Не знаю, кому вообще будет интересен этот пост, но меня тянет его написать.
Всё это мой личный опыт и личные трудности. Я не крутая обзорщица, но занимаюсь этим очень давно, и вот на что я обращаю внимание, когда сажусь за это интересное дело.
1. Найти несколько подходящих часов. Я имею в виду не отмазки о нехватке времени, а тот момент, когда ты чувствуешь некий внутренний подъём и желание формулировать свои мысли в красивые предложения.
2. Определить центральную тему. Некоторые пишут по шаблону, например, сюжет - музыка – графика - плюсы и минусы - вердикт. Мне больше нравится свободный стиль, где одно вытекает из другого, и все абзацы логически связаны. Но чтобы это получилось, нужна мысль, от которой будешь отталкиваться, которую постоянно будешь держать в голове и, если получится, раскрывать с разных углов. В «Kingdom» развиваемым тезисом у меня был «Игра проста и минималистична во всём, и эта простота затягивает», в «Distrained» - «Зацените, насколько оригинален этот маленький сюжет». В больших статьях, которые ещё и следует делить на части с подзаголовками, к этому нужно подходить по-другому, но я сейчас не об этом. Стим сильно ограничивает обзоры по символам.
3. Придумать интересное вступление. Некоторые стимеры формируют своё мнение об обзоре по первым двум строчкам, и если там написано то, что им по какой-то причине не нравится, они обзор минусуют, а в следующую минуту выбрасывают это из головы и живут дальше, насрав под твоей старательной работой. В какой-то степени я их понимаю, меня ужасно раздражает начало типа «I really wanted to like this game, but…», предшествующее, кажется, каждому второму обзору, или километровые вступления о том, когда какой друг ему что посоветовал и что он по этому поводу думает, свидетельствующее о том, что автор нисколько не заморачивался серьёзностью текста и там будет полно глупой отсебятины. И не стоит заострять внимание на том, что ты не умеешь писать отзывы, это никому не важно, давай уже к делу.
4. Избегать слова «атмосфера». Это почти невозможно, когда пишешь про хорроры, но оно уже сидит у меня в печёнках. По крайне мере, я всячески избегаю расплывчатых фраз типа «глубокая атмосфера» и подробно расписываю, что хочу этим сказать. Немного горжусь тем, как в «Distrained» у меня получилось выразить мысль без участия этого слова.
5. Не растекаться мыслью по древу. Во-первых, мало кому будет интересно читать что-то сугубо личное на стимовской странице с игрой, лучше оставить это для задротских постов в блоге, который читают два человека... Во-вторых, количество символов ограничено, а раскрыть нужно не один, а несколько пунктов, поэтому слова должны быть ёмкими, и никаких повторов одной и той же мысли в разных предложениях. Ну, это то, к чему я стремлюсь. Иногда приходится вырезать лишнее, потому что с повторами обзор выглядит совсем уж по-любительски, а я могу лучше.
6. Писать так, чтобы читатель максимально точно увидел игру твоими глазами. Хоть все и стремятся к объективности, обзор – это наше личное мнение. Кто-то снижает игре оценку из-за пиксельной графики, а для кого-то это, наоборот, плюс, но в любом случае нужно обосновать свою точку зрения. «Графика убогая…» - не потому что в детстве тебя шлёпал дедушка всякий раз, как ты играл в Денди, и остались плохие ассоциации, а потому что, например, предметы плохо прорисованы и непонятно, где что и как с этим быть. Это бывает сложно, особенно в случае восхищения чем-нибудь, но описать, что именно замечательного ты видишь, всегда возможно. Я часто вообще ударяюсь в лирику, и всем почему-то нравится…
7. Не скатываться в пересказ. Одного абзаца с общими чертами истории достаточно, дальше можно переплести его с анализом, если таковой требуется. В хоррорах – ещё как требуется.
8. Обойтись без спойлеров. Есть игры, в которых это сделать легко, а есть такие, как «Home», где ничего не помнящий герой просыпается в незнакомом доме, а дальше любое действие приведёт игрока к той или иной концовке. Значит, акцентировать внимание надо на других аспектах игры.
9. Быть готовым к тупой критике. Все мы в каком-нибудь вопросе говноеды, иногда злимся на противоположные мнения. Я не расстраиваюсь, если обзор получает больше 60% положительных оценок, но, конечно, стремлюсь к большему. Пока что планку не взяли только два, и они реально плохие.
Мой последний обзор удостоился в Стиме благодарности автора игры. ^ - ^ Он переводил текст Гуглом, но говорит, что всё понял.
А вообще я пишу без задней мысли, просто мне нравится.