Русское название: Мелочи жизни
Английское название: My Ordinary Life
Оригинальное название: Nichijou / 日常
Студия: Kyoto Animation
Страна: Япония
Жанр: комедия, школа, повседневность
Тип: ТВ (26 серий по 25 минут)
Выпуск: с 02.04.2011 по 24.09.2011
Режиссёр: Тацуя Исихара
Автор оригинала: Кэйити Араи
Вряд ли Тацуя Исихара во время адаптирования манги понимал, какую универсальную вещь он создаёт. Перейдя в формат видео, «Мелочи жизни» превратились в прекрасный комедийный сериал, который состоит из набора сцен, повторяющихся в завязках, но всегда развивающихся весьма неожиданным образом. О приятной визуальной составляющей позаботилась студия «Kyoto Animation», выпустившая такие аниме, как «Lucky Star», «Kanon», «Hyouka» и другие известные сериалы.
Это обычные истории из жизни необычных людей. «Nichijou» выхватывает моменты повседневности, на которые люди зачастую не обращают внимания, и даёт понять, насколько они могут быть особенными как для тех, кто оказался в центре событий, так и для посторонних наблюдателей. Между тем культ мелочей уже давно существует на западе в виде ситкомов и комик-стрипов. Поэтому, как бы ни хотелось приписать «Мелочам жизни» гениальность, этот подход не такой новый, хотя и очень необычно видеть его в аниме.
Главные герои и их черты
Персонажей здесь хватит на всех, каждый зритель найдёт себе любимчика, не уставая при этом следить за приключениями всех остальных героев. Познакомимся с некоторыми из них.
Бывают люди, которые буквально притягивают к себе нелепые ситуации. Юко Айой – как раз такой человек. Её можно описать как жизнерадостную лентяйку, очень открытую и доверчивую, так что она ловится на любую шутку подруг. Иногда можно услышать о ней фразу, сказанную кем-то без злобы, но серьёзно: «Извини, Юко у нас дура». Девушка не обижается и продолжает относиться ко всем с той же теплотой и участием.
Май Минаками – большая любительница пошутить без единой эмоции на лице, что сильно сбивает с толку. Обычно в качестве жертвы выбирает Юко, а дальше либо следует намеченному плану, либо импровизирует, отталкиваясь от реакции одноклассницы. При этом у Май немало талантов и увлечений: от резьбы по дереву и рисования до рыбалки и армрестлинга.
На фоне подруг Мио Наганохара смотрится слишком нормальной, но лишь на первый взгляд. Сочетание проницательного ума и вспыльчивого характера порой делают из неё непростого собеседника. Поэтому, когда в сиритори (японский вариант игры в слова) вкрадываются ошибки соперника или Юко, ослышавшись, приносит не ту еду, которую просила Мио, окружающим остаётся лишь уповать на её снисхождение. В свободное время она рисует мангу, из всех жанров предпочитает яой и потому до определённого момента скрывает своё увлечение.
А тем временем в том же городе под крышей одноэтажного дома живёт ещё одна интересная компания. Нано Синономе – девушка-робот, тщетно старающаяся скрывать ото всех этот факт, но большой заводной ключ за спиной выдаёт её с головой. Она выполняет всю работу по дому, ходит в магазин за продуктами и заботится о Профессоре. Трудно сказать, что удивительнее: то, что Профессором оказывается восьмилетняя девочка-изобретательница, каждый час объявляющая о своём желании «нямкать сладкое» и очень неравнодушная к акулам, или что третий обитатель необычного дома – говорящий кот Сакамото, названный в честь слова на коробке, в которой его нашли. Не составляет труда догадаться, что за его речевые способности, как и за существование Нано, отвечает Профессор. Но, несмотря на ум изобретателя, она остаётся маленькой девочкой, которая не понимает, через что заставляет пройти Нано, когда без спроса устанавливает в её тело различные приспособления. На эту тему даже присутствуют короткие видеовставки, где героини играют в «Камень, ножницы, бумагу», и руки Нано всякий раз подкидывают сюрпризы, не давая забыть о её нечеловеческой сущности.
Роли второго плана
Поначалу немного удивляет разделение главных героев «Мелочей» на две группы, которые никогда друг с другом не пересекаются, но вторая половина сериала это исправляет. Нано, наконец, осуществляет свою мечту и с разрешения Профессора идёт учиться в школу, где находит подруг и продолжает попадать в такие ситуации, из-за которых ей хочется провалиться сквозь землю. На качестве юмора и абсурдности ситуаций изменения в сюжете никак не сказываются.
Есть ещё множество действующий лиц, которые легко обратят на себя ваше внимание своими странностями и поступками. Кодзиро Сасахара славится в школе поставленным голосом и повадками аристократа, часто появляется в компании лакея, даром что сын фермеров. Мисато Татибана так не хочет показывать свои чувства к нему, что расстреливает его из всевозможных орудий – буквальный тут смысл или имеет место образность, остаётся только догадываться. Цуёси Наканодзё носит угрожающий ирокез только из-за невозможности сделать другую причёску, на деле же он миролюбивый школьник, желающий доказать себе и миру, что в жизни нет ничего паранормального и что всё можно объяснить с помощью науки. Собственные сцены есть и у учителей, и у родственников героев, и даже у тех, кто никак не связан со всеми перечисленными персонажами.
Всё дело в деталях
Что-то подобное или даже конкретно те же события случались с каждым из нас. Возможно, некоторые просто не замечали, не относились к мелким деталям с некоторой серьёзностью, присущей героям «Мелочей».
Возьмём для примера самый обычный предмет. Что может быть более обыденной вещью для школьника, чем тетрадь с домашним заданием? Тетрадь Юко всегда пуста: по какой-то немыслимой причине героиня каждый раз забывает сделать домашнюю работу. Но одна и та же завязка приводит к абсолютно разным, часто совсем неожиданным последствиям, достигнув своей кульминации в сцене, когда благодаря выставлению учителем за дверь Юко наблюдала потрясающую по своей абсурдности ситуацию с участием директора и оленя.
Но на этом повороты сюжета, хоть и заключающиеся в мелочах, не заканчиваются. Тетрадь Мио, напротив, служит примером для безответственных учеников вроде Юко, поэтому та временами просит подругу списать. Всякому знакомо чувство, когда просишь у друга списать, ровно как когда просят списать у тебя самого – именно из-за таких деталей сериал и универсален: можно легко встать на место героев. Любой поймёт и разделит чувства Мио в тот момент, когда она осознаёт, что во время выполнения домашнего задания небрежно нарисовала карандашом и забыла стереть то, что никто не должен увидеть, а Юко вот-вот станет свидетельницей её тайны… Эта сцена продолжается ещё довольно долго, создавая напряжение практически на пустом месте и оканчиваясь потрясающей развязкой. И «Мелочи жизни» никогда не повторяются.
«Почему в кинотеатре
Перед началом фильма
Откашляться хочу я?»
Структурой аниме напоминает набор скетчей. Здесь не только эпизоды из жизни японских школьниц и их будущих подруг, это лишь вершина сего великолепного айсберга. В добавление есть паузы между сюжетными сценами с расфокусированным изображением улицы, как бы снятые с одного и того же места и ракурса в разное время дня, на них отдыхает глаз и делается уместный перерыв. Весьма меткие мини-сцены «Заметка дня» и «Словно любовь». Краткие зарисовки из стихов и случайных мыслей, многие из которых хочется цитировать. Совершенно не связанная с сюжетом линия комиксов «Helvetica Standard». Просмотр «Мелочей жизни» по ощущениям похож на перелистывание красочного альбома, где собрано всё разнообразное творчество одного плодовитого автора.
Визуальное и музыкальное сопровождение
Как уже было сказано в самом начале, рисовка приятно радует, хотя поначалу бросается в глаза некоторая блёклость цветов (по сравнению, например, с «Божественной семейкой») и чересчур умилительный вид героев. Позже все эти черты становятся полюбившимися и уместными, особенно в отношении таких симпатичных и нежных героинь, как Нано, Профессор, Мио или Сакураи-сенсей. А в нужные моменты художники умеют добавить цвета и динамичности.
Музыка также заслуживает высокую оценку. Оба опенинга очень оживлённые и весёлые, их темп гармонично то ускоряется, то замедляется, как и у самого аниме – ценители японской музыки запросто могут добавить эти музыкальные треки в свой плейлист.
Сериал способен с нуля поднять настроение и в случае необходимости в обычный или праздничный вечер, когда вы в одиночестве или с приятелями отдыхаете душой, восполнить недостаток друзей, которых никогда не бывает слишком много.
Leeloo2525