценка – "Очень положительные". Её полная стоимость – 20 рублей, и она часто продаётся со скидкой, к тому же есть карты и ачивки – может, поэтому?..
Stray Cat Crossing
У этой игры потрясающее визуальное оформление, из-за которого я и обратила на неё внимание. Скриншоты заставили вспомнить "Алису в стране Чудес", я подумала, что это её очередная интерпретация или просто игра по мотивам. Так или иначе, надо было брать.
Главная героиня встречает на дороге плачущую девочку по имени Кэт (Cat) и предлагает отвести её домой, если та заблудилась. Но дом, куда приводит её девочка, оказывается не прост, его странные и жуткие обитатели не собираются отпускать девушку. Чтобы выбраться, ей предстоит решать различные головоломки. Постепенно ей открывается неприятная и печальная тайна о семье Кэт и о ней самой.
Вроде и рисовка отличная, и дизайн персонажей оригинальный, выполнен с выдумкой, и сюжет интересный, и даже сюрреализм на месте. Но мне скучно в это играть. Здесь есть небольшие, но значимые минусы, которые портят всё впечатление.
Головоломки... нормальные, пожалуй. Может быть, нелогично-странные, но таков весь представленный в игре мир. Любимая еда козла здесь – человеческие сердца, а совы умеют по желанию менять время суток, о чём тут можно говорить.
Игра поделена на три акта. Первый – самый запоминающийся, нечто самое близкое к хоррору, главная героиня решает специфические головоломки в подвале, чтобы её выпустили. Когда же её выпускают, она... снова возвращается в жуткий дом, потому что у неё есть незаконченное дело, но вместо этого попадает в сад и теперь решает головоломки там.
Во втором акте мне не понравился лабиринт. Одно дело – искать выход из заранее сформированного лабиринта, пользуясь правилом правой или левой руки: даже если за тобой гонится призрак, рано или поздно ты найдёшь выход. Но у этого лабиринта в разных местах образуются тупики, если наступать на какие-то определённые цветы. В результате в первый раз я лабиринта и не видела: прошла его как коридор, насквозь, потому что случайно наступила на нужные цветы. Обратная же дорога заняла у меня минут 15, я исследовала все ответвления, несколько раз натыкалась на призрак, а сохранение было ой как далеко, бросать прохождение сейчас было нельзя.
Третий акт – это временная петля. Девушка попадает в театр и должна повторять одни и те же действия, пока не сделает всё правильно. В процессе нам показывают несколько представлений, раскрывающих предысторию Кэт. Грустно, трогательно. При желании можно попытаться провести параллели с тем сюрреализмом, что творился прежде.
И всё же остаётся немало вопросов, на который дать ответ не удосужились, словно это не важно. А нам-то интересно...
Саундтрек слабый, и многие это признают. Проще говоря, мелодии дурацкие, и чем дольше ты задерживаешься на одной локации, тем больше хочется пройти дальше, только бы сменилась музыка.
У этой игры есть сильные и слабые стороны, и описать её в целом не получится. Игра понравится тем, кого больше заботит графика и сюжет, и не понравится, если на первый план выходит качество головоломок, атмосфера, создаваемая саундтреком, и наличие умного символизма. Ещё можно, как я, остаться в смешанных чувствах.
Странное у девочки имя – Cat. Мне кажется, это придумали чисто ради двусмысленности с бездомной кошкой, появляющейся в истории. Но двусмысленность бы не пострадала, зовись девочка Kat (Кэтрин), слышится-то так же.
У меня на примете осталась бесплатная игра Fausts Alptraum, но я не успею пройти её, пост пора публиковать, тем более он и без того получился объёмным. Говорят, Faust Alptraum длинная и сложная, а ещё очень хорошая. Мне очень понравилась рисовка на скриншотах в сообществе – наверное, это катсцены и концовки, но их довольно много, это здорово.
P. S. Почти ни в одну игру на RPG Maker'е авторы не встраивают Стим-оверлей, так что в них не только нельзя делать скриншоты, но и невозможно увидеть получение ачивки, если играешь на полный экран. А окна эти по умолчанию микроскопические, особенно на большом ноуте. Так и живём.