Kingdom: New Lands
9 августа в мою библиотеку сама собой добавилась игра Kingdom: New Lands. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это небольшое дополнение к Kingdom, которая так понравилась мне в своё время, что получила старательный обзор – более восхищённый, чем она того заслуживает, но я писала его от сердца.
Сначала уточню, что разработчики не оставили в покое и оригинальную игру – с тех пор, как я в последний раз туда заходила, было добавлено несколько новшеств, и хотя они, на мой взгляд, очень мелкие, весьма порадовал тот факт, что игроков вот так балуют бесплатным новым контентом.
Так я думала, пока не зашла на страницу с New Lands. Эта штука стоит 350 рублей, и её получили бесплатно лишь те, у кого уже была куплена нормальная игра, которая, кстати, теперь именуется в библиотеке Kingdom: Classic. Последнюю же из магазина убрали. Мне интересно: покупая New Lands, человек получает только её или и классическую версию тоже? (Пфф, она когда-то уже успела стать «классической».) Глупо делать дополнение отдельной строчкой в библиотеке, Classic и New Lands – это как два режима одной игры, можно было бы просто сделать переключение между ними внутри одной игры.
Раз уж она прокралась в мою библиотеку, я решила её оценить. Нам вновь предлагают расширять свои владения и беречь корону от назойливых монстров, только теперь появились неразрушаемые порталы, спастись от которых можно на других островах. Чтобы сбежать с одного клочка земли на другой, нужно каждый раз почти с нуля строить корабль (интересно, куда девается предыдущий корабль), потом неделю ждать, пока один несчастный строитель дотолкает его с лучниками и рыцарями на борту до причала, и отплыть туда, где будет всё то же самое, только отсчёт дней начнётся сначала. Захватывающе?
Говоря о другом режиме уже знакомой нам игры, я имею в виду торговца, который теперь вместо инструментов тупо привозит на своём осле деньги, заменив собой ежеутренний сундук. Теперь можно не ждать с апгрейдом основного здания, до последнего выжимая из этого сундука больше денег, а строить себе замок, когда вздумается. На этом описание нового режима игры заканчивается.
Мне кажется, не будь Kingdom настолько реиграбельна изначально, New Lands бы с треском провалилась, но вот уже несколько дней она не теряет мой интерес, подогреваемый маленькими новшествами этого дополнения. Они действительно очень маленькие. Можно сменить коня на скакуна с другими характеристиками или, например, на медведя. Можно завести собаку и построить дом отшельнику, который потом пригодится в королевстве. Человечки теперь умеют бегать, а не только апатично плестись, даже если позади несётся толпа вырвавшихся из портала монстров. А так как на новой земле счётчик дней обнуляется, но к этому моменту мы уже имеем небольшое преимущество в виде готового отряда бойцов и прихваченного с собой полного кошелька, выполнять некоторые достижения стало легче. Кстати, эти достижения словно бы подсказывают наиболее выгодную тактику, которой стоит придерживаться не только ради получения ачивки. Я про убийство двух десятков оленей на четвёртый день и разрушение портала – на десятый: кто на такое способен, тот не теряет даром ни секунды и имеет все шансы на победу.
Собственно, перечисленные нововведения – всё, что я увидела. Без проблем прожив сто дней на первом острове, моя королева с креветкой на гербе попала в очень неприветливые земли, где, как мне показалось, атака монстров продолжается даже днём, а каждую ночь восходит кровавая луна. На шестой день мои рыцари одновременно уничтожили по порталу с каждой стороны, но только я решила, что легко тут справлюсь, как монстры прорвались сквозь каменные стены и утащили корону. Если второй остров и задумывался настолько суровым, то я никогда не пройду достаточно далеко, чтобы найти и испробовать все новые вещи.
Уже давно зачем-то были перерисованы некоторые монстры. Мне нравились те странные гиганты и нравилось, когда их нутро было алым. Теперь же эти существа с фиолетовыми мордочками в тон портала смотрятся даже умилительно, когда подбегают к тебе, суча своими ручонками. Неужели кто-то пожаловался, что жуткий красный не подходит для детской аудитории? Но ведь в этом зловещем виде и была вся соль!
В завершение скажу, что саунтдрек заметно расширился, и если у кого-то, как у меня, здесь была пара любимых треков, которые и так-то звучат редко, то теперь вероятность услышать их в игре стремится к нулю.
Reigns
Продолжая королевскую тематику, коротко расскажу о Reigns, стараясь обойтись без спойлеров. Эта игра пришла со смартфонов и отличается крайней упрощённостью во всём. Под руководством игрока королю нужно удержать власть и сохранить жизнь, поддерживая хорошие отношения с народом, церковью и армией, а также следить за капиталом. События представлены в виде перемешанных карт, которые сменяются, как только дашь один из заранее установленных ответов. Раз за разом в государстве возникают проблемы, решение которых будет иметь последствия в виде увеличения или уменьшения этих четырёх шкал. Допустим, монах говорит, что солдаты учинили беспорядки в церкви. Легко догадаться, какие шкалы задействованы в этом скандале и как они изменялся, если принять одну из сторон конфликта. Всё очень просто и достаточно интересно, пока не повторяется в десятый раз, но мне очень не нравится, что в игре помечены шкалы, которых коснётся решение короля. Уж это можно было бы оставить додумывать игроку. А ведь в игре есть кое-что, даже усиливающее эту силу королевского предвидения, и ощущается оно как читерство.
Моя другая претензия – воспитание у игрока чисто утилитарного отношения к проблемным ситуациям. Сейчас твоему королю не хватает расположения церкви – значит, надо проигнорировать просьбу местной доброй ведьмы прекратить убивать невинных девушек и позволить церкви продолжать их сжигать. Как будто, если жить и править по совести, далеко не уедешь. Но ведь это не так, просто в данной игре вот такой примитивный механизм, а в другой можно было бы, например, переубедить главу церкви, или нанять тайный отряд по освобождению пленных девушек, или устроить нечто, что отвлечёт всеобщее внимание от этой темы, и девушки останутся целы и невредимы. Это так, навскидку. Здесь же демонстрируется и навязывается очень узкое мышление, а в роль такого глупого и поверхностного короля невозможно вжиться, его как будто вообще нет: мы просто переворачиваем карты и решаем теоретические тесты про несуществующую страну.
Думаю, многих в Reigns привлекает её весёлая придурковатость. К примеру, посреди обсуждения важных политических вопросов может прийти шут и поинтересоваться, каким животным хотел бы стать король. Ты только что решал судьбу захваченных в плен варваров, вынужден был сжечь заражённые запасы пшена, обрекая подданных на голодную зиму, и застал жену в постели с генералом, а тебя вдруг спрашивают, не хотел бы ты стать скорпионом. Что-то потешное в этом есть.
Желание пройти её ещё раз для меня обусловлено только наличием достижений, всё-таки один «забег» длится около полутора тысяч игровых лет, а карты частенько повторяются. Чтобы получить хорошую концовку, нужно проделать довольно интересную цепочку действий, требующую не то чтобы смекалки, но внимательности – точно, здесь такое происходит редко и потому смотрится любопытно.
Спасибо Petite Fleur Sasha за подарок. Если бы не она, так бы я и смотрела чужие прохождения на Youtube.
Blues and Bullets
Пора заводить в библиотеке папку «Интерактивное кино», потому что этот жанр вошёл в моду и начал использоваться не только Telltale Games, а меня эти игры своим форматом пока не успели разочаровать, как бы ни старались.
У Blues and Bullets сложная ситуация. На первый взгляд кажется, что это верняк – хотя готовы ещё не все эпизоды, она обязательно выйдет полностью. Поймите меня правильно, есть инди-поделки, про которые сразу понятно, что их автор, например, собрал достаточно денег за свои три текстуры в раннем доступе и больше за дело не возьмётся, а здесь и история, и внешний вид игры вызывает доверие. Однако A Crowd of Monsters за целый год выпустили только два эпизода, сроки выхода третьего никак не обозначают и на форумах не объявляются, так что я ставлю на них крест. При этом в Стиме за 379 рублей всё ещё можно сделать предзаказ остальных эпизодов. :/
Первый эпизод покорил меня смесью мистики, триллера и криминала, он предлагал долгое и разнообразное путешествие по нескольким интересным местам и очень ёмко излагал захватывающий детективный сюжет, мне даже казалось, что в нём нет изъянов, а у игры большое будущее. Но способный на всё бывший полицейский, заключивший уговор с самим Капоне и в моих руках ведущий себя очень достойно, во втором эпизоде превратился не пойми во что, когда сценаристы решили показать его прошлое. Я думала, что мне нравится нуар, но если он обязует главного героя быть унылым алкоголиком и изменять супруге или встречаться с замужней женщиной (а здесь всё вместе), то я пас. С таким материалом даже я не смогу правильными решениями сделать из Элиота Несса хорошего человека, и симпатизировать ему уже не хочется.
Но если абстрагироваться от тупой любовной линии и спорного образа главного героя, здесь всё ещё остаётся вполне неплохая история, складывающаяся из нескольких, казалось бы, не связанных друг с другом частей. Для начала кто-то похищает детей и держит их в темнице, где тюремщики в чёрных костюмах и костяных масках с длинными рогами извращённо поощряют и наказывают их за разные поступки. В то же время в кафе к бывшему копу приходит чернокожий прислужник Аль Капоне и настойчиво просит следовать за ним, потому что у недавно освободившегося из тюрьмы гангстера есть для него дело. В этой части всё очень запутанно и, как мне уже объяснили, неправдоподобно, несмотря на громкую надпись в начале игры о том, что её создатели очень внимательно и с любовью подошли к историческим событиям и лицам. Так или иначе, Капоне просит Несса разыскать его похищенную внучку Софию и приставляет к нему того самого прислужника, громилу Милтона, которому бы впору раскидывать слетевшихся на Несса врагов, а он вместо этого только смотрит за всем и докладывает о продвижении дела боссу, вечно сидя в каком-нибудь удобном креслице и почитывая Шекспира. Видите ли, у него печальная предыстория, привившая отвращение к насилию, только если оно не описано на страницах книг, и вообще у него тонкая душа. Я вижу, какого эффекта хотели добиться, создавая такого персонажа – антирасизм, каждый может стать кем угодно и всё такое, – и в другой ситуации я бы это даже оценила, но действие игры происходит в то время, когда процветает этот самый расизм, когда ещё в силе расовая сегрегация, да и Капоне, судя по всему, никогда бы не взял себе телохранителя, тем более негра, тем более не относился бы к нему с такой теплотой… Когда я обо всём этом думаю, мне становится жалко разработчиков, ведь могли же сделать хорошо, а сделали яркую бессмыслицу в угоду политкорректности.
Ну да ладно, оставим беднягу Милтона в покое и обратим внимание на ещё один слой сюжета: расследуя похищение девочки, Несс обнаруживает несколько жутких вещей и делает странные открытия. Как вам, например, осмотр места преступления в стиле L.A.Noire, где жертва убита в прихожей собственного дома, предварительно лишившись рук, глаз и зубов, из которых в ванной комнате сооружена пугающая конструкция? Об остальном я лучше умолчу, а то этот анализ и так уже изобилует спойлерами.
Хочу отметить отвратительный перевод на русский язык. Ошибки я не проверяла, потому что неплохо могу воспринимать английский на слух и далеко не всегда читаю субтитры, но было несколько мест, когда несоответствия оказались такими вопиющими, что они бросились мне в глаза и врезались в память. Например, абсолютно непонятно, как «Это цена за такого-то человека» превратилось в «Это цена за вещь, принадлежащую такому-то человеку» и каким образом из «Кто-то очень много заплатил за девочку» сделали «Кто-то сильно поплатится за это». Смысл же совсем другой! А на скриншоте ниже – моё «любимое».
Если кто-то не знает английского, он ни за что не отыщет код к сейфу, более того, он не поймёт, что в данной записке дана подсказка к этому самому коду, ведь, благодаря переводу, это кажется пустой болтовнёй. Потому что там написано: «Я сменил комбинацию на номер вчерашнего победителя», а не «После удачной сделки я сменил код сейфа»! Тогда, если ты правильно понял смысл записки, ты смотришь на грифельную доску неподалёку и находишь на ней таблицу с участниками боя, обнаруживаешь имя победителя и в другом листочке замечаешь, что каждому из бойцов соответствует конкретное число, а там уж рукой подать до искомой комбинации. Какая ещё сделка, откуда во фразе «last night’s winner» по смыслу может взяться сделка? В сделке разве есть победители? Не логичнее было бы переводчику отнести содержимое записки к подпольным боям насмерть, которым посвящены 90% окружения на этой локации, чьи подробные описания он переводил до этого? Этот момент меня очень злит.
Жалко, что у этой игры так много «но». Видно, что люди старались, придумывая интригующие повороты сюжета и колоритных персонажей, вот только временной промежуток выбран неудачно, и привязку к реально существовавшим людям они сделали зря. Музыка в игре, по-моему, великолепная, я каждый раз наслаждалась заглавной темой и её вариациями, но других подобных хитов тут не предвидится, а если продолжат эксплуатировать одну и ту же мелодию, то опротивеет и она. Нагромождение разных жанров в сюжете и геймплее уже во втором эпизоде смотрится не так гармонично, как сначала, и рискует в конце оказаться глупой неоднородной смесью просто из всего того, что любит автор, если, конечно, игра вообще будет закончена.
Solstice
Для меня Cinders – лучшая визуальная новелла, другие с ней и рядом не стоят. В ней потрясающая графика и симпатичная анимация, отличная музыка, книжные формулировки реплик и просто умные мысли, не говоря уже об оригинальном подходе к сюжету «Золушки». Solstice сделана теми же разработчиками, поэтому ожидания мои были высоки, и я долго выбирала подходящее время и настроение, чтобы познакомиться с ещё одной захватывающей историей и её героями.
Проживать эту историю нам дают сразу за двух персонажей: за молодого знахаря Галена и за амбициозную девушку-инженера Яни. Сложно анализировать визуальную новеллу, не выдавая сюжета - а он тут очень «вкусный» и интересный для изучения всех его тонких слоёв, - но я постараюсь.
По-моему, Solstice перенасыщена политкорректностью. Среди героев можно лицезреть людей любой национальности и сексуальной ориентации, и если первое можно списать на счёт того, что это сказка, в которой возможно что угодно, то второе меня напрягло. Я этого никак не ожидала, такой фансервис свойственен неуверенным в себе проектам, когда они пытаются максимально расширить свою аудиторию и подмешивают к целостному продукту не сочетающиеся с ним, но нравящиеся определённым группам людей вещи. Мне представлялось, что Solstice – это что-то благородное, самодостаточное, не прогибающееся под дурацкие новые нормы, а тут вдруг такое.
Ещё один крошечный и, определённо, субъективный недостаток – предыстории персонажей. Нет, даже не так – выбор момента для открытия предысторий персонажей. Меня очень заинтересовало происходящее в этом волшебном и прекрасном городе, я много раз предвкушала, как мне больше расскажут о его устройстве или своеобразном укладе жизни тех, кто пережидает там лютую зиму, а вместо этого мне втюхивали информацию о том, кто где раньше работал и кто как к кому относится. Это всё тоже интересно, но тайминг для этих вещей мне не понравился, да и сократить бы эти разговоры не помешало, наверное, иначе умная насыщенная история превращается в подростковую болтовню, и очарование игрой рассеивается.
Мне очень нравится, как поработали над деталями. В начале каждой фразы у говорящего персонажа присутствует артикуляция – почти ни одна представительница жанра не может этим похвастаться, а меж тем эффект производится восхитительный: это уже не слайд-шоу, а фильм. В ожидании, пока игрок прочтёт текст на экране, герои моргают, меняют позы, теребят волосы - в общем, живут, а не застывают в стоп-кадре. Также очаровала попытка авторов придать неозвученным репликам интонацию, например, путём ускорения текста или мгновенного выделения конкретных слов. Вкупе с выражением богатых на мимику лиц говорящих выходит очень эффектно.
Отвлекаясь на всякие дела и другие игры, я прохожу эту новеллу очень неторопливо, частенько обращаясь к словарю, и она уже успела создать для меня атмосферу уюта – с красивой ненавязчивой музыкой, с переливающимися мягким светом пейзажами, с фирменным тонким перезвоном возникающих на экране букв, с неторопливым повествованием и интересными действующими лицами, с которыми приятно знакомиться. А ещё с нависшей над ними угрозой, покрытой множеством тайн, и этот зловещий оттенок придаёт сюжету дополнительную притягательность.
Ещё раз спасибо за чудесный подарок, Petite Fleur Sasha!
По большей части остальное – это искалки или игры, которые проходят себя сами (на днях мной были получены все ачивки в Plantera, и я буду искать подобные безделушки, которые можно запустить в маленьком окошке рядом с окном рабочей программы и изредка смотреть на них, как на рыбок в аквариуме). Заявляю, что Artifex Mundi– на данный момент лучший разработчик искалок, вот только их локализации хромают на обе ноги. Они также издают казуалки данного жанра от других авторов, но все они держат определённую планку качества. А вот другие издатели… Скажем так, я теперь обращаю на них внимание, потому что среди сторонних искалок есть и довольно неудачные вещи, к примеру, 1 Moment of Time: Silentville– это настоящая нервотрёпка. На локациях поиска некоторые вещи помещают под список нужных предметов: то ли нащупывай их вслепую, то ли используй подсказку и теряй ачивки. Вместо нескольких надписей – пустые листы (ну, это локализация такая). В двухмерном мире – трёхмерные персонажи из «зловещей долины». Чтобы перейти на соседнюю локацию, нужно ждать, пока тебе откроют дверь, пропустишь момент – никуда не попадёшь. В помощь как бы сделали карту, но она неудобная. Создатели плюнули на всё, что уже давно придумано их предшественниками, и сделали по-своему, плохо. Благо, больше они ничего не сделали.
Вы там, это, не берите с меня пример, играйте в хорошие игры. :Р