• Авторизация


Без заголовка 17-06-2014 16:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вечная_Музыка Оригинальное сообщение

Рассказы о музыке:«Настало время покончить с этим понятием — аутентичности не существует»



[показать]

текст: Григорий Кротенко

Фабио Бьонди о том, что по скорости перемен барочная наука сравнима с генетикой и медициной

Одним из гостей впервые прошедшего в Архангельском фестиваля «Шедевры барокко» был итальянский скрипач и дирижер Фабио Бьонди, приехавший вместе со своим оркестром Europa Galante. Именитый старинщик рассказал Григорию Кротенко про Ойстраха, ничтожных итальянских чиновников и виолу д'аморе, а взамен услышал анекдот про Арнонкура и дантиста.

— Почему в России перестали говорить по-французски? Ведь это был ваш второй язык в XIX веке?

Фабио, это был язык знати. После революции композитор Авраамов предлагал Ленину сжечь все рояли, а в 1919 году Совнарком рассматривал вопрос, нужно ли взорвать Большой театр как символ «проклятого царизма». Так что те, кто мог говорить по-французски, сбежали в Париж, а оставшиеся предпочитали этим не хвастать.

— Я понял. Что же, придется болтать на английском, я плохо на нем говорю.

— Думаю, в английском у нас с вами паритет. Интервью в любом случае выйдет по-русски, на русский вся моя надежда. О чем вас непременно спрашивают журналисты, куда бы вы ни приехали выступать?

— Спрашивают, почему наша запись «Времен года» Вивальди имеет такой успех. Мы сделали ее уже четырнадцать лет назад, но каждый раз, в каждом интервью обязательно задают такой вопрос.

— А что вы чувствуете, когда случайно — в лифте, в такси по радио — слышите эту запись?

— Знаете, мне хорошо становится. Там, я вижу, отражается множество приятных вещей, происходивших со мной в то время. Это чувство похоже на то, что возникает, когда вдруг на глаза попадаются старые фотокарточки. Надо же, какой я был молодой…

— Вивальди теперь — один из самых исполняемых авторов на Земле, и трудно поверить, что он был заново открыт всего лишь в 1920-е годы. Вы посвящаете много времени архивным поискам неизвестных сочинений барочных композиторов — скажите, а плохую музыку тогда писали?

— Конечно! Я встречал огромное количество посредственных сочинений. И у Вивальди тоже очень много плохой музыки! Как и, скажем, в литературе, в музыке полно макулатуры и графомании. Наша, исполнителей, задача — пытаться сделать правильный выбор, показывая композиторов с их самых симпатичных сторон. Мы должны найти, в чем каждый автор был гением.

Вы знаете, Naïve выпускает всего Вивальди на CD. Это прекрасная просветительская идея, пример музыковедческого мышления. В конце концов, просто правильно, справедливо открыть для всеобщего доступа наследие Вивальди. Но теперь представьте: человек, который не имеет понятия о том, кто такой Вивальди, приходит в магазин и наугад берет с полки не ту пластинку. Я говорю не о качестве интерпретации — можно сколь угодно изящно и умно записать неинтересную музыку. Это будет не лучшей услугой великому композитору.

— Почему так получается, что музыка эпохи барокко нам ближе и понятнее, чем опусы наших современников? Ведь это так не по-барочному: пренебрегать новым. Вивальди и Корелли, жившие 300 лет назад, на порядок популярнее Берио и Шаррино. Это справедливо?

Людям нравится то, что они могут запомнить и потом спеть сами. Берио и Шаррино запомнить очень трудно. Принимая душ, вы скорее напоете что-то из «Времен года», чем музыку Шаррино. Но я скажу больше: люди предпочитают барокко не только современной музыке, но и романтизму! Я вижу очень много молодых на барочных концертах, для них там находится масса привлекательного; их притягивает, среди прочего, импровизация. Она роднит барокко с джазом: вы знаете, что если еще раз придете на концерт с той же программой, тем не менее услышите что-то волнующе новое. Благодаря импровизации барокко так же живо, современно, как джаз или рок, и это дает нам хороший шанс заинтересовать молодых людей, ведь классической музыке нужна новая аудитория.

Вы слышали анекдот об Арнонкуре и дантисте?

— Надо же! Никогда.

В приемной стоматологического кабинета Арнонкура встречает пара крепких санитаров в кожаных передниках, они провожают его в грязную полутемную каморку. Знаменитый аутентист с ужасом оглядывает обстановку: возле залитой кровью кушетки разложены ржавые железки, похожие на орудия пыток. Входит врач, и Арнонкур вскрикивает: «Херр доктор, будьте любезны объясниться!» На что дантист отвечает: «Маэстро, мы будем вас лечить методами, принятыми в семнадцатом веке, пользуясь аутентичным инструментарием. Держите его, ребята».

Фантастика! Чудесная история. Она дает нам повод перейти к одному фундаментальному вопросу: зачем мы представляем барочную музыку на оригинальных, исторических инструментах? Философский, экзистенциальный вопрос. И правильный ответ такой: мы помогаем этой музыке стать понятной слушателям и для этого стараемся рассказать ее правильным, подходящим ей языком. Ни в коем случае не нужно делать вывод, что мы воспроизводим некую «аутентичность». Настало время покончить с этим понятием — аутентичности не существует. В этом слове нет смысла.

И если что-то звучит паршиво, это не потому, что так задумано в оригинале. Звучит паршиво из-за поганой игры.

Мы скрупулезно изучили все, что происходило в XVII, XVIII, начале XIX века, досконально знаем, что и как было устроено в то или иное время. Можем ли мы воспроизвести все это? Нет. Не можем и не хотим. Потому что нельзя вернуться в тот, прошлый, исторический контекст, ситуация теперь совершенно другая. Стараться жить сегодня как в XVIII веке, отвергая настоящее время, — патология. За неприятием современности стоит болезненная психологическая реакция. Но с другой стороны: мы много работаем как исследователи, и скорость, с которой развивается наше знание, — фантастическая. Мы постоянно узнаем новости о барочной музыке, и здесь мы в какой-то мере схожи с генетиками и врачами: все время оказывается, что то, чем ты занимался год назад, было основано на ошибках, неточностях, открываются новые подробности понимания музыкального языка. Сегодня не режут аппендицит, как тридцать лет назад. И не рвут зубы ржавыми щипцами. И это прекрасно!

Какое ваше самое свежее открытие?

— То, чем мы занимаемся весь этот год, — «Adriano in Siria» Верачини. Это опера, написанная гениальным скрипачом, я его очень ценю как создателя замечательных скрипичных сонат. Но когда я обнаружил «Adriano», то понял, что Верачини гениален не только как скрипач, но и как оперный композитор. Мы ставим эту оперу в Вене и в Кракове, а потом делаем запись. Наша постановка нашла исключительно горячую поддержку, привлекла многих энтузиастов, и, видя это, я очень горд и рад — не за себя, а за композитора. Потому что я существую для музыки, а не музыка для меня. Я вижу большое число хороших исполнителей, которые используют музыку для шоу, чтобы показать свои возможности, употребляют ее в услужение своему эго. Меня это удручает и злит. Возможности виртуоза должны помогать музыке, а не наоборот. Обратите внимание на обложки пластинок — столько вульгарных картинок! Пора прекратить эту профанацию. Хватит. Настает время скромности.

Как же вам удается все те двадцать с лишним лет, что существует ваш ансамбль, балансировать между служением музыке и необходимостью зарабатывать деньги, кормить ваших людей?

Europa Galante выживает только по одной причине: я отказался устраивать свою персональную карьеру. Что происходит с успешными барочными исполнителями? Нас всячески побуждают дирижировать оперными постановками, оставить свой ансамбль — это легко, и это очень хорошо оплачивается. Я же решил, что ансамбль — важнейшее в моей жизни. Конечно, иногда мне приятно сделать что-то на стороне. Но фокус моего внимания — на нашей группе, и здесь кроется причина того, что спустя 22 года нам все еще хорошо друг с другом, потому что я — для них, а они — для меня, и это главное.

Простите, может быть, мой вопрос покажется нетактичным, но я хочу заглянуть к вам в кассу: ваш ансамбль окупается и зарабатывает собственными концертами или же приходится искать спонсоров и просить помощи правительства?

— С самого первого дня мы живем исключительно с концертов и записей. У нас никогда не было доступа к общественным деньгам, мы не потратили ни одного чужого евро. Сегодня, когда все жалуются на экономический кризис, я горжусь, что мы совершенно независимы, полностью сами себя окупаем. Те же, кто раньше пользовался государственными субсидиями, грантами различных фондов, теперь испытывают громадные трудности — поскольку если у тебя кончились деньги, то ты вдруг просишь гораздо больший гонорар, и тебя перестают приглашать.

Барокко — это не «цап-царап» и не «мяу-мяу».

Моя страна, Италия, — она чудесная, я ее очень люблю. Но Италия еще и говенная страна. Где заправляют ничтожества. И я доволен, что мне не приходится иметь дело с нашими политиками и чиновниками, что я не должен никому кланяться. Конечно, временами приходится трудновато, но что поделать.

— Вам не обидно всю свою жизнь посвятить только барочной музыке? Не хочется Шостаковича поиграть?

Я, конечно же, люблю и Чайковского, и вы очень метко упомянули Шостаковича — я действительно им увлекаюсь, мне как-то особенно близка его музыка. Но ведь нельзя успеть все. Тот репертуар, который я разрабатываю, почти непомерный: от Монтеверди и Кавалли — то есть от начала XVII века — до бельканто. Мы с Europa Galante ставим оперы Беллини и Доницетти. Каждый день приходится учить что-то новое, и, думаю, мне заявленного периода хватит вполне. Но я не жалею, что упускаю что-то. Даже когда мы уже в который раз играем «Времена года», мне не скучно. И, кстати говоря, перед каждым исполнением этой музыки мы честно репетируем — несмотря на то что все знают ее даже больше, чем наизусть. Это хороший повод обсудить новые идеи, попробовать какие-то приемы, позаниматься распределением смычка, наконец. Так отрадно сознавать, что мы не просто знаменитости, приехавшие сыграть очередной концерт, но что перед нами долгий путь и его окончание станет видно лишь после того, как несколько поколений наших последователей по нему пройдет.

— Наблюдаете ли вы в Италии, Европе ту оппозицию, которая все еще сильна у нас в России: многие музыканты, консерваторские профессора, знаменитые дирижеры с презрением отзываются об исполнителях старой музыки — мол, сняв мостик и подбородник, натянув жильные струны и настроившись на полтона ниже, они так маскируют собственную профнепригодность.

Да, есть такое, но все же немного меньше, чем было раньше. Но что особенно важно: не нужно поддерживать подобное противопоставление. В первую очередь следует уважать всех музыкантов, особенно старых профессоров. И да, это иногда верно — профессиональный уровень среди барочников довольно низкий. Тут можно понять профессора, превосходно знающего свой инструмент — скрипку, альт или виолончель, — который смотрит со снисхождением на наши «цап-царап» и «мяу-мяу». Я понимаю, конечно, профессор расстроен. Мы никогда не должны забывать об уровне настоящего инструментального качества.

Когда я веду разговор о струнах, то сталкиваюсь с представлением, что жильные струны — это атрибут исключительно эпохи барокко. Однако, простите, до Первой мировой войны все скрипачи играли на жиле.

Да что там, Ойстрах играл на струнах Полтавского мясокомбината.

— Конечно — Менухин, Мильштейн, Флеш, Эльман — все они пользовались жильными струнами и звучали фантастически! Будет счастьем хотя бы приблизиться к такому звучанию. Барокко — это не «цап-царап» и не «мяу-мяу», ему следует быть таким же великолепным! Давид Ойстрах для меня — лучший скрипач на все времена. В каждой ноте у него — Вселенная. Я пытаюсь учиться, слушая его записи, даже несмотря на то что я играю совершенно иной репертуар. В любом случае скрипка остается скрипкой — вы можете использовать специфические приемы, по-особенному фразировать, но звук должен при этом оставаться теплым, округлым, так это было и в восемнадцатом веке. И если что-то звучит паршиво, это не потому, что так задумано в оригинале. Звучит паршиво из-за поганой игры. Так что временами я солидарен со старыми профессорами. Правда, старые профессора иногда склонны преувеличивать и окрашивать все в черное или белое. Я же всегда ищу связи, порой все не настолько однозначно.

— Все-таки «барочная скрипка» — это отдельная специальность, которой надо учиться с детства, или любой музыкант с открытыми ушами может взять исторический инструмент и сравнительно быстро овладеть особенностями стиля?

— Я иногда думаю, что предлагаемые нам определения слишком поверхностны. Что такое «играть на барочной скрипке»? Барочная скрипка — это неправильный термин. И что такое «барокко»? В восемнадцатом веке каждые двадцать лет в скрипке кардинально менялось все, даже с чисто конструктивной точки зрения: длина и угол шейки, конфигурация подставки, высота свода деки и так далее. Также очень многое зависит от географии. О какой скрипке вы говорите? Сделанной в северной Италии или в Неаполе? Или во Франции? Где именно во Франции? Если мы сравним сохранившиеся в оригинальной кондиции инструменты, то увидим, что каждый совершенно не похож на остальные. Почему? Да очень просто. Скрипач идет к мастеру и говорит: «Милейший, сделай-ка мне вот эдак». Каждая скрипка изготовлена по специальному заказу конкретного человека. Так что перед нами целая гора информации: как развивались разные школы построения музыкальных инструментов в разных регионах Европы в определенные периоды времени. Это отличный шанс просто открыть сознание, обозревая само разнообразие вариантов.

Я всегда привожу один и тот же пример: да, я «барочный скрипач», но предпочту хорошего пианиста, как следует играющего Баха на «Стейнвее», плохому клавесинисту, который путает клавиши на своем чембало. Конечно, я чувствую себя спокойнее, когда Бах исполнен должным образом на клавесине, но для меня важнее, имеет ли музыкант ясное представление о баховском музыкальном языке, нежели то, на каком инструменте он играет. Интерпретация — на первом месте. А разговор об инструменте — он очень сложный; чтобы вести его, нужно обладать колоссальной компетенцией, поскольку инструменты изменялись с впечатляющей скоростью и изощренностью.

Принимая душ, вы скорее напоете что-то из «Времен года», чем музыку Шаррино.

Вчера перед сном я открыл одно небольшое исследование о римских скрипичных мастерах в восемнадцатом столетии. Там я увидел документ, что-то вроде бюллетеня ассоциации скрипичных мастеров в Риме от 1734 года, где говорится, что ассоциация очень обеспокоена отсутствием спроса на гитарные жильные струны, от изготовления которых мастера получали весомый прибыток. С прошлого года, написано там, среди римских гитаристов стало модно играть исключительно на металлических струнах, и если так пойдет дальше, нам нечем будет кормить свои семьи. Это ведь невероятно интересно! Оказывается, в 1734 году в Риме гитары оснащались только металлическими струнами! Если наши барочные гитаристы увидят на вашей гитаре металл, вас сочтут сумасшедшим. Исполнители в большинстве своем поразительно не осведомлены, но убеждены при этом в своих заблуждениях. На деле выходит, что вариантов возможных решений гораздо больше, чем они себе представляют. Органология — это такая громадная тема!

Вот я играю на viola d'amore, мне очень нравится этот инструмент, у меня к нему настоящая страсть. Но что это такое? Сколько у него струн? 5, 6, 7? Хорошо, минимум 5. А резонаторные струны? Они есть, их нет? Столько возможных ответов! Но убежденные исполнители вам скажут: 7 струн, резонаторные в наличии, мензура360 миллиметров. Почему? Итальянские виолы д'аморе были маленькими, например, чтобы на них было удобно играть скрипачам.

В генделевском «Орландо» в одной из арий указан дуэт странных инструментов obligato

Violetta marina?

— Виолетта братьев Каструччи.

Violetta marina, иными словами. Каструччи играл первую скрипку в оркестре Генделя, его специально для этого пригласили из Рима. Я просматривал скрипичные сонаты, сочиненные Каструччи, некоторые из них имеют подзаголовок all'imitazione della viola d'amore, «в подражание виоле д'аморе». Думаю, виолетта Каструччи — что-то вроде виолы д'аморе. Не знаю, были ли на виолетте симпатические струны, но по письму видно, что это был инструмент перестроенный (scordato), с четырьмя или пятью струнами.

А почему marina? Вот у Вивальди есть концерт «Con molti strumenti» с двумя скрипками in tromba marina.

Это совсем другая история.

— Правильно ли я понимаю, что имеется в виду призвук, характерный для tromba marina, жужжание, которое происходит от биения подставки, не вполне прилегающей к корпусу инструмента?

— Вы совершенно правы. Думаю, в случае с виолеттой Каструччи призвук, напоминающий указанный вами эффект, производили как раз резонаторные струны. Но трудно делать выводы, не видя самого этого инструмента. Вы знаете историю с виолой помпоза? Все думают, это тот самый инструмент из музея, однако на самом деле до сих пор не вполне ясно, что это такое. Но сколько раз, посещая музеи музыкальных инструментов, я задавался вопросом: для чего многие из них предназначались? Pizzico, щипковый инструмент; но на нем играли и как на скрипке, смычком. У нас в Милане в музее есть три скрипки XVIII века с резонаторными струнами, на табличке указано: violinо d'amore. Почему они так называются? Мне отвечают — люди вопросы задают, что это, вот мы и написали.

Проблема в том, что мы, современные люди, хотим полной определенности. Открываем картотеку, смотрим: «С». «Скрипка». Скрипка — это вот что. А в восемнадцатом веке все было наоборот, мышление было ориентировано на постоянные изменения, ничего одинакового, каждый день новое. Так и мы, музыканты, должны меняться — с каждым диском, каждым следующим концертным залом играть иначе.

И так со всеми аргументами. Почему мы решили, что «ля» равняется 415 герцам? Потому что какой-то сохранившийся духовой инструмент настроен в этом диапазоне. Один гобой и четыре флейты могли бы звучать примерно в 415, и мы на этом основании делаем вывод о целой эпохе. Это, знаете, как если бы в 2576 году археологи сделали раскоп и в слое XXI века нашли банку грушевого сидра…

Я очень уважаю грушевый сидр, особенно сухой!

Да, но неправильно на этом основании делать вывод, что мы все им упивались в 2014 году. Сидр — напиток непопулярный. Вот и мы делаем похожие ошибки в отношении старинной музыки.

Не чувствуете ли вы себя привязанным к итальянскому репертуару? Зачастую, приглашая русских, устроители гастролей хотят слышать в нашем исполнении исключительно Чайковского. От вас же ждут наверняка Корелли да Вивальди. Как часто вам удается играть французских авторов, испанцев или же какое-нибудь мексиканское барокко?

Да, некоторое время назад так и было. Но теперь стало полегче. Что действительно невозможно — это играть французскую музыку. В восьмидесяти процентах случаев для этого приглашают только французов. Да и сами французы не любят, когда чужие трогают их национальный репертуар. Иногда мне удается все же сыграть что-то из Шарпантье или Куперена, я ценю эти редкие моменты. Но вот чтобы поставить французскую оперу — это ни за что. Не дадут. Похожая ситуация с Бахом: редко получается играть его монументальные сочинения вне Италии. Дома мы можем исполнять все, что нам заблагорассудится, но вот устроить исполнение «Страстей по Матфею» где-нибудь в Германии для нас будет затруднительно. Потому что «Страсти» Баха — это для немцев. Такой вот маленький музыкальный нацизм.

Меня часто спрашивают, что я думаю об исполнениях Вивальди англичанами. Я говорю — это беспредельно интересно! И я не могу настаивать, что мой итальянский Вивальди «аутентичнее», поскольку, когда его музыка была впервые опубликована в Британии фирмой Уолша в начале XVIII столетия, англичане играли его по-своему. Так же и Корелли, сыгранный французами, не хуже исполненного итальянцами, он просто другой, и так было при жизни самого Корелли. Я за то, чтобы становиться как можно более открытыми друг другу и не сидеть каждому на собственной грядке, охраняя свои драгоценные овощи.

http://www.colta.ru/articles/music_classic/3552

Серия сообщений "История музыки":
Часть 1 - История музыки: Ждет ли нас новый 1948 год? Почему так горячи стали музыковедческие дискуссии в соцсетях?
Часть 2 - История музыки:1948-ой год в советской музыке
...
Часть 5 - История искусства:"1912 г.★ Сергей Дягилев - «Исторические Хроники» .В этот день было положено начало знаменитым Дягилевским сезонам
Часть 6 - Рассказы о музыке:Музыка, апеллируя к нашим чувствам более, чем любое другое искусство, нуждается в строгой математической оправе ...
Часть 7 - Рассказы о музыке:«Настало время покончить с этим понятием — аутентичности не существует»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
Я думаю, что он всё же лукавит...Барокко в одно время просто стал очередной модой, как ныне ГЛАМУР. Тогда и у нас организовалась масса камерных ансамблей старинной музыки. В Ярославле был ансамбль, который так и назывался "Барокко". Придумал его мой коллега-музыковед, который потом профессорствовал в Петрозаводске.Он мне мно-ого рассказал авантюрных историй. Большинство ансамблей распалось, кое-кто поменял репертуар. А те, кто выжил и сохранился - честь им и хвала!Музыка ведь развивалась и усложнялась с течением времени и, скажем. чтобы понять и полюбить Шнитке надо приложить гораздо больше усилий. чем небольшие пьески, ласкающие слух, а в то же время добротные, качественные, написанные замечательными композиторами.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская # "А те, кто выжил и сохранился - честь им и хвала!Музыка ведь развивалась и усложнялась с течением времени и, скажем. чтобы понять и полюбить Шнитке надо приложить гораздо больше усилий. чем небольшие пьески, ласкающие слух, а в то же время добротные, качественные, написанные замечательными композиторами" - аплодирую! в разговор профессионалов конкретный мне было бы совсем уж глупо вмешаться, но вот процитированное мною Ваше высказывание, четко изложенная позиция Ваша, мне очень близка по духу и мыслям собственным, профанским. Доброго дня, Светлана! Все еще продолжаю смотреть 8 серий фильма "Петр Лещенко", попутно штудируя в Инете энциклопедии, воспоминания и пр. материал о нем (а заодно и о жизни Румынии военного времени). Открыла много для себя неизвестного, или мимо сознания пролетевшего Признаться, фильм смотрится увлекательно, хотя очень субъективен, романтизирован и пр. в том же ключе. НО игра актеров великолепна, на мой взгляд, качественная музыкальная мелодрама, с трагической подоплекой становления личности куда-то меня занесло..
Спасибо, Олечка! До просмотра сериалов, даже интересных у меня пока время не доходит. Всё болтаюсь в полуфабрикате собственного сайта. Мой друг, который меня сподвиг на безумную затею, каждый день на даче, а я туда с оформлением музыкой просто не могу даже сунуться, чтобы не прогневить волонтёра. К тому же моя новая программа ноутбука меня сделала не просто окончательным "чайником", но и сильно проржавевшим. На мои стенания и призывы о помощи он отвечает однозначно: "Да выкинь ты свою дебильную "восьмёрку", её делали криворукие. Но я её и выкинуть уже не могу, к тому же надо не просто выкинуть, но и чем-то заменить, а у меня и на ней много нужного накопилось... Возможно, Тебе будет любопытно, в связи с этим обсуждением, прочесть небольшую тему, которой я занималась ещё в филармонии, по названием ЦЕНА ГАРМОНИИ.там, конечно, ещё будет и музыка, и ролики, но, поскольку Ты слушатель "продвинутый" мысленно всё представишь из знакомого и любимого.А мне Твоё мнение очень интересно и ценно...http://svetkrym.byethost11.com/ Если откроется Главная страница, то по левому меню тюкни на раздел О МУЗЫКЕ ( страница ещё пустая, там будут мои радиопередачи со временем) Но на этом разделе появятся "дочерние страницы именно с названием Цена гармонии, - большая тема с портретами -раздумьями о конкретных авторах. Вот такое профессиональное построение залумал мой друг и мучитель. icon_surprised (117x110, 47Kb)

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Открыла... Задуман профессиональный сайт, как поняла. Работы там - непочатый край..., причем не для "чайника", а вполне квалифицированной; как по содержанию, так и по оформлению. Это не "дневник", преклоняюсь и желаю сил и терпения вам обоим. Света, есть такой автор Джон Левин, у него в книгах очень понятным языком изложены многие темы для "чайников" и в целом для пользователей компьютеров. И по разработке сайтов бесплатных есть у него. Наверняка и в Инете есть его книги, или Справочники. Позвольте вопрос: Чайковского не увидела в списке... И самый главный вопрос: "Цена гармонии"? известно, что "платить надо за все"...не поняла я смысл словосочетания. думаю, что Вы говорите о гармонии по Пушкину "«Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию", а при чем цена?... думала-думала...возможно, ммне мое второе образование бухучетное мешает понять, где "цена не есть стоимость", а всего лишь условная (денежная) единица... Есть у слова "цена" почти забытое значение - "значимость", Вы о нем? Признаться, Ваш замысел меня восхитил и поразил своей серьезностью и обширностью, с нетерпением ожидаю заполнения намеченных тем. W 8 не знаю, у меня Vista
До Чайковского ещё время не дошло! Пока идёт западное направление. Всё ж наша классика опиралась на европейскую музыку. Ференц Лист стал настоящим пропагандистом национальных композиторов - и Глинки, и Бородина, и Грига, и Сметаны.За подсказку учебника - спасибо, постараюсь воспользоваться. А "цена" конечно к стоимости никакого отношения не имеет. Мне казалось. что во вступительной части я объяснила довольно понятно. надо будет ещё прочитать-подумать.Тут главное слово как раз ГАРМОНИЯ, оно в основном не понимается. Очень ведь неприятно признать самому себе, что "я - дисгармоничен". а у нас ведь и само общество ныне дисгармонично. В этом и беда...
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана, я по всем разделам "прошлась", но текста нигд не увидела , подумала, что это только заявки на последующие статьи. Получается, что "слона-то я и не приметил" Где посмотреть? ссылочку, пожалуйста. Непонятки получились, извините.
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # Слева - названия РАЗДЕЛОВ Внизу слева - КАРТА. Каждый раздел Если по нему тбюкнуть открывает несколько страниц со страницы на страницу раздела - как бы перелистывается через мпеню. С раздела на раздел переход либо через карту. либо через Главную страницу. там текстов везде - выше крыши! На карте красным - то, чего ещё нет. А ссылка просто на главную страницу через которую переходы. На Цену гармонии переход через раздел О МУЗЫКЕ, там страница ещё пустая, но оттуда открывается музыкальное меню. Откроется Цена гармонии появляются подразделы, всё с текстами...
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Спасибо, с неоднократными пояснениями разобралась. И теперь читаю и смотрю. Светлана, я не знаю, как Вы видите сраницы сайта своего, но у меня очень большой пустой прогал, т.е. ровно на одну страницу печатного текста просто пусто в начале КАЖДОГО раздела-статьи любой. А я сразу и не догадалась пролистнуть пустой лист Ну, словно жираф из анекдота, что на третьи сутки смеется
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # Оля, с профессионалом я в споры не вступаю. Я-было поначалу вякнула, но он ответил, что сайт будет огромныйи надо его прежде всего систематизировать, так что я сразу -пасс! Кстати, открой раздел ДРУЗЬЯ и там тюкни САША. начнут открываться его ПРИТЧИ, их много там не все сразу, а с подзаголовками. Это блог моего потрясающего друга, он был в социальных сетях,где все блоги уничтожили, а у него возможности самому перенести уже не было и Володя просто всё это спас по моей просьбе.
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана, я прочла Вступление и все ясно стало. ПризнаЮсь: мне очень-очень не хотелось именно в этом ракурсе тему рассматривать, по мне, так она однозначна теме "Изнанка Красоты". Уверена, что понимаете! и не важно, как я ее сейчас обозвала. Это, как мне думается, извечный вопрос, как вопрос о жизни и смерти, например. Вечно будем ставить, стремиться разрешить, СТРАШИТЬСЯ разрешить... , ибо заповедано:"не ешь плода с Древа Познания". Светлана, Вы, не сомневаюсь, понимаете, что я полушутя-полусерьезно говорю. И вот еще покажу Вам свое полудетское стихотворение: Мне в детстве музыка звучала - везде Дома, деревья, люди - всё звучало, Переливалось звуками в душе. Казалось, пел сам воздух, Носились звуки, осязаемы почти, Иной раз было больно или жутко, Но и красивей этих звуков не найти. Я помню день один, он был особый, Его я через годы пронесла... Тот день звучал так сильно, Что голова болела. Было жутко, сладко - упоительно звучало И, видимо, являлось, сверкая и маня Мне что-то - я тогда не поняла. Потом я длительно и нудно всё болела, Не в силах рассказать, что видела и что пережила. А выздоровев, будто бы оглохла и лишь В Чайковском музыку похожую нашла. У Шекспира :"нам говорит согласье струн в концерте, что одинокий путь подобен смерти" Кто знает, быть может, в этом и "соль"?! В СО-ГЛАСии как основе всего живого, ведь все звучит, я это знаю. И камень у дороги свой глас имеет, и муравей может очень громко кричать... И только когда ЛЮДИ, а не Человек научатся слушать, наступит Гармония, о которой греки мечтали
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # Оль, а может ты в себе композитора похоронила? Просто ещё не понимала как жэто выразить.то, что звучало? Оно и ушло...
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # не-а, без музыки жизнь не мыслю, но интереснее ее в словах искать; к интонации я чувствительнее, чем к слову бываю...а это грустно по жизни А музыка... она ж везде всегда. Вспомнила, как, будучи лишена всяких благ цивилизационных (радио-телевидение) ходила в сопки слушать ветер или под линию высоковольтную -вот где какофония дикая бывала!
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # О! Я читала пару притч в ММ, в чьем-то перепосте. Он сайентолог?...
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # Значит всё ж не тем по жизни занималась...
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # Нет! Он военный разведчик. Был... А вообьще-то - просто Гений.
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Верю! Долгих лет!
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # у него отняли ноут... Оля, его просто убивают...карательная , принудительная психиатрия. Я его знаю со студенческих (его) времён.Совсем ещ1 мальчик был. очень талантливый...
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина #


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ольга_Наумова-Лапшина - Дневник Ольга_Наумова-Лапшина | Лента друзей Ольга_Наумова-Лапшина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»