• Авторизация


Без заголовка 13-05-2014 16:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения nadia_obo Оригинальное сообщение

Вспоминая Зару ДОЛУХАНОВУ (15.03.1918 - 04.12.2007)

[393x599]


 

Родилась 15 марта 1918 года в Москве. Отец - Макарьян Агаси Маркович. Мать - Макарьян Елена Гайковна. Сестра - Дагмара Александровна. Сыновья: Долуханян Михаил, Ядров Сергей. Внуки: Александр, Игорь.

Мать Зары обладала редким по красоте голосом. Она занималась пением у А.В.Юрьевой, известной в прошлом солистки, соратницы и друга А.В.Неждановой, а фортепианному искусству ее обучала совсем юная в те годы В.В.Барсова, в будущем примадонна Большого театра. Отец был инженером-механиком, обожал музыку, самостоятельно овладел игрой на скрипке и фортепиано, был флейтистом любительского симфонического оркестра. Таким образом, обе дочери талантливых родителей, Дагмара и Зара, с первых дней жизни существовали в атмосфере, насыщенной музыкой, с ранних лет приобщались к подлинной музыкальной культуре. С пяти лет маленькая Зара стала брать уроки игры на фортепиано у О.Н.Карандашевой-Яковлевой, а в десятилетнем возрасте поступила в детскую музыкальную школу имени К.Н.Игумнова. Уже на третьем году обучения под руководством своего педагога С.Н.Никифоровой играла сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, прелюдии и фуги Баха. Вскоре Зара перешла в скрипичный класс и через год стала студенткой музыкального техникума имени Гнесиных, в котором проучилась с 1933 по 1938 год.

  •  

В музыкальном техникуме ее наставником стал незаурядный мастер, воспитавший целую плеяду известных скрипачей-лауреатов, Петр Абрамович Бондаренко, профессор института имени Гнесиных и консерватории. Наконец, шестнадцатилетняя Зара, приобщившись сначала к двум инструментальным профессиям, нашла свою главную стезю. Заслуга в этом камерной певицы и педагога В.М.Беляевой-Тарасевич. Педагог, опираясь на естественно и красиво звучавшие грудные ноты, определила ее голос как меццо-сопрано. Занятия с Верой Мануиловной помогли голосу будущей певицы окрепнуть, заложили прочную основу для дальнейшего интенсивного развития.

Годы учебы Зары в музыкальном техникуме совпали с расцветом отечественной композиторской и исполнительской школы. В консерватории и Колонном зале Дома союзов наряду с отечественными артистами выступали зарубежные знаменитости, мастеров старшего поколения сменяли юные лауреаты, в будущем соратники певицы. Но пока, в 30-е годы, она и не помышляла о профессиональной сцене и отличалась от своих коллег - начинающих студентов разве что большей работоспособностью и серьезностью, неуемной жаждой новых впечатлений. Из отечественных певцов Заре в те годы были ближе всего Н.А.Обухова, М.П.Максакова, В.А.Давыдова, Н.Д.Шпиллер, С.Я.Лемешев. Недавняя инструменталистка, юная Зара черпала богатые эмоциональные впечатления и на концертах скрипачей, пианистов, камерных ансамблей.



Профессиональное становление Зары Александровны, рост и совершенствование ее мастерства были связаны уже не с учебным заведением. Не окончив техникума, она уехала в Ереван по причинам личного характера - встреча с Александром Павловичем Долуханяном, молодым, красивым, талантливым, любовь и замужество резко изменили привычный жизненный ритм аккуратной, старательной студентки. Учеба была прервана незадолго до выпускных экзаменов. Долуханян взял на себя функции педагога-вокалиста и убедил супругу в предпочтительности семейного варианта "консерватории", тем более, что он был человек в высшей степени компетентный в вокально-технологических вопросах, умевший и любивший заниматься с певцами, да к тому же эрудит, музыкант крупного масштаба, всегда убежденный в своей правоте. Он окончил как пианист Ленинградскую консерваторию, а в 1935 году еще и аспирантуру у С.И.Савшинского, авторитетнейшего профессора, руководителя кафедры, а вскоре после женитьбы стал совершенствоваться по композиции у Н.Я.Мясковского. Уже в Ереване, ведя в консерватории фортепианный и камерный классы, Долуханян много концертировал в ансамбле с молодым Павлом Лисицианом. Зара Александровна вспоминает этот период жизни, отданный творчеству, накоплению мастерства, как счастливый и плодотворный.



С осени 1938 года в Ереване певица невольно приобщилась к театральной жизни и ощутила лихорадочную атмосферу подготовки к декаде армянского искусства в Москве, переживая за своих родственников - участников форума: ведь на год раньше ее брака с Долуханяном замуж за восходящую звезду армянской сцены - баритона Павла Лисициана - вышла старшая сестра Дагмара. Обе семьи в полном составе в октябре 1939 года отправились в Москву на декаду. А вскоре и сама Зара стала солисткой Ереванского театра.

Долуханова выступала в роли Дуняши в "Царской невесте", Полины в "Пиковой даме". Обе оперы шли под руководством дирижера М.А.Тавризиана, художника строгого и взыскательного. Участие в его постановках - серьезное испытание, первый экзамен на зрелость. После небольшого перерыва, связанного с рождением ребенка и проведенного с мужем в Москве, Зара Александровна вернулась в Ереванский театр, это было в самом начале войны, и продолжила работу над оперными партиями меццо-сопранового репертуара. Музыкальная жизнь столицы Армении в то время протекала с большой интенсивностью за счет выдающихся музыкантов, эвакуированных в Ереван. Молодой певице было у кого учиться, не замедляя своего творческого роста. За несколько сезонов работы в Ереване Зара Долуханова подготовила и исполнила партию Графини де Чепрано и Пажа в "Риголетто", Эмилии в "Отелло", Второй девушки в "Ануш", Гаянэ в "Алмаст", Ольги в "Евгении Онегине". И вдруг в возрасте двадцати шести лет - прощание с театром! Почему? На этот загадочный вопрос первым ответил, почувствовав грядущую перемену, тогдашний главный дирижер Ереванской оперы Микаэл Тавризиан. В конце 1943 года он явственно ощутил качественный скачок, сделанный молодой артисткой в освоении исполнительской техники, отметил особый блеск колоратур, новые краски тембра. Стало ясно, что поет уже сформировавшийся мастер, которого ждет блестящее будущее, но вряд ли связанное с театром, скорее с концертной деятельностью. По мнению самой певицы, камерное пение давало простор ее тяге к индивидуальной интерпретации и свободной, нестесненной работе над голосовым совершенством.



Стремление к вокальному совершенству - одна из главных забот певицы. Этого она достигла в первую очередь при исполнении произведений А. и Д. Скарлатти, А.Кальдара, Б.Марчелло, Дж. Перголези и др. Записи этих произведений могут стать незаменимым учебным пособием для певцов. Явственнее всего класс певицы выявился в исполнении произведений Баха и Генделя. В концертах Зары Долухановой звучали вокальные циклы и произведения Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Листа, И.Брамса, Р.Штрауса, а также Моцарта, Бетховена, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и др. Русской камерной музыке в репертуаре певицы посвящались целые развернутые программы. Из современных композиторов Зара Александровна исполняла еще произведения Ю.Шапорина, Р.Щедрина, С.Прокофьева, А.Долуханяна, М.Таривердиева, В.Гаврилина, Д.Кабалевского и др.

Артистическая деятельность Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица концертировала регулярно и с большим успехом.

"Незабываемые голоса" - Зара Долуханова



 

Искусство З.А.Долухановой высоко оценено в стране и за рубежом. В 1951 году она удостоена Государственной премии за выдающуюся концертно-исполнительскую деятельность. В 1952 году ей присвоили звание Заслуженной артистки Армении, а затем, в 1955 году, - Народной артистки Армении. В 1956 году З.А.Долуханова - Народная артистка РСФСР. 6 февраля Поль Робсон вручил Долухановой Почетную грамоту, присужденную ей Всемирным советом мира в связи с десятилетием всемирного движения сторонников мира "За выдающийся вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами". В 1966 году первой из советских певиц З.Долуханова была удостоена Ленинской премии. В 1990 году певица получила почетное звание Народной артистки СССР. О неугасаемом интересе к ее творчеству говорит и то, что, например, только за период с 1990 по 1995 год фирмами "Мелодия", "Monitor", "Austro Mechana" и "Russian Disc" в свет были выпущены восемь компакт-дисков.

"Острова" - Зара Долуханова



З.А. Долуханова являлась профессором Российской академии музыки имени Гнесиных и вела класс в Институте имени Гнесиных, активно участвовала в жюри музыкальных конкурсов. У нее более 30 учеников, многие из них уже сами стали педагогами.

Источник:http://www.belcanto.ru/doluhanova.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
ой, Оля, с каким удовольствием я всё прослушила и сколько всего навспоминала! Мне кажется, что некоторые современные произведения, кроме неё, никто и не мог исполнить... Очень ведь редко певцы бывают МУЗЫКАНТАМИ! Я в своей жизни столько великих исполнителей слышала, в самых разных жанрах... Ведь в Казань тогда приезжали буквально все! И музыканты, и актёры, и театры, - все! Я уж не говорю, что каждые каникулы мы уматывались в Москву и ежевечерне куда-то ходили. У меня даже были абонементы в БЗК и приходили открытки-сообщения об очередном концерте. Из абонемента меня интересовали 2-3 исполнителя, иногда вообще только один. Но... иначе на тот концерт попасть было вообще невозможно!Билеты стоили недорого, дорога - тоже, вот и ездили! В нашем классе это было принято...Однажды шеф нам сказал: приезжает Эмиль Горовец с программой еврейских песен, надо пойти, это замечательно! И мы с моей самой задушевной подружкой, которой не стало полтора месца назад, конечно пошли... там была вся наша казанская еврейская интеллигенция, вся профессура медицинская. И мы, две татарские морды, вопили "Браво" громче всех, это было действительно великолепно! А потом, конечно, пошли за кулисы и мгновенно подружились с его пианистом. Понимаешь, Оля. мы никакими тряпками не увлекались, хотя я была и модницей, и пижонкой. Но шила всё сама и себе и Люське своей. И стоило это в общем-то копейки. Зато есть что вспомнить! Приезжал театр Образцова - мы смотрели все спектакли. У Райкина - тоже...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская # У меня несколько другое направление было: театры наши казанские, но тоже летала в Москву смотреть на Орлову и Марецкую в "Странной миссис Сэвидж" или на Атлантова. А премьеры казанские не пропускались, нигде...да, есть что вспомнить на склоне лет. Гурарии были нашими добрыми соседями в детстве моем (с улыбкой!). У мамы голос прекрасный, меццо-сопрано, была бы артисткой, если бы не война.
ну, Сёмка Гурарий в училище учился у моей другой подружки - Эрочки, а его жена Люда - у меня. Что же касается нашего Качаловского театра, то Вадик Кешнер, Саша Кичигин(очень рано умерший) Юнона Карева и Юра Федотов. А красавчик Валера Гатаев женат на нашей училищной подружке Люсе Слончиковой. Все они - это просто была наша компания, а уж на спектакли Веры Иосифовны мы, естесственно бегали на все.
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Кстати, Сёма с Людой в Мюнхене открыли свою музыкальную школу фортепианного мастерства и свой Конкурс. Говорят, у них дочка очень талантливая...
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Имена...воспоминания... Семен еще и пишет хорошо, интересно, печатается. помнится, в самом начале нашего знакомства сказала я, что "по одним улицам мы ходили". Мир тесен, что ни говорите. А Казань всегда была интереснейшим городом и императорской России, и советской. После войны там ведь и ленинградцев много осталось, мощной струей влились. Сейчас город красивый, но - иной.
Ответ на комментарий Ольга_Наумова-Лапшина # ой, я же жила напротив старой консерватории и Ленинского сада. Когда наш дом сносили, мне все друзья об этом сообщали и потом фотографии прислали. У меня много казанских фоток, я там уже ничего почти узнать не могу... В последний раз я была в Казани в 97 на юбилее Монасзона. Но ко мне подружки каждое лето "приплывают" на пароходе повидаться-пообщаться.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ольга_Наумова-Лапшина - Дневник Ольга_Наумова-Лапшина | Лента друзей Ольга_Наумова-Лапшина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»