В этом посте:
• The Last Door
• Dropsy
• The Charnel House Trilogy
The Last Door
Игра пройдена ещё в январе, а куплена гораздо раньше, но лежала без дела в библиотеке, пока моя англоязычная подруга из Стима не написала на неё положительный обзор. Мне стало любопытно, и я "добила" ею зимние праздники-выходные, и без того полные мистических квестов. Упомянутая подруга заметила это и имела неосторожность спросить, понравилось ли мне. К счастью, она и сама любит длинные ответы и адекватно воспринимает критику. Ниже я приведу свой получившийся отзыв на английском, что ему зря пропадать.
Сюжет развивается в Викторианской Англии. Главный герой получает от своего старого друга письмо с загадочной фразой и понимает, что случилось что-то плохое. Он отправляется по адресу друга, но это становится лишь первым шагом на пути к разгадке древней тайны, коснувшейся их обоих в юности.
Эта игра делится на четыре маленьких эпизода-главы и изо всех сил старается быть загадочной. Это хорошо до тех пор, пока в конце не оказывается, что история не закончена и разъяснение всего показанного ждёт нас в сиквеле. Это несправедливо. Зато я ничего не могу заспойлерить...
Пиксельная графика настолько минималистична, что зачастую невозможно разобрать, что за вещь находится на локации. Это единственное обязательное требование, которое лично я предъявляю к графике в играх: чтобы она была функциональной – чтобы можно было без проблем идентифицировать предметы. И все остальные известные мне игры это требование соблюдают (только The Cat Lady опасно приблизилась к этой границе, продемонстрировав тряпку, похожую на морскую свинку), а здесь записки выглядят, как белые фигурки "S" и "Z" из тетриса.
Музыка довольно хорошая, звуки очень натуральные и позволяют отчётливо представлять некоторые сцены, несмотря на недостатки графики. Только благодаря звукам то, что должно быть жутким, ощущается жутким, таинственное – таинственным. Возможно, с нормальным визуальным рядом звуковое сопровождение и не произвело бы этого эффекта.
В игре есть несколько скримеров, но они небольшие, безобидные и интересные. В основном страх нагнетается через неизвестность и некоторые неуютные сцены, то есть так, как и положено благородному хоррору. Здесь кровь и смерть не становятся глупыми пугалками, а демонстрируют циничность, несправедливость происходящего, наконец, наводят на мысль о том, что ты и сам находишься в опасности. Жаль, что отсылки к произведениям классических писателей ужасов оказались либо слишком поверхностными, либо буквальными.
Теперь я охочусь на вторую часть The Last Door на SteamGifts. Повествование будет вестись от лица другого персонажа, это немного остужает интерес, но я бы всё-таки хотела узнать, к чему были все эти намёки и загадки. Я не знаю, рекомендовать её кому-то или нет.
Before The Last Door I just finished Blackwell series, there are 5 pixelated point and click games with bittersweet noire atmosphere and top notch voiceover. The Last Door fades in comparison with them although I really love Poe's novels.
I finished The Last Door, though the nightmare of getting two last achievements is ahead. That superfast nun... Oh my god.
I have no problems with imagination and I like pixel graphics, but the visualisation here is so poor that I can't distinguish items in the background, I've never seen this low level of detalisation before. Probably even Home is better, and it speaks volumes. Nevertheless the music and sounds are amazing, they made me feel the atmosphere of gothic novel! Sound puzzles are unconditional andantage of this game.
The references to works of Poe and Lovecraft look sketchy, not so deep as I expected, or other way round - completely taken from the book, for example The Black Cat by Poe. That was disappointing, I have a dream to see something new in his beautiful style someday.
In general The Last Door is not half bad, thank you for encouraging me to play it!
I also love these several moments which someone can call jumpscares (the crows inside, rabbits, a couple from the picture), but they were not foolishly surprising as usual in modern games, they were interesting and creative. I think episode 1 is the best, the 2nd one is too crowded to my taste when it comes to horrors. :P London in episode 3 was awesome, so authentic! Later the plot grows to something much bigger than a little horror story, I was hoping for clear ending which explains everything, but there is no full picture in the end, the story continues in season 2. That's unfair. :c
This game somehow reminds me of Masochisia. It is also a psychological horror, more reading than playing, it has somewhat similar vibes I think. Or not. It's just my thought.
Dropsy
Может показаться, что я по ошибке засунула эту цветастую игру в хорроры, но я совершенно уверена.
Дропси – странный пухлый клоун, чей цирк сгорел в результате несчастного случая несколько лет назад. Идти ему некуда, и вместе с престарелый отцом и любимым псом он так и живёт в остатках шатра бывшего цирка, ненавидимый всем городом, потому что люди считают его поджигателем и убийцей. Дропси не держит ни на кого зла и мечтает обнять каждого в городе.
Главная особенность этого квеста в том, что, кроме названия, здесь больше нет текста. Персонажи объясняются анимированными картинками, все надписи зашифрованы. (Правда, этот шифр простейший – каждый символ соответствует определённой букве английского алфавита, и при желании его можно самостоятельно расшифровать, ну, или подсмотреть в интернете ключ, а то и готовый перевод игровых текстов.)

Может, поначалу игра и кажется весёлой, но если приглядеться, то не останется ни одного угла, где бы не поджидало печальное открытие. Дропси видит вместо букв непонятные значки, потому что не умеет читать. По его поведению можно догадаться, что он умственно отсталый. Он улыбается во весь рот, чтобы расположить к себе окружающих, но у него нет многих зубов, так что это только отталкивает. Его прозвали Дропси, потому что он словно болен водянкой (эта болезнь так и называется по-английски: "dropsy", так что лучше не гуглите, не уточнив в поисковом запросе, что имеете в виду игру). Он раскрасил своему псу морду красной помадой, чтобы тот тоже был похож на клоуна, а тому и невдомёк, он просто следует за хозяином. Старый и больной отец вынужден работать на свалке, чтобы прокормить их, а про маму не хочется и начинать... Я чуть было не отправила Dropsy в свои "Тяжёлые сюжеты", но концовка расставила всё на места.
Несмотря на все невзгоды, Дропси не теряет позитивного настроя и старается, как может, помочь всем, кто встретится ему на пути. Казалось бы: если он такой беззаботный и дружелюбный, то где тут жуть, где хоррор? Скажем так: у Дропси есть секреты, о которых он сам не знает. И у других людей тоже. У плохих, очень плохих людей.
В игре большой и интересный город, локации очень разнообразные, а их наполнение зависит от времени суток, которых здесь четыре. Например, поутру возле клуба стоит полицейский; днём здесь пусто, а в переулке за клубом на земле спит бездомный; вечером бездомный выходит к клубу и просит милостыню, а у входа стоит вышибала; ночью к ним присоединяется полицейский. Время суток сменяется, когда Дропси переходит из одной локации в другую, а также когда он спит, в этом случае необходимое время можно выбрать самому. Не один час пройдёт, прежде чем удастся обойти весь город и обнаружить связанные с временем суток различия, а между тем игру не пройти, если не посетить какую-то конкретную локацию, например, именно ночью.

Странно, но эта игра очень напомнила мне серию The Sims на GBA. В который раз уточню, что, в отличие от PC-версии, они представляют собой не просто симуляторы жизни, а практически квесты: есть сюжет, NPC с прописанными характерами, мини-игры. У меня есть посты одиннадцатилетней и двенадцатилетней давности о The Urbz – Sims in the City и The Sims 2, они написаны ужасно, но в них много иллюстраций. Обожаю эти игры, даже не знаю, какую больше.
О чём я говорила... (・・;)ゞ В The Sims на GBA тоже есть смена времени суток, а у каждого NPC – свой распорядок дня, который стоит выяснить, если хочешь дружить с ними, узнавать всякие секреты и продвигаться по сюжету. И на протяжении всей Dropsy у меня не проходило ощущение, что персонажи разговаривают на симлише. В обеих играх находящегося на локации NPC слышно, даже если он находится за пределами экрана, хоть за сто метров от тебя, главное – чтобы на той же локации. Ты занимаешься своими делами, а он вдруг где-то рядом как пробормочет что-то на симлише. И когда я водила Дропси по ночным улицам, мимо поздно открывающегося музыкального магазина, мимо спящих на картонках бомжей, было стойкое чувство, что мне позволили вернуться в те чудесные игры и то чудесное время, когда я их проходила, только теперь – немного в другом ключе. Наверное, это совпадение, что атмосфера симских городов и города из Dropsy практически идентичны. Но тут явно говорят на симлише.
Я не смогла пройти Dropsy без подсказок. Иногда было непонятно, чего от тебя хотят люди, но не это меня отпугнуло, а смена времени суток и уйма вытекающих из этого комбинаций времени и локаций, которые пришлось бы проверить, а мне не хотелось тратить на прохождение три недели. Я осматривала окружающий мир, но в своё удовольствие, и когда у меня заканчивались идеи, подсматривала в руководство. Было интересно. Но, мне кажется, с логикой у этого квеста не всё в порядке.
О том, что это хоррор, время от времени напоминают сны Дропси. Это лучше увидеть самому. На фоне остальных частей повествования, таких обыденных, приземлённых и более-менее спокойных, они смотрятся шокирующе и даже неуместно. Я объяснила себе их наличие глубокой душевной травмой, которая появилась у Дропси в день пожара в цирке.
Игру определённо стоит попробовать, если не брезгуете квестами. Это нечто совсем иное, нежели наполненная сортирным юмором сказка про мерзкого клоуна, как некоторым кажется на первый взгляд. Что поделаешь: скриншоты и видео производят такое обманчивое впечатление. Не будут же в трейлере сразу раскрывать изюминку игры.
The Charnel House Trilogy
Это неоконченная история о загадочном поезде, который станет для героев воплощением их кошмаров. Один из них, Гарольд Лэнг, пытается о своём кошмаре забыть, но поезд вытащит все скелеты из его шкафа. Другая, Алекс Дэвенпорт, до этого путешествия пребывала в неведении, а теперь узнает нечто, что перевернёт всё её представление о привычной жизни.
Как квест игра чрезвычайно проста: ты заранее знаешь, что предстоит делать, догадываешься о предметах, которые могут попасться на пути и пригодиться в определённой ситуации. Я прошла её за два часа, ни разу не заглядывая в руководство, да что там – приходилось осаждать себя, чтобы не проходить игру сломя голову и таким образом уничтожая атмосферу. Так бывает с простейшими искалками, где всё настолько понятно, что герои не успевают договорить, а анимация – закончиться, как ты уже применяешь предметы в нужных местах. Мне даже не пришлось смотреть гайд по достижениям, я просто осматривала окружение, пробовала некоторые вещи – и в итоге получила 100%.
The Charnel House Trilogy – это хоррор без скримеров, вызывающий тревогу за счёт неоднозначных образов и добивающий великолепной кульминацией, которая связывает практически всё воедино и открывает действительно страшную тайну, всё это время лежавшую под носом героини. Это большая редкость и ценность.
Раньше мне так часто приходилось рассказывать о существовании ужасов за пределами скримеров, что я сочинила пояснительную страшилку, демонстрирующую мой любимый подход к хоррору, где пугает не внезапность, а осознание собственного положения.
Представь, что ты идёшь через поле одинаковых венериных мухоловок высотой с деревья. Становится поздно, надвигается ночь. Да, мухоловки жутковатые, но они тебя не трогают, и возникает мысль в этом поле заночевать. Ночь очень тёплая и тихая, даже насекомые не жужжат, только не покидает беспокойное ощущение: всё время кажется, будто на тебя кто-то смотрит. Но сон постепенно принимает тебя в свои нежные объятья, и наступает рассвет. Вокруг всё по-прежнему спокойно, когда ты уходишь с поля, вот только последняя венерина мухоловка медленно открывается, а в ней оказывается огромный глаз.
Если следовать этой аналогии, в дурацких ужастиках снова и снова пугают этим самым глазом, а не фактом, что всю ночь на тебя пялились непонятные существа. Причём они безвредны, но от этого не легче. А если не безвредны?
Игра делится на три коротких эпизода, потому и называется трилогией (на самом деле по продолжительности она и на одну полноценную игру-то не тянет). В первом и третьем эпизодах в качестве главной героини выступает Алекс, во втором – Гарольд. К сожалению, добрый кусок его истории остался за кадром, можно только гадать, каковы были предпосылки к произошедшему и что означал весь этот символизм, который встретился ему в поезде. К счастью, историю Алекс рассказали полностью. Эта героиня слишком инфантильна, чтобы понравиться, но ей всё равно сопереживаешь.
Игра радует озвучкой от команды, которую постоянно нанимают Wadjet Eye Games. Возможно, и художника студия Owl Cave позаимствовала у мастера AGS-квестов. Приятный пиксель-арт и выразительные знакомые голоса – вот за что я люблю квесты Wadjet Eye Games, и хотя The Charnel House Trilogy не имеет к этому издателю отношения, она легко встаёт с их играми в один ряд.
Недостаток лишь в том, что она слишком короткая. И незаконченная. :/ В конце игры пообещали продолжение, а на форуме в прошлом году кто-то написал, что работа над сиквелом ведётся. Ничего из этого, как мы понимаем, не гарантирует появления второй части.
По духу этот квест напоминает серию Blackwell, а временами и The Cat Lady. Здесь даже была одна или две чёткие отсылки к последней. К слову, "Трилогию" разработали авторы Richard & Alice.
Советую этот короткий и простой квест всем любителям казуальных игр и благородных хорроров, если два этих интереса ещё в ком-то пересекаются.
P. S. Я сейчас понимаю, что в первый раз играть было приятно и легко, а вот перепроходить эту игру, зная всё то, что героиня выяснит лишь в конце, было бы эмоционально тяжело.