Несколько дней назад я получил рассылку от своей интернет подруги, где она поместила этот ролик (см. ниже), в предварительным аудио вопросом: «Послушайте и угадайте пол исполнителя?», а под катом увидите «героя». Забавно слушать и смотреть. Но меня этот пост-ролик вновь «всколыхнул», т.к. я уже о контртенорах и кастратах делал большой пост, но почему-то, его нигде не могу найти, вот потому решил сделать маленький перепост и в очередной раз утверждать, что мы не только делаем ракеты, перекрыли Енисей, а также в области балета (и оперы) мы впереди планеты всей!
Потому, я здесь, смею утверждать, что мы не только в балете были и, вполне возможно, что ещё будем впереди планеты всей, но то, что наши оперные мастера занимают вершины оперного Олимпа нет сомнений .Среди «небожителей» оперного Олимпа, несомненно, был Эрик Курбангалиев и по праву занимал самый сверкающий пик Олимпа. Такие певцы рождаются так редко, что, исполнив оду-две оперные арии, можно почивать на лаврах славы.
Увы! Слава Курмангалиева любила при жизни, а после смерти слава от него отвернулась и моя подруга была в восторге от афроамериканца из ролика. Обидно, что забываем наших кумиров..
Я представляю здесь сборник видеороликов, которые послужат для тех, кто не знал Эрика визитной карточкой, а всем остальным лишним напоминанием, как правы были древние латиняне, утверждавшие: Sic transit gloria mundi!...так проходит мирская слава.
Предупреждаю! Последний видеоролик содержит ненормативную лексику, которой можно было бы и пренебречь (её и на улицах мы слышим в полном наборе), но тут, не очень приятно слышать, как сходит человек с ума.
Несколько слов об Эрике Курмангалиеве:
Впервые я узнал об Эрике Курмангалиеве из скандального слуха о спектакле Романа Виктюка « М. Батерфляй».
Пожалуй, именно тогда возник и первый интерес к контр-тенорам, бедным певцам кастратам, типа Фаринелли. Но это была пора, когда компьютер было такой же редкостью, как и ангельские голоса контр-теноров. Сейчас побогаче пошли времена и об этом можно найти массу информации в которую и я вношу свои «5 копеек».Хочется надеяться, что кому-то это будет открытием…
Эрик родился 2 января 1959 г. в семье врачей: его отец был хирургом, а мать педиатром. В детстве пел песни из репертуара Ольги Воронец и Людмилы Зыкиной, подражая голосам певиц. В возрасте двенадцати лет увлёкся классической музыкой.
Первый опыт сценического искусства получил в средней школе им. Кирова г. Гурьева, играя мачеху Золушки в школьном драмкружке. В 1976 году, окончив школу, он поступил в Алма-Атинскую консерваторию на музыкально-педагогическое отделение (класс А. Поликаркина). Для приемной комиссии он спел арию из «Орлеанской девы» Чайковского. Курмангалиев был обладателем необычного голоса – мужского альта (это выше контр-тенора!), что позволяло ему исполнять женские партии.
Юношу, который пел оперные арии женским голосом, считали уникальным явлением. Так пели в давние времена юные кастраты в Италии, но если их подвергали жестокой экзекуции, чтобы сохранить их голоса, не дожидаясь возрастной ломки, то Эрику Курмангалиеву такой тембр был дан от рождения.
В связи с этим он вспоминал: "Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поёт женским голосом. В Советском Союзе это было невозможно! Так что всякие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Но окончательно я понял, что у меня действительно уникальные вокальные данные, только когда перебрался в Москву".
В Московской консерватории им. П. И. Чайковского ему отказали, но он сумел попасть в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
"Я поступил в Гнесинку и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. И всегда – всегда! – я находился на грани вылета". И вылетел: его отчислили из Гнесинки после первого курса за несдачу экзамена по научному коммунизму. А потом попал в армию, где играл в полковом оркестре мотострелковых войск на большом барабане. Вернувшись на гражданку, восстановился в Гнесинке.
На втором курсе Института имени Гнесиных (1980, класс Н. Н. Шильниковой) он дебютировал, как концертный певец на сцене Большого зала ленинградской филармонии имени Д. Шостаковича в «Stabat Mater» Дж. Перголези (партия альта, дирижёр — Антон Шароев). В том же году он узнал, что дирижёр Валерий Полянский собирается репетировать 2-ю симфонию Альфреда Шнитке на сцене Концертного зала имени Чайковского. Это произведение великий композитор написал по заказу Би-Би-Си для контральто, причём Шнитке был уверен, что в СССР исполнителя с такими вокальными данными найти невозможно. «Поэтому, услышав меня, он испытал настоящий шок. Так я попал в поле зрения Шнитке, и мы начали сотрудничать», – вспоминал певец.
Он первым исполнил партию контр-тенора в произведениях А. Шнитке: Второй симфонии (1982), кантате «История доктора Иоганна Фауста» (1983), Четвертой симфонии (1984, в Большом зале консерватории с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко).
В 1985 году он окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, спев партию пажа Керубино в дипломном спектакле «Свадьба Фигаро» Моцарта, после чего стажировался в аспирантуре Московской консерватории им. П. И. Чайковского у профессора Нины Дорлиак. Брал мастер-классы у И. Бьенер, А. Рейнолдс, Ф. Кертин и Р. Кэйселли. Одновременно работал в филармонии, в центре Стаса Намина. с
Много гастролировал, исполнял оперы и сольные программы на ведущих сценах мира.
Эрик Курмангалиев скончался 13 ноября 2007 года от болезни печени.
Похоронен в 2008 году на Ваганьковском кладбище в могиле рядом с солисткой Большого театра Г. П. Нечаевой.
В августе 2008 года гала-концерт фестиваля музыки барокко Farinelli-Fest в Риге был посвящен памяти выдающегося певца Эрика Курмангалиева.
По материалам Википедии и информация, собранная по крохам из сети.
Вот ролик, который удивил мою подругу, а меня спровоцировал на этот пост.
А это отрывок из спектакля Р.Виктюка "М. Батерфляй", который заставил говорить об Эрике Курмангалиеве во всех медийных источниках не только у нас, но и за рубежом СНГ.
Документальный фильм о жизни и творчестве Эрика Курмангалива, легендарного казахского певца с уникальным голосом. Фильм был сделан вскоре после его смерти и вышел на экраны в 2008 г. По словам театрального звукорежиссёра Асафа Фараджева, близкого друга Эрика, автору фильма Ольге Кузнецовой, которая никогда не видела певца в жизни, удалось раскрыть его портрет с такой точностью как будто она хорошо знала его лично. В фильме много редких кадров из ранних выступлений Эрика, интервью с женой, друзьями, моменты уникальных любительских съёмок. Единственное слово критики - фильм бы выиграл во много раз если бы в нём было больше музыки, божественного пения Эрика Курмангалива.
Эрик никогда не заботился о собственном пиаре, об увековечении своего творчества. Почти ничего не осталось из профессиональеых записей, а пел он более 30-ти лет!
Видимо, гениальность без трагедии невозможна.Такие исключительные люди словно спускаются с небес, будучи изначально не способными существовать на земле. Они приходят, чтобы изменить мир или сделать его прекраснее ценой собственной жизни, сгорая до остатка, просто задыхаясь воздухом, которым дышат простые люди.
После просмотра в голове крутится одна мысль: почему так происходит?!. Это же не справедливо. Так не должно быть....
Несколько видеороликов с выступлением Эрика Курмангалиева:
А этот ролик я не советую слушать людям с тонкой психо-эмоциональной конструкцией нервной системы.После него остаётся щемящее чувство безысходности и всплывают в памяти слова Пушкина : И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет.
Какая трагическая судьба! такие исполнители рождаются раз в столетие в мире. У нас система и вообще не приспособлена к расцвету великих талантов, а уж со временем ему совсем не повезло! Как всё печально...