Знаете, есть такие блюда, вкус которых находится на границе между отвратительным и восхитительным. Например, какая-нибудь маринованная селёдка, которая пахнет, как будто давно испортилась, но стоит её разжевать – и оказывается, что внутри она вроде как вкусная. Её пробуешь с опаской, а когда ешь, то не понимаешь, чего больше: неприязни или наслаждения. После долгих размышлений уже увереннее берёшь второй кусок, потом третий, и так не замечаешь, что твой холодильник уже забит этой селёдкой, а прежнее отвращение куда-то исчезло.
Последний альбом «The Black Keys» легко можно сравнить с таким блюдом, когда вы только начали знакомиться с ним.
Сипсик сравнивает альбом «Turn Blue» с творчеством групп «Руки вверх» и «Дюна», и в этом есть здравое зерно. Хотя мне на ум приходят «Spice Girls». Всё дело в дополнительных звуковых эффектах, которые группа в этот раз решила вплести в музыку. Раньше их песни состояли из трёх компонентов: неповторимый вокал Дэна Ауэрбаха, западающие в душу гитарные риффы и резвые ударные. Теперь появилось много лишних звуков, которые я даже не могу идентифицировать. Какие-то дудочки и электронные завывания, и всё чаще используется чей-то странный фальцет на фоне.
В качестве иллюстрации того, что в новом альбоме много лишних звуков, привожу по одной из старых и новых песен.
Вдвойне обидно оттого, что «лишние» звуки повторяют мелодию либо гитары, либо голоса, и иногда и всё вместе. Новый инструмент должен добавлять собственную звуковую дорожку, переплетающуюся с основном дорожкой или оттеняющую её (например, ритм тот же, а ноты, сочетаясь с нотами основной мелодии, образуют крутые созвучия). Иначе нет смысла. В этих отвратных лишних звуках ещё и нет смысла…
По-моему, тексты песен остались прежними. Честно говоря, никогда не видела в них особой ценности.
«Хотя ты не знаешь,
Ты реагируешь, как будто знаешь.
Меня убивает то, что я вижу,
Но одна ты не справишься».
(Hell of a Season)
М?.. Вот у «Korn» отличные тексты.
«Иногда я ненавижу
Жизнь, что прожил.
С каждым разом всё становится хуже.
Она давит на меня, я не могу сбежать.
Всё, что встречается мне на пути,
Преследует меня, наслаждаясь этой пыткой.
Не сдаюсь: я заблудился в тумане,
Но буду сражаться с жизнью до конца своих дней...»
(Narcissistic Cannibal)
Но несмотря на стихи уровня группы «Тату», я всё равно люблю «The Black Keys». Благодаря чудесным блюзовым мелодиям и голосу Ауэрбаха подпевать хочется даже этой чушью.
А теперь в удобном мне порядке я разберу, что, по моему мнению, не так в каждой песне из «Turn Blue».
Начну с хороших. Их две.
«Weight of Love» я сразу одобряю, признавая её песней, по какой-то причине не вошедшей в «El Camino». Неспроста она длится почти 7 минут: песня встречает великолепным гитарным соло, которое ещё несколько раз повторяется, усложняясь. Да, в этой песне тоже есть тот странный фальцет и лишний звук, но волшебным образом они пришлись здесь к месту. Отличная песня, я сто раз писала про неё в блоге, вставляла файл для прослушивания и даже вписала её в фанфиджинал: своего первого зомби Фрэнки усыпила именно ей.
«Turn Blue» обладает необычным для «The Black Keys» стилем звучания, но в ней есть и блюзовые переходы голоса, и неустанные барабаны, и умело перебирающая весь нотный стан гитара.
«10 Lovers» - начало в духе «Spice Girls» с первых секунд отвращает от дальнейшего прослушивания, но если остаться, то окажется, что всё остальное в песне звучит очень даже приятно. Хотела бы я получить тот же файл, но без этой мерзкой звуковой дорожки!
«It’s Up to You Now» - бодрое, но сразу приедающееся начало, невыдающаяся вокальная линия, и всё это многократно повторяется, как вдруг рутину разрывает охренительное гитарное соло! Оно словно пришло из совершенно другой песни, чтобы спасти наши уши. Этот отрывок действительно выглядит здесь чем-то инородным, потому что за ним следует ещё одна череда прежних повторений, но он спасает песню.
«Year in Review» - практически маршевые барабаны, не вяжущиеся с блюзом, неуместная арфа и фальцет, сливающий свою мелодию вникуда. Неужели нельзя было придумать менее банальный мотив? Но тут вступает привычный Ауэрбах, выруливающий ту же мелодию на нормальную дорогу, и к третьей строчке припева случается настоящее волшебство. Лично у меня от строчки «So leave it alone» бегут мурашки. Но на фоне вокала как будто кто-то пилит бревно. Серьёзно, WTF?! Фальцет убрать, дровосека выгнать из звукозаписывающей студии – и песня преобразится.
«Bullet in the Brain» - если вы дадите данной фигуральной селёдке шанс, то этот кусок вы распробуете быстрее всех. Песня начинается тихонечко и неуверенно, но ближе к припеву превращается в настоящий шквал ударных, отлично сочетающихся с гитарными переходами. Это практически в духе «Little Black Submarines»: поначалу ждёшь, когда же песня разогреется, но при дальнейших прослушиваниях наслаждаешься и первой частью (но по сравнению с «Little Black Submarines» весь этот альбом – бесконтрольный дискотечный хаос). Лишний звук здесь также присутствует, в этот раз он принадлежит жанру синти-поп и не очень сильно выделяется в общей картине.
«Waiting оn Words» - музыкальный эквивалент скуки. Где это видано, чтобы мотив куплетов был идентичен с припевом? Не меняется вообще ничего, и даже голос солиста такой унылый, что, по-моему, ему и самому скучно.
«In Time» - если не считать звучащие некстати постукивания, придающие песне какой-то индийский колорит, то начало настраивает на хороший, привычный лад. И эта песня, конечно, вытягивает не проходной балл, но не содержит в себе ничего особенного: всё ждёшь, что будет какой-нибудь особенный текстовой кусочек с другой мелодией или хотя бы гитарное соло, но нет, получите стандартную песню. Правда, вокал здесь особенно блюзовый.
«In Our Prime» - заблудившаяся песня с альбома Кристины Агилеры или просто неудачное начало? Решать вам. Но песня определённо состоит из нескольких настолько отличающихся друг от друга кусочков, что напоминает лоскутное одеяло. А как только начинается нормальное гитарное соло, громкость приглушают, и песня заканчивается. Фоном слушать всё равно можно, но это что-то как-то не «The Black Keys»…
«Gotta Get Away» - вроде бы, с этой песней всё нормально, но мне она не нравится. Слишком весёлая, как деревенские пляски на площади. Я жду немного другого.
«Fever» - первый сингл альбома. То есть, написав её, группа определила для себя будущее звучание, и оно было таким. В этой песне за лишними попсовыми звуками не слышно ничего, что определяло бы «The Black Keys».
Вердикт: кто-то баловался на эквалайзере и испортил почти все песни после того, как их написали.
Я бы хотела свалить всю вину на негра, который выступил в качестве соавтора «Turn Blue», но Danger Mouse работал и над другими альбомами, в том числе над «El Camino», а «El Camino» - святое. Даже у «Gorillaz» нет альбома, который бы нравился мне полностью.
В следующем году выйдет новый альбом «Gorillaz», вот тоже будет потеха… Впрочем, в создании их музыки участвует почти вся Америка, очень сложно будет написать что-то не в их стиле.
P. S. Синти-поп. Это та самая музыка, ассоциирующаяся с криминальным Майами 80-х. Нет, не только у меня. :)
Хотя фильм «Лицо со шрамом» не получил никаких наград и вообще признан массами, только потому что снят давно, он положил начало этому музыкальному стереотипу, который впоследствии был подкреплён некоторыми сериалами, фильмами и даже играми. Вот типичный представитель жанра: приятного прослушивания.
Классно, что эта негласная традиция соблюдается и по сей день – её уловили даже в «Hotline Miami». Или, вот, «Kung Fury».
А вот сериал «Декстер» не пошёл по проторенной дорожке, собрав себе совершенно другой саундтрек из задумчивых фортепианных композиций и бодрых латиноамериканских мотивов. И правильно, в его случае с синти-попом получилась бы фигня, тут ведь не гангстеры, нападающие в лоб, а скрытный убийца с кодексом чести.
Когда-то я думала, что электронная музыка – это только техно.