• Авторизация


Без заголовка 02-04-2014 13:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вечная_Музыка Оригинальное сообщение

Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 4.



 

Большинство инструментальных фуг основано на риторических фигурах.Опираясь на риторический музыкальный лексикон, полифоническая музыка из абстрактного и возвышенного чертежа мироздания превращается в рассказанную страстную (passion) проповедь;



практически все фуги из самого значительного полифонического компендиума барокко – «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха



– можно пересказать как евангельский, в основном именно «страстной» сюжет, подвергнуть герменевтическому истолкованию, а иногда, даже подтекстовать, в духе текстов кантат или пассионов (кантат на страстную седмицу).



В отношении технологии, языка, полифонических приемов искусство\мастерство полифонии как строгого, так и свободного стиля можно поделить на две большие области: имитация и контрапункт.

Имитация – многократное последовательное воспроизведение одного и того же элемента, с изменениями или без них.

Контрапункт – сочетание в одновременности несколько разных элементов.  Поскольку речь идет и в имитации, и в контрапункте всегда о совместном звучании, гармонии разных голосов, схематически это можно представить так:

Т------------------------------------

                     Т-------------------

                                    Т-------

            Т--------------------------



Имитация. Тема (Т) звучит в разных слоях пространства, в разных голосах.  Иногда композиторы применяют приемы проведения темы в увеличении или в уменьшении (проиллюстрируем, для ясности, так:  таракан – тараканчик – тараканище), или в ракоходном проведении, от последнего звука к первому (используя того же «таракана», проиллюстрируем: накарат).

Контрапункт схематически выглядит так:

A-----------

B-----------

C-----------

Дополнительную сложность вносят перестановки голосов в схематическом изображении:

С-----------

В-----------

А-----------

Что происходит в том случае, если голоса меняются местами? Верхний голос становится нижним, то есть оказывается ниже и среднего, и бывшего басового голоса. Нижний голос поднимается над средним и верхним. Происходит коренная перестановка материала.



Один из самых убедительных и легко распознаваемых на слух примеров такого контрапункта – в прелюдии № 19 ля мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.



Три мелодии, объединенные контрапунктом, вероятно, несут в себе скрытую программу, изображая трех волхвов, несущих дары новорожденному младенцу Иисусу. Традиционно имена волхвов (или, согласно другому апокрифу, царей) связываются с тремя частями света. Мельхиор – представитель белой расы, западноевропейский царь. Каспар – царь с Востока. Бальтазар – мавр, африканец. В начале прелюдии наверху звучит мелодия, напоминающая итальянскую арию и относящаяся, вероятно, к Мельхиору. Каспар – восточный мудрец, шагающий не торопясь, солидными четвертями. Бальтазар вступает с синкопированным «африканским» мотивом. В дальнейшем мы можем наблюдать, как перемещаются друг относительно друга волхвы, как перепутываются тропы, по которым они шагают.

Особый случай полифонической техники – канон. Голоса в каноне точно повторяют друг друга на всем протяжении звучания. Пример канона: «Братец Мартин (Яков, Джон) , братец Мартин, спишь ли ты, спишь ли ты?»,



                                                    Продолжение следует...

Серия сообщений "Музыканты рассказывают":
Часть 1 - Рассказы о музыке:Андрей Гаврилов -"Концерт в Зальцбурге"(фрагменты из книги)
Часть 2 - Рассказы о музыке:Соломон Волков и Александр Генис вспоминают о Лернарде Бернстайне и Рудольфе Нуриеве
...
Часть 30 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 2.
Часть 31 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 3.
Часть 32 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 4.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Ольга_Наумова-Лапшина - Дневник Ольга_Наумова-Лапшина | Лента друзей Ольга_Наумова-Лапшина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»