История старая, но тянется до сих пор.
Есть такой японский разработчик игр Хидэтака Суэхоро, известный под ником Swery65, или просто Swery. Среди его работ – Spy Fiction, Deadly Premonition и D4: Dark Dreams Don't Die. Я знакома только с последними двумя, и они мне нравятся, несмотря на недостатки.
В Deadly Premonition столько просчётов, что только неординарный сюжет и то, как он подаётся, не дали некоторым игрокам забросить её после первых же минут тридцати. Я до сих пор не прошла её до конца, потому что мне жалко времени на длиннейшие и скучнейшие поездки по пустым дорогам между ключевыми локациями, но видела чужие прохождения, обзоры, аналитику, читала статьи, как фанатка, и мои 44 рубля на распродаже разработчик получил (плюс ещё рублей 200, потому что я по глупости дарила её друзьям, заботливо снабжая подарок ссылкой на патч, без которого игра не запустится вовсе), так что я даже поддержала эту вещь материально. Она ужасная в техническом плане, но поистине уникальная и её очень сложно выбросить из головы, коли уж она туда пробралась. Мне до сих пор не удалось.

У D4 похожие особенности: геймплей странный, персонажи странные, сюжет запутанный и совершенно непонятный. Правда, в D4, в отличие от Deadly Premonition, удобно и приятно играть, там отличные QTE, которые за пояс заткнут любое интерактивное кино от Telltale Games. Даже режиссура драк впечатляет, мне очень понравилась сцена в самолёте. В истории столько различных деталей, таинственных или просто странных, что после двух эпизодов игры непонятно, что будет в конце, кто главный злодей, что значит то и это, каковы ответы на другие вопросы. А проблема в том, что на этих двух эпизодах игра и заканчивается, оборвавшись на клиффхенгере с фразой "To be continued". Потом проект заморозили, а в итоге закрыли. Swery ушёл из Access Games, которым принадлежат права на игру, и теперь даже при желании не сможет её завершить, если не выкупит их.
Но он и не считает нужным. Спустя какое-то время он объявил, что считает проект завершённым, как будто в этих двух эпизодах содержится всё, что необходимо, чтобы составить цельное представление об истории. Это неправда, и он сам так не считал, когда помещал надпись "Продолжение следует".
Дальше – хуже. Поклонники не смогли смириться с закрытием проекта так же скоро, как его автор, и продолжали спрашивать о D4, просить сделать продолжение. Хороший разработчик должен обладать недюжинным терпением и вежливо общаться даже с невоспитанными невежами, спрашивающими о любой чуши, а Swery стал злиться и на эти закономерные вопросы и просьбы. Извините, но клиффхенгер сформировал у людей определённые ожидания, им пообещали продолжение, а потом сделали вид, что так и было задумано – бросить всё на середине.
Когда Swery, перейдя в компанию White Owls (название-насмешка), разместил на краудфандинговой платформе Fig свой новый проект под названием The Good Life (к слову, в Стиме уже есть игра с таким названием, неудачный симулятор курорта), кто-то написал ему, чтобы он сначала доделал D4, и Swery взорвался гадким твиттом.

Естественно, недальновидные подлизы прибежали защищать любимого автора, но я на стороне того, кто предъявил ему претензию. Да, прямо сейчас он не может сделать продолжение. Но почему он не выкупит права? Почему вообще ушёл из Access Games, бросив своё творение и предав фанатов? Зачем потом надо было говорить, что игра, по его мнению, и так прекрасно завершена? Наконец, почему бы на странице Fig коротко и вежливо не описать ситуацию с D4, чтобы все отстали? Главный просчёт Swery – то, что он не продумал всё наперёд. Когда берёшься за эпизодическую игру, нужно знать, что доделать её придётся при любых продажах, нельзя сворачивать проект из-за его недостаточной популярности. Возможно, популярность придёт позже, и уж ни при каких условиях нельзя обманывать ожидания своих поклонников.
Deadly Premonition и D4 – как сейчас модно говорить, нишевые игры, то есть привлекают далеко не всех, и аудитория формируется не очень большая и специфическая. За этих людей надо держаться, а не огрызаться по любой мелочи, отталкивая их. И ни в коем случае не бросать проекты. D4 сейчас отлично продаётся, несмотря на незаконченность, что плохо, потому что по стопам Swery спокойно могут пойти другие разработчики, и ничего им за это не будет. Думаете, я преувеличиваю? Компания Crowd of Monsters уже это сделала: выпустила два эпизода Blues and Bullets и исчезла, даже сайт удалён. А в Стиме их огрызок по-прежнему продаётся, деньги так и идут горе-разработчикам, до недавних пор даже можно было купить дорогущий Season Pass, гарантирующий доступ к следующим эпизодам, вот только они никогда не выйдут. Лишь жалобы пользователей заставили удалить Season Pass из магазина. Так что дурной пример действительно заразителен.

Что до Swery, то из запрашиваемых на Fig полутора миллионов долларов он получил только 682 тысячи. К счастью, не все готовы поддерживать проект, который может быть брошен автором. Кроме того, непонятно, почему он, со своей фанатской базой любителей жути и безумия, решил делать миловидный симулятор фотографа. История должна быть детективной и начинаться с убийства, но всё равно странно. Это как если бы Американ Макги анонсировал Stardew Valley.
В марте Swery собирался попробовать снова, но в этот раз на Кикстартере. Март подходит к концу, проекта на сайте всё ещё нет, и я предполагаю, что злой японец просто в очередной раз всё плохо продумал и обманул нас. Ему нужно коренным образом изменить отношение к своим поклонникам и обязанностям перед ними, чтобы реабилитироваться в их глазах и продолжить со спокойной душой делать игры. Если, конечно, у него есть такое намерение. Просто схема-то, как мы видим, работает.
Всё же интересно, чем должна была закончиться D4. Её вредный автор даже не намекает и говорит, что никому не будет интересно, если он просто выложит развязку в Твиттер (хотя можно придумать миллион более элегантных решений). Пусть говорит за себя, многие уже и на это готовы.