В 2011 году вышла первая серия этого проекта, и скоро исполнится год с момента его завершения. Количество просмотров первого ролика перевалило уже за 44 миллиона, но я что-то совсем не вижу фанатов. Никаких отсылок на форумах и тем более в поп-культуре, никто даже не использует тематические аватары. Моё предположение – данный контент настолько неоднозначен и потенциально опасен для людей с нестабильной психикой, что все предпочитают держать знание о нём при себе. Или не хотят с ним ассоциироваться. Возможно, есть даже какое-нибудь негласное правило, что о DHMIS нельзя рассказывать, пока человек не докажет свою готовность воспринять эту информацию. А может, его популярность попросту оказалась преходящей, и люди, повосхищавшись глубинным значением сериала, забыли о нём и переключились на что-нибудь ещё... тем самым доказывая его правдивость.
Так или иначе, я хочу познакомить парочку своих читателей с этим неповторимым проектом двух британцев, который находился в производстве почти пять лет и в общей сложности насчитывает... шесть серий.
Вот этапы, которые проходит каждый мыслящий человек, пожелавший познакомиться с DHMIS:
1. Это детское шоу вроде «Улицы Сезам».
2. Это детское шоу вроде «Улицы Сезам», но со скримерами и прочим контентом, от которого мне будут сниться кошмары.
3. Мы все марионетки, телевидение существует только ради рекламы, миром владеют корпорации, и мы нужны им, только чтобы потреблять бесполезные вещи.
Это не спойлеры, пока я не вдаюсь в детали и не анализирую происходящее на экране. Сериал под завязку забит намёками и отсылками, можно не один день размышлять над отдельно взятыми моментами и фразами, получая удовольствие от процесса и понимая кое-что об окружающей действительности.
Небольшая ремарка. Вы когда-нибудь видели школьников, восторженно рассказывающих об очередном разгаданном намёке или другом секрете из «Гравити Фоллз»? В этом плане DHMIS – это «Гравити Фоллз» для взрослых. Только тут правда есть над чем поразмыслить.
Чего же вы ждёте? Вперёд, мои совершеннолетние адекватные друзья, к просмотру. Только не смотрите всё сразу, если понравится. Дайте себе время подумать. Напомню, что у первых зрителей был чуть ли не год на анализ каждой серии.
Такой долгий срок можно попытаться объяснить. Подготовка каждого эпизода требовала кропотливой работы. Тут не только сценарий, выверенный до последней фразы, тут и подготовка кукол и декораций – каждый предмет вручную сделан из фетра! А потом этот кукольный мультфильм ещё нужно правильно снять и смонтировать. Часто к этому добавляется компьютерная графика или даже рисованные мультфильмы.
У меня нет ни одного знакомого, который бы знал о DHMIS и он ему нравился, а так охота обсудить с кем-нибудь скрытый смысл и просто оформление этого веб-сериала.
У трёх главных героев нет имён, и если вы где-то их встретите, то знайте, что это выдумки фанатов. Некоторые из них, правда, приживаются. Но многие зовут их так: Красный, Жёлтый и Птица (Утка). Есть разные варианты интерпретации этих персонажей, некоторые даже пытаются понять сериал буквально, приведя абстрактные психоделические ситуации, в которые попадают герои, к общему реальному каркасу. Как по мне, это неправильный подход. Сериал намеренно смешивает правильное с неправильным, чтобы мы думали своей головой, а не получали готовые выводы, учит не загонять себя в рамки, а некоторые зрители первым делом именно так и поступают. Я этим тоже грешила, пытаясь навесить знакомый ярлык на Queen of Maggots из The Cat Lady: кто она – смерть? Демон? Ангел-хранитель? Успокойся, она Queen of Maggots, просто наблюдай и анализируй.
Нескольким второстепенным персонажам создатели дали имена, но мне кажется, что они просто прикалывались и это не является частью официальной, досконально продуманной вселенной сериала. Ну сами посудите: Шригнольд. :р Тем, кто видел фотографии весёлых авторов шоу со съёмочной площадки, легко представить, как это имя рождается в результате шутки. Как сэр Перозад в «Царе горы».
Хотя сначала я «клюнула» именно на жуткую составляющую сериала, в итоге больше всего мне понравилась третья серия: о пикнике и зверях, рассказывающих о любви. Наименее страшная, пожалуй. Первая странная вещь, которая должна бы сбить с толку, вызывает улыбку из-за того, как естественна она для персонажей: они предвкушают, как приступят к действию, и операторская работа направлена на то, чтобы мы отнеслись к этому с таким же энтузиазмом, а мы тем временем хмурим брови и вопрошаем: «Чтооо?» Ну, или смеёмся. Есть там и другой забавный момент, юмор в котором тоже завязан на противоречии. Я обращаю на это внимание, потому что забавное – огромная редкость в DHMIS.
Ещё мне нравится четвёртая серия. В ней поднимается актуальная современная проблема, о которой все как бы и так говорят, но из-за бестолковости этих разговоров она теперь воспринимается как данность. Мол, да, у всяких продавцов есть полная информация обо мне, включая только что изменившийся номер телефона и личные предпочтения, meh.
Даже в Watch Dogs 2 засунули эту тему, но благодаря этой игре геймеры лишь несколько быстрее свыкнутся с мыслью, что информацию о них собирают и используют. Или отмахнутся, заявив, что этого не может быть, ведь никому нет дела до их скромных персон. До личных характеристик дела и правда нет, а вот до покупательских свойств и другого потенциала, о котором я сейчас не хочу рассказывать, ещё как есть.
Другая проблема, затронутая в этой серии, – это отвлекающая способность интернета, опять же, связанная с потребительством. Ты заходишь в Сеть, чтобы узнать, чем кролик отличается от зайца, но проплаченные сайты о современных тенденциях и контекстная реклама начинают втюхивать тебе модные нынче брелки размером с рюкзак, и вот ты уже ищешь интернет-магазин с самыми низкими ценами на это барахло, а о первоначальной цели поиска и не вспоминаешь. Узнали себя? Если да... ну, поздравлять тут не с чем. До какого-то возраста я тоже так тупила. В 17 лет на одном форуме на вопрос «Что лучше: Pepsi или Coca Cola?» я ответила что-то вроде: «У Pepsi вкус мягче и приятнее, но у Coca Cola классный дизайн и реклама с рождественскими грузовиками, поэтому я предпочитаю её». 17 лет, Карл! Мозги уже должны были появиться, но увы. А сейчас маркетологи вводят людей в заблуждение ещё искуснее, пользуются пробелами в знаниях и предлагают нам лекарства, где одна молекула действующего вещества содержится в ста миллионах таблеток (гомеопатия), и якобы полезные продукты с мёртвыми бактериями, способные навредить пищеварительной системе (йогурты).
В старших классах я стала понимать, что реклама – зло (даже писала на эту темы посты в старом блоге), но не могла сформулировать, почему, тем более когда все вокруг относятся к ней нормально. Все современные способы широкого распространения информации у нас в мире используются затем, чтобы вешать людям на уши лапшу. А могли бы научить делать искусственное дыхание. Объяснить, как отключить в квартире радиоточку. Мотивировать на трудолюбие и доброе отношение друг к другу, наконец. Вместо этого нам предлагают кредиты и вредные продукты – и кто-то даже получает за это деньги.
Поработав в издательстве, я откорректировала не одну книгу по маркетингу и до сих пор удивляюсь его ненужности. Да что там, вреду! В разнообразных учебниках незавуалированно обучают вводить людей в заблуждение, создавать на пустом месте проблему, а затем решать её с помощью ненужной вещи. Я видела море примеров, как маркетолог высасывает идею из пальца, а верхом этого идиотизма я считаю так называемую «ментальную провокацию» Эдварда де Боно. Следуя его методике, маркетолог выкрикивает всякий бред, например: «В каждом доме есть сто телефонных аппаратов!», «Денежные купюры кислые, как простокваша!» – а потом усиленно думает, как получить из этих ситуаций прибыль. Что может значить выражение «кислые купюры» (ничего, ты же сам только что его выдумал)? Может быть, у них ограниченный срок оборота, по истечении которого надо печатать новые и платить комиссию?.. Чтоб вам пусто было, маркетологи. Подумали бы лучше, что сделать, чтобы глупые подростки из разных стран не искали приключений на стороне исламских экстремистов. Или чтобы женщины перестали пить убойные обезболивающие от каждой крохотной мигрени, которой можно избежать, если проветрить помещение и размять мышцы. И это тоже принесёт прибыль, только не сиюминутную и гораздо более важную, чем денежную.
Не то чтобы DHMIS зародил во мне мысль, что нас держат внутри некой системы наподобие Матрицы, где мы, как батарейки, питаем своими деньгами жадных корпоративных магнатов и просто ленивых производителей, пока нас самих кормят мусором и ненужными вещами. Но сериал тоже на это намекает. Как и на то, что из системы можно выйти. И если кто-то из зрителей обратит внимание только на яркую мишуру в виде жутких кадров – пусть. Уверена, это только поначалу. Лишь очень скучный человек останется спокойным и пойдёт дальше, не поняв, что он только что посмотрел, а без интерпретации происходящее на экране не имеет смысла и оставляет после себя массу вопросов. Главное – не воспринимать как само собой разумеющееся найденные ответы и стараться стать более эрудированным, сознательным, понимающим, чтобы больше не обманываться.