С большим интересом прочла эссе о живописи Сергея Аксёненко - гл. редактора интеллектуального журнала "Время Z",представляю отдельные цитаты и и иллюстрации из его книги "Договорные ценности". Мне кажется,что материал будет интересен всем любителям живописи.
[300x21]
Представьте - вы на выставке картин. Вы пришли посмотреть на творчество автора, которого искусствоведы в один голос называли гением.
И вот вы смотрите, а на картинах - какие-то бессмысленные, неловко нарисованные линии, чёрточки и закорючки. На некоторых просто круг, закрашенный красной гуашью, или треугольник, закрашенный тёмно-синей. Что бы вы подумали о сём действе? Скорей всего одно из двух. Либо: "Ну и что здесь особенного? - и я так смогу нарисовать". Либо: "Наверное я ещё не в состоянии постичь смысла этих картин". Конечно вы могли бы подумать и такое: "Ну и дурак же этот автор!".
[400x394]
К Малевич «Черный квадрат». 1915.
[317x476]
Образец живописи супрематизма.
[400x286]
Образец живописи ташизма.
[400x296]
Образец живописи конструктивизма.
Когда обыватель смотрит на эти хаотичные мазки, он на уровне подсознания знает, конечно, что и сам запросто нарисует такую картину безо всякой подготовки.И его подсознание право. Но на уровне сознания обывателю внушили, что авангардная живопись - это очень сложно.
И думает наш обыватель:"Наверное, я чего-то не понимаю, раз все специалисты говорят,что это интеллектуально" и стоит таких денег.
Но, как это ни странно прозвучит, главные причины рождения авангарда лежат не в сфере чистого искусства,
а в сфере научно-технического прогресса. Я говорю, о таких научно-технических достижениях, как появление качественной, доступной большинству населения, полиграфии, а также об изобретении фотографии.
Начнём с полиграфии. Что бы там ни говорили, а главной задачей художника старых времён, было написать картину так, чтобы получилось, "как в жизни".Получалось не всегда. Порой такое "неумение" закреплялось в канонах. Но в целом художники стремились, чтобы нарисованное было похожим на реальный объект. Конечно, даму на портрете можно и приукрасить,но всё равно - она должна оставаться УЗНАВАЕМОЙ.
Причём картины были штучным товаром.
[416x600]
Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
Картины висели во дворцах, их можно было видеть только здесь и сейчас. Художники того времени мазки тщательно затирали, даже лакировали картины, чтобы скрыть следы кисти. Мазки - издержка производства - целью было сделать их незаметными.
То есть, приблизиться к тому уровню, который дают современные фотографии. Самоценным считалось ИЗОБРАЖЕНИЕ, а не техника рисования.И вот пришло время, и появилась возможность делать дешёвые,но качественные репродукции, плюс появилась фотография -
и чем же теперь штучная картина, висящая во дворце, отличается от тех,что выпускают большими тиражами,и которую может приобрести любой,даже относительно небогатый человек? Вы можете сказать - тем, что к полиграфической копии не прикасалась рука художника…
В старые годы картины использовали по прямому назначению - ими украшали стены комнат. И когда подобную функцию смогли выполнять репродукции, когда они стали дешевле картин, люди начали ценить то,что отличает картины, писанные кистью,от полиграфии -
следы этой самой кисти, следы мазков.То-есть то, что раньше тщательно затиралось, приобрело самостоятельную ценность. А раз есть спрос - будет и предложение. Явились импрессионисты. В их появлении были и другие причины,но эта - одна из важнейших.
Показательно, что вначале широкая публика не понимала новаторов,потому что их картины выглядели так же, как этюды.
То есть так, как недоделанная, как вспомогательная картина, у которой не затёрты мазки. В России, где содержание считалось важнее формы, где в моде были художники-передвижники,импрессионизм так и называли - "этюдизм".
Психологически такое название неверно, ведь импрессионист, рисуя свой "этюд", настраивался на него, как на готовую картину.
Поэтому такой "этюд" имеет совсем другую психологию, чем этюд,как один из этапов работы.
Образцы импрессионизма
[422x350]
К.Писарро Внешние бульвары Эффект снега 1879
[384x400]
Э.Дега Женщина,расчёсывающая волосы 1886
Образец живописи постимпрессионизма
(Сезанн,Ван Гог,Гоген)
[400x321]
П.Сезанн Гора Святой Виктории 1898
Постепенно публика привыкла к тому, что незатёртые мазки, это достоинство картины, а не её недостаток. Тогда стало возможным сделать следующий шаг. Появилась теория о том, что краски должны смешиваться не на холсте,а в глазах зрителя. Появились и соответствующие картины,нарисованные как бы отдельными точками.Так возник неоимпрессионизм, техникой которого был пуантилизм -
рисование точками. Хотя, если бы публика не привыкла к моде на неприкрытые мазки, теория неоимпрессионистов вряд ли появилась бы.
Образцы неоимпрессионизма
[325x520]
Ж.Сёра Эйфелева башня 1889
[598x476]
П.Синьяк Порт Сен-Тропе 1899
Человеку, который хочет получить минимум знаний об искусстве ХХ века надо научиться отличать друг от друга пять направлений
по упрощённой классификации.
Художественное искусство новых лет можно разделить на : реализм, сюрреализм, импрессионизм, экспрессионизм
и абстрактно-изоморфное искусство ("непонятку").
Более подробно читайте здесь: http://www.ytime.com.ua/ru/19/2980/1 - очень интересно.