Знаете, как бывает… Играешь в какую-нибудь Distraint и думаешь: «Хорошая вещь на пару часов, буду рекомендовать». Потом на фоне таких малюток, как она, Stardew Valley влюбляет в себя своей многогранностью: «Тут не только сельское хозяйство, но и данжены, новые секретные локации, коллекционирование!» А потом тебя сажают поиграть в Black Flag, и вот тогда ты понимаешь, что такое настоящая многогранность и какой должна быть игра, чтобы её создатели просили 800 рублей, не рискуя получить пинков за жадность.
В Black Flag мы примеряем на себя роль пирата Эдварда Кэнуэя, мечтающего вернуться домой к любимой с большим богатством и впутавшегося в таинственную и опасную историю с участием тамплиеров и ассасинов. Как человек, не знакомый с серией и намеренно избегавший её из-за пафосности, я очень рада, что главным героем четвёртой части выступает обыкновенный человек, далёкий от этих исторических перипетий. Впрочем, обыкновенным его можно назвать с огромной натяжкой: Эдвард обладает невероятной физической подготовкой и боевыми навыками - без передышек он может вскарабкаться по отвесной скале в строго охраняемый форт, провести бой на саблях с десятком солдат, затем бесстрашно спрыгнуть точно в повозку с сеном и быстренько совершить заплыв к своему судну, чтобы продолжить пиратское ремесло.
По ощущениям это не одна, а несколько полноценных AAA-игр, гармонично переплетённых друг с другом, не говоря уже о любопытных элементах геймплея, аналоги которым нередко продаются в Стиме как отдельные игры. Заскучать здесь невозможно. Местные тропические острова не только завораживают красотой, но и скрывают в своих джунглях и пещерах сокровища, функциональные коллекционные предметы и порой даже головоломки, а ещё довольно разнообразную фауну, на которую предстоит охотиться. Любовно проработанные города наполнены значительными и мелкими деталями, исторически верными почти во всём, и каждый предмет в них – бочки ли это, стены домов, бельевые верёвки – годен для увлекательного паркура. Миссии предполагают не один вариант прохождения, так что обиженными не останутся ни любители стелса, ни те, кто предпочитает красивые бои и полную зачистку локаций. И это далеко не все богатые возможности игры.
Почувствовать себя в шкуре пирата очень просто, когда ты можешь обшарить карманы любого горожанина, напиться в таверне, обыграть кого-нибудь в диковинные для современного человека настольные игры, и взять на абордаж пару бригов, по пути к ним слушая, как твои бравые матросы от души распевают классические морские песни того времени. Такими темпами погружение в неповторимую атмосферу свободы и приключений не составляет труда и приносит массу удовольствия.
Неприятно лишь традиционно низкое качество русского дубляжа и наличие незначительного количества багов, без которых не обойтись в столь сложном проекте с большим количеством физики, активных объектов и городов, не разделённых на зоны загрузки. В остальном я не могу найти к чему придраться. Отдельно отмечу, что не обязательно выставлять самые высокие настройки графики, чтобы насладиться здешними пейзажами. А ещё лично меня восхищает то, что в игре не один, а два совершенно разных параллельных сюжета: многие пытались это сделать, удалось лишь единицам.
Пожалуй, этот опыт стоит испытать каждому – я уверена, что приключения Эдварда придутся по вкусу всем.
________________________
Цивилизованная часть обзора закончена, но у меня есть кое-какое замечание.
Так как первая игра серии вышла в 2007-м году, времени на личное знакомство у каждого было достаточно, и если кто-то ещё не знает сюжета, то это явно его осознанный выбор и пенять на меня за спойлеры не следует. К тому же, то, о чём я сейчас напишу, - это одна из основополагающих вещей, которые знает даже человек, никогда не интересовавшийся Assassin’s Creed: то, что серия настолько исторически точна, что по ней можно учить историю, то, что ассасины пафосны и унылы, и то, что события игр происходят не на самом деле, а в симуляции. Это и есть двойной сюжет, о котором я упомянула: Эдвард – лишь персонаж обучающе-развлекательной программы, которую тестирует другой персонаж Black Flag, и с ним тоже кое-что происходит, но сюжетное переключение на него происходит очень редко.
Вот такая мощная получилась симуляция: огромный открытый мир, в котором ты и кошечку можешь погладить, и собственным флотом управлять, все текстуры очень тщательно прорисованы, ботинки оставляют на песчаном пляже следы, танцовщицы, служащие, вообще-то, только для прикрытия Эдварда, когда ему надо спрятаться в толпе, заигрывают с проходящими мимо мужчинами – в общем, этот виртуальный мир самобытен и превосходно проработан во всём.
А с другой стороны мы имеем Superhot…
Assassin’s Creed способна оставить без аргументов всех, кто оправдывает примитивность графики и критическую нехватку контента в Superhot тем, что это не настоящий мир, а симуляция. Впрочем, ведь настоящий мир там выглядит точно так же: поверхности без текстур и рубиновые манекены.
Недовольна я тем, что у этих игр одинаковый ценник.
Это поднимает другой вопрос: должны ли инди-разработчики, несколько лет мучающие свои творения в одиночку или маленькими группами, получать столько же денег, сколько группа профессионалов, трудящихся над AAA-проектами? По-моему, нет: надо адекватно оценивать качество своей работы. Пусть даже ты убил на это шесть лет, если получилась недоделка, хвастовство собственным усердием не добавит ей красоты и интересности.
Порой кажется, что сейчас крупные компании взяли на вооружение тему с одинаковыми ценниками на шедевры и недоделки и потому начали завышать свои цены, доходя до абсурда… Не знаю, в чём истинная причина, но это тоже не дело, ведь ничего особенного, как мне кажется, в новых играх не добавляется, всё это уже было в других крупных проектах.
Fran Bow и Downfall тоже, на мой трезвый взгляд, даже со всеми вложенными стараниями авторов не стоят своей полной цены (350 и 300 рублей соответственно), но почему я была готова заплатить за них столько денег?.. Слепой фанатизм. По этой же причине я считаю, что The Cat Lady вполне стоит свои 250 рублей. Может быть, я себе льщу, считая, что авторами хвалебных отзывов на Superhot движет нечто другое, гораздо более приземлённое – например, когнитивный диссонанс, когда ты выложил за какую-то фигню 800 рублей и теперь ищешь оправдание этой трате, радуясь как уникальному чуду тому, что в любой игре быть обязано, и не замечая её недостатков, чтобы не пасть в пучину горького сожаления о настолько необдуманной покупке. Не могут же они и впрямь фанатеть от игры лишь потому, что в ней время движется с нормальной скоростью только тогда, когда движешься ты?.. Идея на 15 рублей. Ах, да, там ведь есть ещё одно маленькое дополнение: через компьютерную переписку героев игра навязывает сама себя, и школьники, должно быть, приходят в восторг, осознав, что могут цитировать эту переписку, притворяясь, что игра завладела ими, как симуляция завладела героем игры. :/ Ладно, вот ещё 10 рублей.
Некоторым независимым разработчикам стоило бы объединиться в группы и вместо нескольких бесполезных однотипных игр сделать одну более-менее приличную.