
СПОЙЛЕРЫ
Эта игра укрепила меня в мысли, что я не люблю так называемые симуляторы ходьбы. Ощущения, что это игры в полном смысле слова, и какого-то удовлетворения в конце нет. Они как истории, невольно подслушанные в автобусе по пути домой: поначалу вроде неплохо, коротаешь время, а потом вдруг тебя втягивают в чью-то личную драму с подростковыми беременностями и людьми, которые сами виноваты в своих бедах.
История семьи Финч напоминает сказку или фэнтези, где несколько персонажей, каждый со своими характерными странностями, становятся частью их общей истории с налётом волшебства. Но в то же время история эта так похожа на настоящую, что после прохождения (ну, как прохождения... достижения концовки) я стала искать в интернете реальную семью, ставшую прототипом Финчей, и мне до сих пор не верится, что таковой нет.

Есть ведь легенда о доме Винчестеров. В середине позапрошлого века предприниматель Оливер Ф. Винчестер переключился с изготовления мужской одежды на производство оружия, некоторые ружья и винтовки даже известны в мире под его именем. Бизнес принёс семье огромное богатство, но с тех пор члены семьи Винчестер стали умирать, внучка Винчестера даже не успела завести детей. Невестка бизнесмена обратилась к медиуму, чтобы узнать, за что на семью её погибшего мужа пало это проклятье. Медиум ответил, что это месть тех, кто погиб от произведённые Оливером Винчестером винтовок и ружей, и чтобы злые призраки не наказали и невестку, ей нужно приобрести дом и всё время перестраивать его таким образом, чтобы призраки путались в нём и не нашли её, а когда дом будет достроен, она умрёт. Она купила дом и потратила всё своё многомиллионное состояние на его бесконечную достройку и перестройку – говорят, там около 150 комнат, множество лестниц, коридоров, конструкций непонятного назначения – лишь бы дом стал для заблудших душ лабиринтом.
А может, этой легендой и вдохновились разработчики? После неё история Финчей уже не выглядит такой необычной. Кажется, Бог за что-то ненавидит и уже давно мечтает стереть весь их род с лица земли. Самой младшей из Финчей, Эдит, старались не рассказывать о том, что случилось с другими членами семьи, а все странности дома она воспринимала как должное и до переезда думала, что все остальные дети живут точно так же. Она узнала правду, когда приехала в полученный по наследству от матери дом и побродила по недоступным ранее комнатам.
По традиции Финчей выделенная члену семьи комната закреплена за ним навсегда. После его смерти все вещи остаются на своих местах, а комната запирается, зато в неё можно заглянуть через дверной глазок (как потом оказалось, в каждую комнату вёл какой-нибудь потайной ход, это кое-как послужило ответом на вопрос, как в комнатах осуществлялась уборка, ведь внутри ни пылинки). Когда в семье появлялся новый человек, комната для него пристраивалась к дому, обычно сверху. Под конец на верх этой башни водружали что попало, например, комнатой для старшего брата Эдит служил катер, а другой брат жил чуть ли не в каком-то маяке.
Истории о последних днях родственников героини преподносятся в разной манере: одна – через фотографии, другая – через комикс типа "Байки из склепа", третья – через флэшбэк. Это интересный режиссёрский ход.
Что же касается проклятия... Да, никто из семьи героини не умер от старости в своей постели. Но ничего неестественного в их смертях я также не нашла. Я напишу о них в удобном мне порядке.
Насколько я поняла, семья Финч имеет норвежские корни, и в Америку они прибыли, пытаясь спастись от своего проклятия. Один Финч перевёз свою семью вплавь через Тихий океан вместе с домом, непонятно как снятым со своего места. Дом затонул недалеко от берега острова Касаток, и Один вместе с ним. Несчастный случай? Мне кажется, упрямство. Человек, способный на воплощение подобной сомнительной затеи, наверняка будет стоять до конца, чтобы затея увенчалась успехом, а он не выглядел дураком. Наверняка он утонул, пытаясь вручную дотолкать дом до берега. Финчи вообще странные, вы ещё это увидите.
Десятилетнюю девочку Молли отправили спать без ужина и заперли дверь в её спальне. Ночью она проголодалась и крикнула через стену родителям, но мать сказала ей спать. Тогда Молли прошлась по комнате и съела всё, что сочла съедобным: засохшую морковь из клетки хомяка, зубную пасту и ягоды остролиста, которым в Америке принято украшать дома на Рождество. Остролист – ядовитое растение. Оставить провинившегося в чём-то ребёнка без ужина – обычная практика американских родителей того времени, но в совокупности с запертой дверью и подложенными в ванной ядовитыми ягодами это похоже на специально подстроенную ловушку для бедной глупой девочки, от которой устали родители. Или же это действительно просто убийственная беспечность.

Продолжая тему беспечных родителей: Грегори не было и двух лет, когда мать оставила его одного мыться в ванне. Судя по всему, это был не первый раз, потому что мать спокойно разговаривала по телефону в другой комнате и заходила к ребёнку на секунду лишь раз или два. А он тем временем включил себе воду на полную катушку и захлебнулся. В прикреплённом к свидетельству о разводе письме отец мальчика писал, что не винит жену в случившемся. Я виню.
Всепрощающий отец женился снова, но его другой сын от первого брака Гас не был доволен новой матерью. На свадьбе он не хотел присоединяться к остальным, но и уйти не мог, так что отдельно ото всех запускал бумажного змея. Погода испортилась, начался дождь, Гаса звали спрятаться в тент, где продолжалась свадьба, но он так и играл со змеем вопреки раскатам грома и надвигающемуся урагану. В итоге тент сорвался с места, полетел в него на большой скорости и убил. О нет, неужели это проклятие и Гас никак не мог избежать смерти, если бы подумал головой?.. (¬_¬)
Одиннадцатилетний Келвин давно хотел сделать на качелях "солнышко". Однажды ему это удалось, только качели располагались недалеко от обрыва, куда мальчик и улетел. Этот негодник продолжал раскачиваться даже несмотря на то, что мама несколько раз звала их с братом к ужину. Брат не пытался отговорить его от этой затеи, мать не пришла за детьми лично, чтобы они уж точно оставили свои занятия и пошли есть, и не пошла проверять, где застрял несносный ребёнок. Какое-то полное равнодушие родных. Да и кто додумался установить качели в таком опасном месте?.. В своём сочинении брат преподнёс эту историю в восхищённом ключе, мол, если мой брат что-то сказал, то он это сделает: сказал, что скорее умрёт, чем съест грибов, – так и сделал, вот же человек слова!
По традиции, по-моему, южных штатов Америки Сэм вывез свою юную дочь на охоту, чтобы она убила оленя. Случилось это опять возле какого-то обрыва, отец настраивал камеру, пока дочь психовала из-за того, что ей пришлось сделать (обычное дело, традиция эта ужасная и приносит только вред детской психике), но она всё же успела предупредить довольного отца, что ей кажется, будто олень ещё жив. Сэм лишь отмахнулся. Недобитый олень дёрнулся и столкнул Сэма в воду, на камни. Беспечность, невнимательность – вот злой рок Финчей.
С Барбарой не всё ясно. Её история рассказана в виде комикса – как я поняла, одного из многих, но именно этот выпуск бабушка Эдит почему-то решила сохранить. Много ли истины в "Байках из склепа", пусть серия и будет основана на реальных событиях? Если этот комикс был нарисован перед тем, как Барбара погибла, то как автор угадал? Если после – то как у него рука поднялась превращать трагедию Финчей в развлечение для всех остальных? В общем, я не понимаю, как этот источник информации о последнем дне девушки можно считать правдивым, но именно таким его преподносят в игре. В комиксе Барбару убили монстры из фильмов, это считается единственным творческим допущением во всей истории. Согласно нормальным предположениям, её убили бандиты в масках, терроризировавшие округу в это самое время, или её парень, который в ту ночь исчез. Ничего не понятно, но если так запустить свою жизнь, что в доме (в Америке с её легендарной второй поправкой) нет оружия, чтобы защитить себя в случае прихода незваных гостей, а твой парень на каждом шагу пугает тебя, только чтобы услышать твой знаменитый по фильмам ужасов крик, то ты сам напрашиваешься на печальный конец.

В ту ночь Барбара присматривала за младшим братом Уолтером, который после произошедшего начал до такой степени бояться внешнего мира, что построил бункер под домом и жил там тридцать лет. Судя по флэшбэку, он питался одними консервированными персиками и называл дрожь от проезжающего рядом поезда происками монстра. Отрезанный от семьи и всего внешнего мира, он считал это единственным способом избежать семейного проклятия. Когда дрожь на несколько дней прекратилась, Уолтер решился выйти наружу, пробил стену молотом и вышел прямо на железнодорожные рельсы, где как раз проезжал поезд. На память даже приходит чья-то цитата, вроде "Мы встречаем свою судьбу именно на той дороге, которую выбираем, чтобы избежать её". Но это чушь. Не надо сходить с ума и прибегать к крайним мерам – тогда, если ты достаточно внимателен, у тебя будет больше шансов избежать подобных несчастных случаев. Поезд некоторое время не ходил, да вот сегодня собирался вновь пойти, и об этом знала какая-нибудь твоя троюродная бабушка, с которой ты мог поговорить. И потом, чем плоха дверь в бункер, почему нужно было выбираться через стену? Так драматичнее, наверное. А то, что это дорога выходит прямо на рельсы поезда, который он слушал последние тридцать лет, он забыл? Спятил там от одиночества. Уолтер сам себя довёл до этого глупого исхода, и ему потакали все старшие члены семьи, которые знали, что он живёт под домом.
Братья Эдит – отдельный разговор. Судя по всему, в этом поколении в той или иной степени проглянула какая-то унаследованная психическая болезнь. Льюис стал наркоманом, а после лечения от зависимости ушёл в себя, перепутал реальность с фантазиями и вместо рыбьей головы на консервном заводе отрубил свою. В игре это было показано не как самоубийство, что тоже не вязалось бы с проклятием, а как преклонение Льюиса перед королевой, которая собирается надеть на его голову корону. Из-за дурного воспитания он вырос человеком без силы воли, прокурил мозги и сошёл с ума – вот цепочка следствий, в которой нет места сверхъестественному.

Другой брат, Милтон, рос натурой творческой, много рисовал и фантазировал, а в возрасте 11 лет исчез. Говорят, в предыдущей игре этого разработчика есть какая-то информация об этом персонаже и подробности его исчезновения, но это нечестно, все сведения о героях определённой игры должны даваться в рамках этой игры. Может, конечно, он ушёл в нарисованную им дверь, хотя, скажем прямо, вряд ли. Может, его похитили. А может, у него в голове что-то щёлкнуло и без наркотиков, и он убежал куда глаза глядят. Творческие люди – они такие...
Мать Эдит умерла от какой-то болезни, иногда с людьми такое случается, например когда у них рак. Неизвестно, как умерла бабушка, когда Эдит с матерью бросили её в доме одну и переехали в другое место, я ставлю на стресс вкупе с возрастом. По-прежнему никакой мистики не наблюдается.
У Эдит какая-то страсть к митенкам – вязаным перчаткам без пальцев, которые в детстве постоянно вязала для неё бабушка, не замечавшая в этом ничего странного или предосудительного. Может быть, она стесняется веснушек на руках, которые наследуют все в семье? Помимо этого о ней известно только то, что в 17 лет она беременна, и портрет героини у меня сложился, честно говоря, не очень приятный. Эдит пишет будущему ребёнку письмо с историей о проклятии их семьи, потому что не надеется дожить до того момента, когда сможет поведать её лично. Так и происходит: Эдит умирает в возрасте 18 лет, в игре есть мерзкий намёк на то, что это произошло во время родов.
Род Финч живёт: в самом конце игры её могилу навещает маленький сын. Надеюсь, он научится на ошибках своих легкомысленных предков и развеет семейное проклятие – проклятие невнимательности.
___________________________
Игра выглядит неплохо, забитые личными вещами комнаты интересно осматривать. Но предметы и книги повторяются – одни и те же норвежские рецепты лежат и в подвале, и на кухне, и в библиотеке, и ещё бог знает где, я уже не присматривалась. История рассказана очень любопытная, если бы не огромная сюжетная дыра, которая заставила меня написать этот пост. А кроме графики и истории в симуляторах ходьбы оценивать, кажется, нечего. После прохождения у меня осталось ощущение, что я повстречалась с реальными людьми, узнала о них самые сокровенные вещи и теперь не скоро забуду. К сожалению, все эти люди были недотёпами.
Ещё интересно, откуда у семейства деньги на такой дом и его бесчисленные пристройки. Только об одном человеке говорилось, что он работал.