Продолжаю знакомиться с визуальными новеллами. В этом посте:
• Lucid9: Inciting Incident
• Lost girl's [diary]
• Summer Nightmare
• KARAKARA
• NEKOPARA Vol. 2
Lucid9: Inciting Incident
В беседе со стимовской подругой о визуальных новеллах я выяснила, что это её любимая игра жанра, и она бесплатная. Вкусы у нас немного похожи, так что я вооружилась маленьким ноутом и решила попробовать.
В городе Исаму находится частная школа, ученики которой вдруг начали пропадать. Вот, вроде, и всё, что можно сказать в общем, остальное – детали. Персонажей много, появляются они часто, иногда все вместе. Всё время происходят какие-нибудь мелкие, но продолжительные события вроде походов в кафе или разговоров на перемене. Повествование ведётся от лица нескольких персонажей, и о смене рассказчика, которая происходит редко и ненадолго, никак заранее не предупреждают, поэтому временами возникает путаница.
Проходила я её около месяца, Стим насчитал 30 часов (как обычно, часов пять из них я отвлекалась на другие дела, пока игра была запущена). В обзорах новеллу назвали короткой! Тексты пространные, не касающиеся дела, сцены чудовищно затянуты. Я хотела сложить чёткое представление о любимой игре американской подруги, поэтому читала всё подряд, но когда персонажи ввосьмером пошли в парк развлечений и по очереди посещали семь аттракционов, включая длиннейшую партию в лазертаг, это было выше моих сил, и я начала проматывать диалоги. Время от времени останавливалась, читала фразу, но ничего путёвого там так и не написали. Я немного переживала, что в литрах этой "воды" промелькнёт мелкая деталь, важная для раскрытия преступления, но ближе к концу оказалось, что все подобные фразы в нужный момент повторяются в виде чёрно-белых флэшбэков. В парке аттракционов я действительно пропустила одну такую деталь, но позже главный герой любезно напомнил её. Получается, если тебе интересно исключительно раскрыть личность злодея, первую половину новеллы можно не читать. :с

После кульминации, вопреки моим ожиданиям, последовали ещё несколько часов текста в жанре повседневность. Герои играли в настольную RPG, которую мне тоже пришлось промотать. Мне казалось, эта игра бесконечна, но концовка, разумеется, есть. Её называют хорошей лишь потому, что все остальные концовки ведут к проигрышу, и за такое завершение истории игроки чуть ли не проклинают разработчиков на форумах и в обзорах Стима.
Связанная с исчезновениями сторона сюжета прописана неплохо, к тому же она сильно контрастирует по настроению со сценами из мирной жизни. Мне понравилась сцена, касающаяся последнего совместного расследования главного героя и его временной наставницы Шигуре, было очень странно, неуютно и крайне любопытно. Сцены страшной кульминации как будто погружают в совершенно другую игру, правда, не уверена, вызвали бы они те же эмоции, не будь перед ними километров скучного текста о буднях обычного японского школьника, намертво усыпляющие бдительность. Серьёзно, количество лишних сцен доходило до абсурда: они только что вернулись домой из закусочной – и стали готовить омлет! Они не наелись? Автор сам от скуки забыл, чем герои занимались несколько минут назад?..
Мне понравилось, что у главного героя Ямы прописан характер. Он не плывёт по течению сюжета, как обычно, а много рассуждает, объясняет, принимает решения, при этом и для игрока то и дело появляется какой-нибудь выбор. Его предыстория не придумана для галочки, а непосредственно влияет на его характер и поведение. Несколько раз его реакции и поступки заставили меня засмеяться, в основном они касались моей любимой героини Аири и нелюбимого героя Яхико. Например, последний такой глупый, что в тесте ответил неправильно на все вопросы, кроме одного. Увидев это, Яма решил подсказать и жестами указал, какой вопрос нужно исправить. Яхико вместе правильного ответа написал очередную беспросветную чушь, и Яма показал ему большой палец: теперь все ответы выглядели по-идиотски, ни один не выбивался.
Я не поняла, почему люди хвалят рисовку, не нашла в ней ничего особенного. Уникальных картинок на такое количество текста крайне мало, а от бесконечных спрайтов, иногда меняющих выражение лица, устаёшь.
Текст слишком мелкий! Говорю как человек с ужасным зрением, который играет в очках для чтения. Если каждая "страница" занимает в основном не больше одной-двух строк, почему бы не увеличить шрифт, всё равно пространство снизу пустует? Вот насколько бы я ни раздражалась на Asphyxia, а шрифт в ней был что надо, автор позаботился об игроках-слепышах, за что ему большое спасибо.
Музыка по большей части хорошая, даже атмосферная. Можно по пальцам пересчитать визуальные новеллы, в которых я не выключала звук, потому что обычно музыка дурацкая и мешает чтению. Здесь из всего саундтрека только одна мелодия показалась мне таковой.
Несмотря на плюсы, из-за своей "водянистости" Lucid9 показалась мне потерей времени. За то же количество часов можно прочитать отличную книгу, которая подтянет тебе орфографию, грамматику, лексику, подарит полезную пищу для ума, сделает тебя чуть лучше – и всё это тоже в развлекательной форме. Советую "Мартина Идена".
(В этом месте пришлось прерваться, потому что дальше Яма стал думать и говорить голосом Кэрри Брэдшоу. Она чуть ли не в каждой серии произносила фразу с "And just like that", эта ассоциация оказалась стойкой.)
Lost girl's [diary]
В перерывах между чтением Lucid9 я отвлекалась на более динамичные вещи, и среди них – фанфик по новелле "Бесконечное лето". Да, мне тоже показалось странным, что в Стим добавляют и фанфики.
Приехавшие в санаторий девочки и мальчики рассказывают друг другу страшные истории о пионерском лагере. Историй восемь, все короткие и написанные разным языком, потому что надёрганы из интернета у разных авторов: есть скомканные, есть с претензией на художественные описания, а есть более-менее придерживающиеся стиля и структуры традиционных крипипаст.
Забывается и выбрасывается из головы всё это мгновенно. Возможно, на этот эффект и рассчитывали, ведь для большей популярности нужно было сделать игру для всех, а не леденящий душу хоррор с пометкой "18+". Но, думаю, это в принципе невозможно – придумать по-настоящему страшную историю о лагере. О заброшенном – ещё может быть, но не о наполненном шумными детьми и скучными взрослыми.
Я терпеть не могу современные страшилки за их неуклюжий слог. Посреди вполне нормального описания жуткой ситуации, в которую попал персонаж, авторы обожают вставлять внезапные неуместные ремарки о степени его испуга: "Его охватил неукротимый внутренний мандраж, в горле пересохло, а колени заледенели", – и всё создавшееся к этому моменту напряжение тут же исчезает. Колени у него заледенели... Даже в этой новелле были подобные огрехи.
Я задумалась о том, какую бы страшилку рассказала, окажись вместе с героями новеллы. Недавно я прошла Dropsy, концовка которого меня действительно напугала, на душе стало плохо, как от настоящего хоррора, но детям не понятны высокие материи, играющие в создании этого ужаса большую роль, им подавай скримеры и зомби. А все хорошие крипипасты – длинные, эти дурочки не высидели бы до конца. Так что я выбрала одну короткую, при желании её и с лагерем можно связать.
В спальне у одной девочки стоял шкаф, внутри которого находилось большое зеркало. Девочка эта была любительницей пощекотать себе нервы, а потому иногда открывала этот шкаф ночью и смотрела на своё отражение.
Как-то раз, когда ей стало скучно, она снова проделала это. Она была удивлена интересным эффектом, проявившимся в этот раз: благодаря игре света и тени в зеркале она отражалась как бы с пустыми глазницами и огромным ртом. Отражение выглядело очень реалистично и почти объёмно. Полюбовавшись данным зрелищем с минуту, девочка пошла в ванную, но по пути она кое-что вспомнила, и это заставило её включить в ванной свет, запереться там и разбудить своим криком родителей и половину соседей.
Дело было в том, что из шкафа накануне убрали зеркало.
Русский вариант названия новеллы – "Тонина тетрадь". Она кинетическая, короткая, бесплатная, поддерживает русский язык и достижения, а потому обожаема русскими пользователями. У меня почему-то ачивки стабильно заработали, лишь начиная с пятой главы, так что потом пришлось проходить сначала, чтобы получить оставшиеся. Сделано на Unity, на маленьком ноуте сильно тормозит.
Summer Nightmare
После Lucid9 с её растянутыми сценами повседневности и напряжёнными моментами в жанре триллер мне захотелось чего-то подобного, откуда выброшено всё лишнее. Показалось, что Summer Nightmare – как раз такая игра.
Все одноклассники Риэля пропали без вести, а по школе распространился слух, что Риэль – убийца. Он всё равно ходит на уроки и общается с девочкой из другого класса. Однажды ночью ему домой звонят и требуют прийти в школу, если Риэль хочет спасти свою подругу. Внутри он обнаруживает и тех, кто пропал без вести, и тех, с кем общался днём. По школе бродит монстр, и чтобы выжить, всем нужно прятаться.
Это нечто удивительное, я такого ещё никогда не встречала, по крайней мере в цифровых магазинах. Эта новелла настолько плоха, что я даже получила от неё удовольствие, она преподносила всё новые сюрпризы вплоть до самого конца.
С японского на английский перевод осуществлялся, видимо, машинно. Корректуры после этого никто не проводил. В результате – отсутствующие точки, ошибки в словах и именах (то "Jein", то "Jane"). Текст написан примерно так (взято из описания на странице магазина): "is the [Broadcast] from my mind? and what happened in dreams is connected to reality. when someone dies in my dream- so do in reality. can Riel finish the game?"
Перевод текста и картинок делали, наверное, разные люди и потом не сверялись друг с другом, потому что даже если перед тобой записка с конкретной надписью, герой читает её иначе.
Рисовка несуразная. Не знаю, что ещё сказать, взгляните на скриншоты. Я несколько раз смеялась от неожиданности.
Уникальных картинок при этом так много, будто авторы намеревались побить мировой рекорд. Так больше никто не делает, потому что это нецелесообразно. Многие картинки остаются на экране в течение всего одного предложения и тут же сменяются на следующие. "Вам не понравилась новелла? Но я ведь нарисовал для неё около ста иллюстраций!" – представляю я художника, и мне его жалко. Он потратил на этот проект несоизмеримо больше времени, чем следовало, и всё зря.
Повествование скомкано донельзя. Я, конечно, просила чего-то поживее, чем Lucid9, но это явный перебор. Сюжет мчится галопом по Европам, ключевые вещи упоминаются вскользь, словно должны быть давно нам известны, любопытные моменты тоже не получают развития.
Сюжет клишированный, нелогичный и в конце не объясняется. Даже идентификация монстра остаётся загадкой: что это за Медуза такая? Горгона, что ли?.. В японской школе?.. Автор хотел сделать собственную Corpse Party, только с другим бэкграундом, и взял, судя по всему, первый попавшийся – из какого-нибудь фильма, который видел накануне вполглаза. Мол, что угодно может твориться в здании, где раньше проводили сверхъестественные эксперименты. И не важно, что это объяснение порождает ещё больше вопросов.
Развилки в сюжете есть, но многие из них – мнимые. Ты выбираешь первый вариант, но тут другой персонаж хватает Риэля за руку и говорит: "Нет, это глупо, пойдём во второй вариант!" Или же за выбором неправильного варианта следует мгновенная смерть, и необходимо переигрывать.
Музыка на удивление приличная и хорошо подходит для хоррора.
Эта новелла бесплатная и очень короткая. Возможно, её стоит пройти, только чтобы посмеяться над тем, как не надо делать новеллы. Но это всё равно что смеяться над чужим горем.
KARAKARA
Я выиграла эту кинетическую визуальную новеллу на SteamGifts. Ожидалось, что это будут стандартные эччи-глупости, только очень красивые, но я получила гораздо больше.
Давным-давно случилась некая Катастрофа, унёсшая жизни подавляющего населения планеты. Чтобы не исчезнуть совсем, человечеству пришлось искать спасение в животных (?.. Я надеюсь, речь о внедрении новых генов с целью увеличения выносливости и других человеческих характеристик), из-за чего появились люди со звериными ушами и хвостами. Многие обычные люди, оставшиеся в меньшинстве, воротят от "Других" нос, но только не Леон. Вместе со своей давней подругой девушкой-кошкой Люсией они держат кафе и усердно трудятся, но едва сводят концы с концами. Однажды на обочине дороги они находят спящую на солнцепёке девушку-свиночкусобачку, и их жизнь становится интереснее.
Без "взрослого" патча эта новелла – сосредоточение милоты, доброты и прочего тепла. Пикантные сцены присутствуют, но не меняют общей атмосферы всепоглощающей платонической любви. Герои мирно спят вместе, просто потому что любят друг друга, словно это брат и сёстры или верные друзья. Признание в любви выходит спокойно и естественно, а не становится целым слащавым или слезовыжимательным событием. Герои заботятся и помогают друг другу. Просто так уж вышло, что новенькая – Аизия – обладательница роскошных форм, а также очень непосредственная и легкомысленная натура, которая банально не замечает, если во время натирания пола у неё высоко задралась юбка. Кстати, набившие оскомину диалоги из серии "Смотришь на девушку с задранной юбкой? Ах ты извращенец!" протекают ровно, с пониманием и участием здравого смысла, что очень радует.

Нельзя сказать, что в новелле ничего не происходит, но и события, которые приходят на память, не тянут на крутой сюжет. Вот герои едут развозить заказы, вот не могут заснуть и разговаривают о том о сём, вот пришла сногсшибательная полицейская и рассказывает о ситуации в городе, вот Аизия опять съела полхолодильника. Но эти сцены не затянуты и описаны очень мило и по-доброму, и даже не хочется, чтобы в этот уютный мирок вторглось какое-то настоящее событие, способное его перевернуть. Читая KARAKARA, отдыхаешь душой.
Спрайты персонажей здорово анимированы: в отличие от многих других новелл, автор не поленился и на одну фразу сделал несколько смен выражений лица, а также движения. Выполнено всё это просто, но эффект производит впечатление. Уникальные картинки выполнены очень качественно (за исключением одной, где явно не удалась Люсия в профиль) – художник знает, какие у женщин бёдра, какая грудь, как сделать светотень, чтобы всё это выглядело ещё аппетитнее. Ручки у героинь слишком маленькие, это бросается в глаза, а в остальном почти не к чему придраться.
Поначалу показалось, что у героев те же самые типажи характеров, что и у персонажей Sakura Agent, например, – одна девушка строгая и зажатая, другая – недалёкая и развязная, способная только светить трусами сквозь дырки на штанах, и к ним в придачу – парень вообще без характера, который вместе с игроком лишь наблюдает и плывёт по течению сюжета. Но нет, эти персонажи другие, они интересные и запоминающиеся. В плюс игре идёт то, что их мало – три девушки и парень. Так как живут они в городе с населением всего в 2000 человек (и это самый густонаселённый город на постапокалиптической планете), это имеет под собой логическую основу, но ещё это отлично сказывается на атмосфере уюта. Я хотела бы посмотреть и на сиквел, хотя опасаюсь, что наличие новых персонажей эту самую атмосферу сломает.
Забавно, что автор попытался обосновать наличие у героинь "кавайных" ушей и хвостов, а также прописать вселенную игры. Выглядит это, правда, глупо, и наряду с выбивающимися из общего тона новеллы сценами а-ля "Леон, у кого из нас грудь больше?" это показалось мне одним из редких её минусов. Не знаю, чем руководствовался автор, придумавший, что остатки человеческой цивилизации не могут разобраться в том, как работают канализация, электростанции, радиовышка и остальные объекты городской инфраструктуры, поэтому когда что-то ломается – это навсегда. Хотя ведь остались инструкции, а среди нового поколения людей откуда-то даже взялись инженеры. Они целыми днями сидят вместе с диджеем в радиостудии и не могут разобраться в устройстве радио.

А теперь шок: эта новелла озвучена! По-японски, конечно, но всё равно получилось очень приятно и выразительно, голоса подходят героиням и добавляют им особого шарма. Получается, эта новелла – визуально-аудиальная?.. Кроме того, начало новеллы оказывается предисловием, после которого следует заставка – целый мультик на тему новеллы, с титрами, анимацией и музыкой. Предполагаю, что всё это – визитная карточка компании-издателя Sekai Project, потому что позже мне довелось читать новеллу от других разработчиков, также изданную Sekai Project, и упомянутые отличительные черты там тоже присутствуют. Плюс они обе отлично оптимизированы: я уже привыкла, что на маленьком ноуте каждая новелла сопровождается лагами и миганиями фонов, а тут не возникло ни единой технической проблемы, просто как бальзам на душу.
Мне не нравятся "взрослые" патчи, для меня это необязательный дополнительный контент, и до недавнего времени я думала, что эти патчи только убирают цензуру с картинок. Оказалось, что они способны добавлять целые сцены с так же качественно нарисованными иллюстрациями. И всё равно это лишь необязательный дополнительный контент, который в случае с KARAKARA может навсегда испортить впечатление от этой чудесной доброй истории.
NEKOPARA Vol. 2
На волне умиления девушками-зверушками я установила выигранную всё на том же сайте кинетическую новеллу из культовой серии NEKOPARA. Я подумала, не важно, с какой части начинать знакомство.
На данный момент серия состоит из четырёх частей, к выходу готовится пятая, а Vol. 2 среди них – третья по счёту.
Это самая круто исполненная визуальная новелла, которую мне доводилось видеть. Спрайты персонажей – я даже не знаю, можно ли это называть спрайтами, – выполнены чуть ли не в 3D (временами кажется, что они трёхмерные), они двигаются, поворачивают голову, меняют позу, артикулируют, дышат и моргают, как живые, их волосы колышутся от движения, а ещё они озвучены. Представляю, как легко впечатлительным подросткам влюбиться в этих практически настоящих красоток. Помимо всего прочего можно в любой момент остановить процесс чтения, нажав определённую кнопку на экране, и погладить любую героиню по голове, коснуться груди или бёдер; реакции девушек будут немного отличаться, но протестовать они не будут. А если нажать на клавиатуре английскую "P", все находящиеся на экране персонажи подпрыгнут, и некоторые части их тела будут колыхаться. Мда...

Ослеплённая великолепным внешним видом, поначалу я не замечала, насколько пуст текст. И то, что с порога в повествование включаются целых семь главных героинь. Кошмар Lucid9 продолжался... Хотя куда там, в Lucid9 я пропустила только две сцены, здесь же пришлось проматывать практически всё. Единственное событие на всю новеллу – ссора двух героинь, всё остальное – пустые разговоры толпы кошкодевочек. Типичная сцена, начинающая чуть ли не каждую главу: "Привет, с возвращением вас, Кошкодевочка №1 и Кошкодевочка №2! Прошу, отведайте такого-то пирога, в нём изумительное то-то и потрясающее то-то. Как вы прогулялись? А в следующий раз возьмёте меня? Я тоже хочу гулять с хозяином. Он вызывает у меня такие-то и такие-то чувства", – и так далее. Во всей этой "воде" трудно было выловить крупицы сюжета, но я кое-что обнаружила. Судя по всему, главный герой – человек неопределённого возраста без характера и с повадками педофила, – владеет кондитерским магазином-кафе, где работают девушки-кошки. И с некоторыми из них у него полигамные отношения. Они его любят и делят друг с другом. Постельных сцен в стандартной версии новеллы нет, но есть предшествующие и последующие, включающие всякие объятия и лежание в постели.
Две кошкодевочки были совращены по одному и тому же сценарию: "Ты стесняешься своих желаний и чувств ко мне, но не можешь с ними бороться? Всё хорошо, пойдём займёмся сексом" – "Да? Ну, ладно". А потом другие любовницы главного героя великодушно позволяют этим несчастным спать остаток ночи с "хозяином", только потому что это был их первый раз, в следующие разы будьте добры после секса уносить свои задницы в отведённые для вас пыльные углы. Я не считаю себя ханжой, но мне было неприятно всё это наблюдать. Не такой я себе представляю любовь, а здесь это подаётся как нечто само собой разумеющееся: хавайте, неокрепшие озабоченные умы, привыкайте к этой норме, испоганьте себе в будущем всю личную жизнь подобными установками. Потому что только в вымышленной истории любящий человек не будет ревновать, и это не зазорно, а как раз нормально. Если возлюбленный будет спать с другими, любящему сердцу это принесёт только боль, уж никак не радость за то, что ему удалось охмурить кого-то ещё. Кто, кстати, тоже был бы не рад своей неуникальности в этих отношениях.

В интернете я мельком взглянула на контент, который добавляется "взрослым" патчем. В игре без патча 20 с лишним уникальных картинок, не считая их изменённых вариантов: тут у девушки закрыты глаза, тут открыты, а тут она смеётся, например. Контент для взрослых составляет 90 с лишним картинок, включая эти мелкие изменения типа закрытых глаз. 90 с лишним! Должно быть, это ещё столько же сцен и иллюстраций, как в основной игре! А ещё среди этих картинок есть анимированные и зацикленные. (⁄ ⁄•⁄_⁄•⁄ ⁄) Уверена, что все новые реплики героинь тоже выразительно озвучены. Получается уже не визуальная новелла, а настоящий порно-мультфильм. И после этого кто-то будет говорить, что "играл" в NEKOPARA ради сюжета.
Новелла очень красивая, но абсолютно бестолковая. Если не читать пустой текст, остаётся только любоваться кошкодевочками, как рыбками в аквариуме, и слушать их милую тарабарщину на японском, но это уже не подходит ни под определение игры, ни под определение визуальной новеллы.