Пост содержит СПОЙЛЕРЫ!
Вчера одновременно вышли финальные эпизоды «Life is Strange» и «Tales from the Borderlands». Ну кто так делает?
У меня было чудесное чёткое расписание:
20 октября – финал«Life is Strange». Весь сезон мне заранее подарил замечательный человек под ником amatvv, так что я просто расслабилась и ждала.
30 октября – дополнение к «The Binding of Isaac: Rebirth» под названием «Afterbirth». Я очень люблю эту игру, поэтому сделала предзаказ когда-то давно, сразу как узнала о такой возможности.
Позже на 21 октября туда втиснулась «Kingdom», которую я тоже предзаказала, потому что не могла больше терпеть захватывающих рекламных летсплеев, а с предзаказом обещают саундтрек. Где-то шесть человек из моих подписок на Youtube играют в «Kingdom» - как раз для этой цели им бесплатно раздал ключи разработчик, а весь остальной мир вынужден облизываться на них.
Не думайте, что я какая-то мажорка, просто так совпало, а больше предзаказов у меня нет.
(Кроме этого.)
Но как только я закрыла «Life is Strange» и приготовилась осмысливать и смаковать пережитое, Стим стал подгружать последний эпизод «Tales from the Borderlands». Просто любопытно, это так схлестнулись конкурирующие «Square Enix» и «Telltale Games»? Или, наоборот, это дружеское решение, типа как двойная свадьба у лучших подружек?
Эту игру мне тоже подарили, человек этот часто меняет свой ник и в тот раз вообще подписался как Отец Браун, но мне он запомнился как Ярулек. Упомянутые люди без подарков тоже не остались.
Ну да ладно, я прошла и её. И, с какой-то стороны, так вышло даже к лучшему, потому что обе игры схожи по жанру и имеют одинаковую фишку (мол, каждый твой выбор влияет на что-то), так что очень легко было их сравнить. Правда, обзоры теперь будет очень трудно писать, потому что впечатления от них слились, и к ним ещё прибавился «Far Cry 3». Я всё объясню. И будут спойлеры.
Как только появилась «Life is Strange», появились теории касательно её концовки, и многие из них даже подтвердились. Но и без теорий можно было приблизительно просчитать все возможные варианты, если как следует подумать. Так что меня там особо ничего не удивило, случилось то, на что я и делала ставки.
По большей части эпизод оказался слёзовыжимательный, а не мозговыносящий, но в нём был использован шикарный приём, эдакая сновиденческая психоделика, которая мне очень понравилась. Всю первую часть эпизода Макс перемещалась назад во времени, пытаясь в прошлом исправить все неприятные моменты настоящего, но всегда что-то оставалось. Иногда изменения приводили к неожиданным для неё последствиям, демонстрирующим, наконец, не сходящий там у всех с языка эффект бабочки. И когда после всех этих мучений она достигает какой-то более-менее устойчивой точки, то теряет сознание. То есть, поначалу непонятно, что происходит: она просто снова оказывается в классе, где начался первый эпизод. Только посреди урока об окна разбиваются сотни птиц, на которых никто не обращает внимания. Затем класс внезапно пустеет, всё место однокурсницы Кейт, включая парту и пол под ней, исписано словами о её желании умереть, на парте рядом обведено сердечком постоянно меняющееся имя, постеры и фотографии на стендах приобрели новые детали, а земля за окнами всё так же усыпана мёртвыми птицами. Я прямо восхищаюсь, как была ухвачена суть сновидений! Это именно так, как Макс приснились бы эти вещи, особенно приятно, что авторы использовали почему-то малоизвестный факт, что все надписи во сне постоянно меняются. Вы не сможете прочитать во сне книгу или осознанно набрать номер телефона, а если частично и получится, то при повторении этого действия слова/цифры будут уже другими.
Как бы мне ни хотелось это сделать, описывать дальнейшее развитие сна я не буду, зацените его как-нибудь сами визуально, оно того стоит. Суть в том, что непонятно, что происходит: действительно ли Макс без сознания или она окончательно исковеркала время своими манипуляциями, и теперь реальность выглядит вот так.
Под конец нас даже провели по дороге воспоминаний, такой же, как в «Far Cry 3», только гораздо длиннее. Когда я увидела замерший кадр с танцующей Хлои, я уже не могла выбросить из головы слова Вааса у шеста – «The world is on a diagonal. I am the balancing point». До сих пор вспоминаю и слышу мелодию оттуда, эту Korn’оподобную «Further» Брайана Тайлера, обожаю же эту мелодию. Помните, как круто она вписалась в начало, когда Джейсон тонет, но рука Денниса вытягивает его из воды, и на экране появляется название игры на фоне бабочки с крыльями из пистолетов? Но я отвлеклась.
Эта дорога воспоминаний, как и предшествующий ей сновиденческая психоделика, готовит игрока к главному выбору. Дело в том, что здесь нужно самому выбрать концовку. Никаких недосказанностей не осталось, все карты раскрыты, осталось только принять решение, чего ты хочешь от этой истории. Не знаю, может, были и другие доступные концовки, выясню позже, но мне предоставили следующий выбор: вернуться в прошлое и позволить Хлои умереть от пули в женском туалете или оставить город в руинах, а Хлои - живой и здоровой.
Судя по всему, силы Макс и привели к катастрофе. Она отматывала время только на Земле, а остальные космические объекты, включая Луну, этому воздействию не подвергались. Сначала внезапно пошёл снег, потом произошло незапланированное полнолуние, в полёте стали умирать птицы, насекомые сошли с ума, на берег стали выбрасываться киты… Маленькая девчачья трагедия про подружку-наркоманку, которая постоянно умирает, быстро переросла в нечто масштабное. Подобно «Пункту назначения», смерть неустанно стремилась получить то, что ей полагалось, и пыталась отнять у макс подругу другими доступными способами. Макс сделала много хорошего благодаря своей силе, но чаще всего она отматывала назад время из-за Хлои, и её смерть остановила бы катастрофу.
Я предполагала, что так будет, и была готова порвать фото, которое могло бы переместить Макс назад. В конце концов, всё не так уж плохо. Ураган стих, птицы больше не падают замертво, а летят поредевшим клином по своим делам, гражданских погибло не заметно чтобы много, человек пять я даже спасла лично, а ключевые персонажи не задеты… Нормально, жить можно. А вот если позволить Хлои умереть, получится полная хрень. Опять придётся искать управу на маньяка-фотографа, опять будут какие-то непредсказуемые последствия. Нет, хватит, больше никаких перемещений.
Но большая часть (с перевесом в пару процентов) сделала другой выбор. Пфф. =)
Я не хотела привести Макс к какому-то лесбофиналу, наоборот, я всячески сводила её с Уорреном – отличным умным парнем, который без ума от Макс и к тому же легко доказал, что ему можно доверять. И когда в видениях Макс Хлои представала в парах с различными романтическими партнёрами, я видела в этом исключительно неуверенность главной героини, её страх быть преданной и беспокойство за подругу. Хлои офигенная, она мне очень нравится, и я бы ради неё, вон, устроила локальный конец света, но ничего такого тут нет. Кстати, очень приятно, что намёки оставили намёками – я так полагаю, ради фансервиса и привлечения определённого типа людей. В «Tales from the Borderlands» тоже такое было.
И я даже не чувствую себя эгоисткой в этой ситуации. В психоделическом бреду все кому не лень обвиняли Макс в её действиях, склоняя к другой концовке, но некоторые моменты я перетерпела, некоторые приняла, а некоторые объяснила – и пошла жертвовать городом ради подруги. В итоге много людей осталось без работы, кто-то умер, пострадал естественный ход вещей и куча животных, и вроде как возникает вопрос, стоит ли всего этого жизнь Хлои. У меня не возникает. Дело не в том, что я заслуживаю навести бардак, потому что до этого вела себя как святая, спасала и утешала людей направо и налево, всё гораздо банальнее. Спасать дорогих людей хочется всеми силами, а так вышло, что помимо всего прочего я умею изменять будущее. Если бы эта сила появилась у кого-то ещё, то решения бы принимал он, высокоморальные или нет – его дело. Но эта сила у меня. Я её не выбирала, так случилось. И ради своих близких я бы в любой ситуации пожертвовала незнакомыми людьми. Мне кажется, в этом случае рациональный подход и математические подсчёты неуместны.
Действительно ли оказался важен каждый выбор, который пришлось сделать в «Life is Strange»? Такое ощущение, что да. Может быть, это из-за того, как логично здесь выстроены причинно-следственные связи: здесь действуют те же законы, что и в жизни, и перед выбором достаточно несколько минут подумать, чтобы понять, что случится в том или ином случае. Я не говорю о моменте, когда мама Хлои спрашивала, что я хочу на завтрак, это мелкое решение, хотя повлияло на набор ингредиентов, которые необходимо найти на кухне, что тоже приятно.
В «Tales from the Borderlands» всё наоборот. В каждой предшествующей ей игре этого типа мы ждали, что наши решения конкретно повлияют на концовку, и, как и полагается «Telltale Games», в итоге это вылилось в особую комбинацию людей в команде. В «Ходячих мертвецах» можно было растерять всех своих спутников, а можно было часть сохранить, здесь же всё сделали более наглядно, для дураков. В конце пришлось буквально набирать команду для битвы с боссом, на выбор представили нескольких персонажей, о доступности которых говорили наши ранние решения, представленные в виде кадров из прошлого. Типа в тот раз ты разрешил этого чувака убить – всё, хрен тебе, не пойдёт он с тобой в рейд. А этому ты жизнь спасла, без тебя он бы вообще сейчас тут не сидел – можешь взять его с собой. И всё это логично, но как-то… не более того. В «Life is Strange» в это вложили душу, а здесь имеет место холодный расчёт. Хотя просчитывать здесь пришлось гораздо меньше, чем в истории с эффектом бабочки.
Что интересно, помимо обычных персонажей можно было купить набор мажорных, если всю игру тырил и не тратил деньги. Там были только силуэты, но я вижу, что это Лилит, Криг и Ниша. И вот тоже вроде как дилемма: взять на сложное дело опытных людей или чисто близких друзей? Зная, что больше ни на что мой выбор не повлияет (это же «Telltale Games»), я взяла Августа для Саши и Афину со Спрингс друг для друга. Сначала обрадовалась: эта комбинация запустила уникальные диалоги об их предстоящей свадьбе. Потом пожалела: они об этом не затыкались, и оказалось. Что Афина уже попала под каблук. Господи.
Тема любовного треугольника с участием Саши горячо обсуждается фанатами. Для меня вообще стало сюрпризом, когда в игре к ней начал подкатывать Рис. До этого нас настойчиво наталкивали на мысль, что Август, хоть и негодяй, по-настоящему влюбился в Сашу, потом ещё более настойчиво стали продвигать его хорошие черты характера, но в конце она всё равно побежала к Рису, который под моим руководством всю игру качественно её отшивал. Я что-то сделала не так?.. Август гораздо лучше Риса, который вечно плачет и нюхает цветочки. А Саша – сучка, которая не просто использовала расположение Августа ради собственной выгоды, но и потом свалила вину за их расставание на него, хотя он не делал ничего, чего бы ни делала она.
Может быть, начитавшись фанатских обсуждений этой темы, авторы игры решили дать игрокам самим решать, в каком статусе находятся Саша и Рис. И это произошло вообще в стороннем диалоге с Фионой, в котором её реплики тоже пришлось выбирать. Разговор с самим собой, определи своё отношение к этой ситуации. Банально. «Что там у вас с моей сестрой?» - «Мы просто друзья», - «Это я и хотела услышать», - «Ок».
По сюжету ничего пока не могу сказать, подсчитываю нанесённый франшизе урон. Бесславно убили Скутера. Зачем-то уничтожили Гелиос. Привнесли в экосистему Пандоры новый вид ненужных тупых NPC. Выставили «Borderlands» откровенной драмой про неудачников с элементами сплэттера.
Что странно, игра, где на первый план ставятся эмоции, вышла более динамичной, чем игра по мотивам безумной стрелялки. Кто-то облажался…
Я вообще разочарована в «Telltale Games». Было время, когда я их чуть ли ни боготворила, они отлично справились с «Сэмом и Максом», «Уоллесом и Громитом», даже «Назад в будущее», как мне показалось, не запороли, но потом увязли в своих тягучих драмах. Хотя унылый настрой каждой заимствованной ими вселенной – не единственная моя претензия. Когда вышла их новая поделка по мотивам «Майнкрафта», стало ясно, что у сценаристов давным-давно закончились типажи героев. Они могут выглядеть по-разному, но из игры в игру кочуют одни и те же личности, иногда даже с теми же голосами озвучки.
Да и диалоги между ними мало чем отличаются. Замечаю всё больше повторов и банальностей, и уже начинают раздражать штампы. «Интересно, что там находится?» - «Есть только один способ узнать». Можно было высказать несколько умных предположений, можно было пошутить или ответить сарказмом, в конце концов, просто решительно сказать «Пойдём», но сценаристы выбрали именно эту избитую фразу.
А моментов «Я сейчас умру», - «Нет, я не позволю!» за два последних эпизода «Tales from the Borderlands» я насчитала аж четыре. И в трёх из них ответ был осознанным самообманом. И это была Фиона. Сложилось впечатление, что убивать близких – её страсть, некая разновидность психологического мазохизма. А в общей картине это просто тавтология. Ну, и наглая попытка выжать слезу одним и тем же приёмом, который перестал на меня действовать после прощания со Скутером. В «Life is Strange» этот приём тоже был и тоже уже на меня не подействовал. Плюс я действительно спасла всех, кому обещала.
Увидев столько однотипных драматических моментов, я задалась вопросом, можно ли придумать что-то печальное, не убивая персонажей. Просто надоела эта схема: познакомить с персонажем – много с ним пережить – поставить его на границу жизни и смерти, чтобы человек скучал даже по его плохим чертам. Разве нет других идей, от которых сжимается сердце? Я над этим подумаю.
В целом игра неплохая, можно советовать неискушённым людям. Но как часть серии «Borderlands» она абсолютно не катит. И подробные аргументы у меня были расписаны ранее – вот ссылка, если что.
Надо отдать должное, в конце была классная интерактивная битва со стражем Хранилища в духе я даже не знаю, чего. «Могучих рейнджеров»? «Трансформеров»?
И ещё маленькая капля негодования – бесит, когда не понятно, какого пола персонаж. Гортис оказался девочкой. Я не против, что это девочка, но сказали бы это уже сразу, пока я не привыкла думать обратное. Такой же шок был в «The Evil Within» с Лесли. Женское имя, женские черты лица, женский голос (!), волосы даже не как у блондинки, а белые – и тут вдруг о ней говорят как о парне. И такое заблуждение случилось у всех, чьи летсплеи я смотрела. То есть, я не смотрела полностью кучу летсплеев одной и той же игры, но если кто-то из моих подписок начинал проходить «The Evil Within», я смотрела часть прохождения. И никто, включая людей из комментариев, не мог предположить, что Лесли – парень. Все думали, это сумасшедшая женщина-альбинос либо поседевшая от страха. Вообще троллинг какой-то.
Теперь я жду «Kingdom». Технически 21 октября уже наступило, но мы продолжаем ждать, считая часы, и я не помню такого хайпа со времён выхода «The Binding of Isaac: Rebirth». Можно было бы вздохнуть и смиренно понять, что в Стиме новый день начинается в восемь вечера по Москве, но ведь «Life is Strange» вышла гораздо раньше. Она подгрузила что-то после полуночи, из описания обновления я узнала, что это небольшой графический патч и файлы, подготавливающие к загрузке нового эпизода. Утром оказалось, что мои друзья вовсю уже играют, делятся впечатлениями и скриншотами, закрытыми антиспойлерными заслонками. А уже потом, после восьми, всем, кто не был в игре, подгрузилась «Борда». Хм. К слову, одна из её ачивок упоминала определение безумия, так что тоже вот.
А ещё я жду скидок, потому что мой список желаемого ломится от спонтанно добавленных туда игр. Любопытно посмотреть «Masochisia», основанную на истории об Альберте Фише. Психологический хоррор. «Stray Cat Crossing» - что-то пиксельное и психоделическое, напоминающее почему-то очередную извращённую «Алису», и стоит всего 79 рублей, но надо завязывать покупать игры за полную стоимость. Ну, и так, по мелочи. Новый стимовский эвент состоится где-нибудь 26 декабря, время запасать карточки для ковки значков.