Наум Израилевич Лурье (1892–1966), вошедший в историю как Артур Винсент Лурье — композитор один из крупнейших представителей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия, писатель, теоретик, критик, комиссар и денди.
Родился будущий композитор в городке с симпатичным названием Пропойск в Белоруссии в еврейской семье инженера Израиля Хацкелевича и Анны Яковлевны Лурье (в девичестве Левитиной), которая давала ему первые уроки игры на фортепьяно.
Его приятель поэт Бенедикт Лившиц в своих замечательных мемуарах «Полутороглазый стрелец» написал: «Стесняясь своего происхождения он, словно упорно не заживающую культяпку, обматывал свою фамилию бесконечным марлевым бинтом двойных имен, присоединяя к экзотическому Артуру Винсенту (Артуру — в честь Шопенгауэра, Винсенту — в честь Ван Гога) Перси Биши (в честь Шелли) и Хосе-Мария (в честь Эредия, знаменитого кубинского поэта)». Почему он стеснялся своего происхождения, не совсем понятно — его фамилия восходит к старинному испано-французскому еврейскому роду, но, возможно, Лурье вообще стеснялся своего еврейства (впоследствии он принял католичество, как и его мама, и именно тогда добавил многочисленные имена).
С 1899 по 1909 год он учился в Одесском коммерческом училище, в 1913-м окончил Петербургскую консерваторию по классу теории и композиции у Глазунова, но не сдал последний экзамен и не получил диплом. Может быть, еще и потому, что Глазунов не одобрял экспериментов своего ученика. Как пишет Бенедикт Лившиц, «Лурье считал, что именно он призван открыть новую эру в музыке. Скрябин, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский — уже пройденная ступень. Принципы свободной музыки (не ограниченной тонами и полутонами, а пользующейся четвертями, восьмыми и еще меньшими долями тонов) получали в творчестве Лурье реальное воплощение. Эта новая музыка требовала как изменений в нотной системе, так и изготовления нового типа рояля… Покамест же, до изобретения усовершенствованного инструмента, особое значение приобретала интерпретация. И Лурье со страдальческим видом протягивал к клавишам «Бехштейна» руки с обглоданными ногтями, улыбаясь, как Сарасате, которому подсунули бы трехструнную балалайку». По сути дела, это была ранняя форма атональной додекафонной музыки еще до Шенберга. Лурье также развивал теорию о том, что можно включать в музыкальное произведение все, вплоть до звучания различных предметов и шумов. Позднее это стало называться конкретной музыкой и из теории перешло в практику многих композиторов.
Лурье был дружен c футуристами, поэтами и художниками и, разделяя их взгляды, распространял их и на музыку. В 1914 году вместе с Бенедиктом Лившицем и художником Георгием Якуловым он написал Петербургский футуристический манифест «Мы и Запад», провозглашавший принципы, общие для всех трех искусств — поэзии, живописи и музыки. В это время Лурье создал композицию «Формы в воздухе», в которой попытался провести аналогию музыкальной формы с живописью кубистов (даже ноты он свободно располагал на нотном листе, подобно их геометрическим фигурам). Он также написал музыку к пьесе Велемира Хлебникова «Ошибка смерти», к стихотворению Маяковского «Наш марш» и др.
В группе футуристов он был единственным композитором, и его благодарной аудиторией была публика знаменитой «Бродячей собаки», кафе, где собиралась художественно-артистическая богема, и где он часто был в центре внимания. Однажды, как вспоминал поэт Георгий Адамович, когда в «Бродячей собаке» была встреча с приехавшим знаменитым композитором Рихардом Штраусом, Лурье, считавшийся восходящей музыкальной звездой, сыграл гавот Глюка в своей модернистской трактовке, после чего Штраус встал и сказал Лурье несколько чрезвычайно лестных слов. В то время Лурье был очень популярен и, как шутил Маяковский, «Тот дурье, кто не знает Лурье».
Революцию Артур Винсент принял, и она его тоже — до поры до времени. Впоследствии он писал: «Впервые мальчикам-фантастам сказали о том, что они могут осуществить свои мечты. За эту веру в нас мы безоговорочно вошли в Революцию». Он пишет 12 хоров на стихи Блока «Двенадцать», звуковые плакаты на стихи Маяковского, издает популярные брошюры, где пишет, что из всех искусств главнейшим является музыка. Два года, с 1918-го по 1920-й, гиперактивный Лурье руководил музыкальным отделом Народного комиссариата просвещения (МУЗО Наркомпроса), где на поприще строительства новой пролетарской культуры нажил себе многочисленных врагов, в том числе и среди известных музыкантов и композиторов. На Лурье ходили жаловаться Ленину руководители Московской консерватории Ипполитов-Иванов и Гольденвейзер с просьбой оградить их от вмешательства Лурье в консерваторские дела, но поддержаны не были. Его называли ловким проходимцем, пробравшимся в руководство МУЗО (Халтур Дубье, так называла его Гнесина), формалистом-космополитом и требовали суда Ревтрибунала не только над ним, но и над эстетикой, которую он разделял. После серии скандалов Луначарский уволил Лурье с комиссарского поста, и Артур вскоре, как и многие интеллигенты, понял, что над послереволюционной Россией все более сгущается сумрак. Он писал в 1921 году: «Мы пребываем в безысходности, безмузыкальности, в духовно опустошенном пространстве… Мы лишь соучаствуем в «тлении углей», оставшихся от испепеленной русской культуры».
[268x408]
Но прежде чем перейти к следующему этапу жизни Лурье после эмиграции в 1922 году, коснемся очень интересной темы его отношений с Анной Ахматовой, которая в Союзе долго замалчивалась. Артур был обаятельным человеком, денди, в котором женщины безошибочно определяли притягательную и сильную сексуальность. Знакомство Артура и Анны произошло во время одного из многочисленных диспутов в 1913 году, где они сидели за одним столом. Ей было 25, ему — 21, и он был женат. Дальнейшее известно со слов Ирины Грэм, близкой знакомой Ахматовой в то время и в дальнейшем подруги Лурье в Америке. «После заседания все поехали в «Бродячую собаку». Лурье снова очутился за одним столом с Ахматовой. Они начали разговаривать и разговор продолжался всю ночь; несколько раз подходил Гумилев и напоминал: «Анна, пора домой», но Ахматова не обращала на это внимания и продолжала разговор. Гумилев уехал один. Под утро Ахматова и Лурье поехали из «Бродячей собаки» на острова. Было так, как у Блока: «И хруст песка, и храп коня». Бурный роман продолжался один год. В стихах этого периода с Лурье связан образ царя Давида, древнееврейского царя-музыканта. В 1919 году отношения возобновились. Ее муж Шилейко держал Ахматову взаперти, вход в дом через подворотню был заперт на ключ. Анна, как пишет Грэм, будучи самой худой женщиной в Петербурге, ложилась на землю и выползала из подворотни, а на улице ее ждали, смеясь, Артур и ее подруга-красавица, актриса Ольга Глебова-Судейкина. Она была тоже близкой подругой Лурье, после того как развелась с мужем, художником Сергеем Судейкиным. Ольга была знаковой фигурой, предметом всеобщего обожания в Петербурге 1910-х годов. Ей посвящали стихи Блок, Сологуб, Хлебников и еще с десяток известных поэтов Серебряного века. Уйдя от Шилейко, Ахматова перебралась в квартиру Ольги на Фонтанке, где они жили втроем — Анна, Артур и Ольга. Такие семейные треугольники разного состава были не редкость в те времена декаданса (самый известный пример — Брики и Маяковский). В стихотворении 1941 года, вспоминая жизнь на Фонтанке, Ахматова пишет: «И била жизнь во все колокола / И бешеная кровь меня к тебе вела / Сужденной всем, единственной дорогой». Уже в эмиграции Лурье прочитал ахматовскую «Поэму без героя», о которой сказал: «Там все о нас, о нашей жизни втроем».
В 1922 году Лурье уехал в командировку в Берлин и назад в Россию уже никогда не вернулся. Семнадцать писем к Ахматовой, в которых он звал ее приехать к нему, остались без ответа. В 1924 году он переехал в Париж, где получил работу музыкального аранжировщика и стал домашнем секретарем Игоря Стравинского, музыку которого очень ценил и о котором писал статьи и редактировал его музыкальные сочинения. Однако у Лурье не сложились отношения с женой Стравинского, Верой Судейкиной (следующая после Ольги Глебовой жена художника Сергея Судейкина с которой он тоже разошелся), и ему пришлось уйти. В Париже Лурье написал две симфонии, одну из которых назвал Диалектической, и оперу «Пир во время чумы».
В 1941 году он успел убежать от нацистов в США, где прожил 25 лет. О своей жизни там Лурье написал Ахматовой в письме 1963 года. «Моя дорогая Аннушка, недавно я где-то прочел о том, что когда д’Аннунцио и Дузе (знаменитые актриса и поэт. — Ю.Ш.) встретились после 20 лет разлуки, то оба они стали друг перед другом на колени и заплакали. А что я могу тебе сказать? Моя «слава» тоже 20 лет лежит в канаве, т.е. с тех пор, как я приехал в эту страну [Соединенные Штаты]. Вначале были моменты блестящего большого успеха, но здешние музыканты приняли все меры, чтобы я не мог утвердиться. Написал я громадную оперу «Арап Петра Великого» и посвятил ее памяти алтарей и очагов. Это памятник русской культуре, русскому народу и русской истории. Вот уже два года, как я безуспешно стараюсь провести ее на сцену. Здесь никому ничего не нужно, и путь для иностранцев закрыт. Все это ты предвидела уже 40 лет назад: «Полынью пахнет хлеб чужой». Арап — мое второе сочинение на пушкинский сюжет; в Париже я написал «Пир во время чумы», оперу-балет, который был принят Опера перед самой войной, но не был исполнен на сцене полностью, а только в отрывках. А вообще я живу в полной пустоте, как тень. Все твои фотографии глядят на меня весь день. Обнимаю и целую тебя нежно. Береги себя. Жду от тебя вестей…» Вестей не последовало, но в том же 1963 году, через два месяца после письма Лурье, появилось стихотворение Ахматовой, которое автор прекрасной статьи «В поисках потерянного Орфея» Ольга Рубинчик расценивает как ответ Ахматовой на это письмо.
Я гашу те заветные свечи,
Мой окончен волшебный вечер, —
Палачи, самозванцы, предтечи
И, увы, прокурорские речи,
Все уходит — мне снишься ты.
Доплясавший свое пред
ковчегом,
За дождем, за ветром,
за снегом,
Тень твоя
над бессмертным брегом,
Голос твой из недр темноты.
И по имени! Как неустанно
Вслух зовешь меня снова…
«Анна!»
Говоришь мне, как прежде, —
«Ты!»
[400x265]
Ахматова и Лурье умерли в 1966 году. Долгое время как композитор он был безвестен. Только в 1991 году выдающийся скрипач Гидон Кремер, который открыл для себя и полюбил музыку Артура Лурье, считая его гениальным, сумел привлечь внимание к столетнему юбилею композитора. В США был снят документальный фильм о Лурье «В поисках утраченного Орфея». Были исполнены и записаны на концертах в Петербурге, Кельне и Бостоне его ранее никогда не публиковавшиеся произведения. В Кельне состоялась премьера оперы «Арап Петра Великого» в полном концертном исполнении. Гидон Кремер выпустил компакт-диск, где наряду с произведениями Стравинского и Шнитке записаны 11 эпизодов этой оперы. В 2011 году к 45-й годовщине со дня смерти Анны Ахматовой в России был снят фильм «Анна Ахматова и Артур Лурье. Слово и музыка», который можно посмотреть в Интернете.
Новое поколение молодых музыкантов начинает открывать для себя музыку Лурье, которая опередила свое время. А любители поэзии будут восхищаться стихами Ахматовой, в том числе и теми, в которых угадывается образ Лурье, когда-то игравшего Ахматовой ее любимую «Чакону» Баха.
Полно мне леденеть
от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек…
Он не станет
мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится
Двадцатый Век
http://www.forumdaily.com/artur-lure-ili-v-poiskah-poteryannogo-orfeya/
Серия сообщений "Камерная музыка ":
Часть 1 - А.Коган флейта И.С.Бах Соната Kogan J.S. Bach Flute Sonata.
Часть 2 - Новые имена:UNIQUE-квартет исполняет "Струнный квартет N 8" Д.Д.Шостаковича
...
Часть 39 - Рассказы о музыке:"Это очень хорошо, что Вам так понравился Шостакович. Это — мудрый человек. И конечно, очень чистый».+ Ф-ный квинтет...
Часть 40 - П.И.Чайковский.Трио "Памяти великого художника"(ор.50) Сегодня День памяти Рубинштейна Николая Григорьевича
Часть 41 - Чудо квартета!"В поисках потерянного Орфея".Артур Лурье(Arthur Vincent Lourie) - String Quartet No. 3(1-4 ч.ч.)
[400x200]