Большинство инструментальных фуг основано на риторических фигурах.Опираясь на риторический музыкальный лексикон, полифоническая музыка из абстрактного и возвышенного чертежа мироздания превращается в рассказанную страстную (passion) проповедь;
практически все фуги из самого значительного полифонического компендиума барокко – «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха
– можно пересказать как евангельский, в основном именно «страстной» сюжет, подвергнуть герменевтическому истолкованию, а иногда, даже подтекстовать, в духе текстов кантат или пассионов (кантат на страстную седмицу).
В отношении технологии, языка, полифонических приемов искусство\мастерство полифонии как строгого, так и свободного стиля можно поделить на две большие области: имитация и контрапункт.
Имитация – многократное последовательное воспроизведение одного и того же элемента, с изменениями или без них.
Контрапункт – сочетание в одновременности несколько разных элементов. Поскольку речь идет и в имитации, и в контрапункте всегда о совместном звучании, гармонии разных голосов, схематически это можно представить так:
Т------------------------------------
Т-------------------
Т-------
Т--------------------------
Имитация. Тема (Т) звучит в разных слоях пространства, в разных голосах. Иногда композиторы применяют приемы проведения темы в увеличении или в уменьшении (проиллюстрируем, для ясности, так: таракан – тараканчик – тараканище), или в ракоходном проведении, от последнего звука к первому (используя того же «таракана», проиллюстрируем: накарат).
Контрапункт схематически выглядит так:
A-----------
B-----------
C-----------
Дополнительную сложность вносят перестановки голосов в схематическом изображении:
С-----------
В-----------
А-----------
Что происходит в том случае, если голоса меняются местами? Верхний голос становится нижним, то есть оказывается ниже и среднего, и бывшего басового голоса. Нижний голос поднимается над средним и верхним. Происходит коренная перестановка материала.
Один из самых убедительных и легко распознаваемых на слух примеров такого контрапункта – в прелюдии № 19 ля мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.
Три мелодии, объединенные контрапунктом, вероятно, несут в себе скрытую программу, изображая трех волхвов, несущих дары новорожденному младенцу Иисусу. Традиционно имена волхвов (или, согласно другому апокрифу, царей) связываются с тремя частями света. Мельхиор – представитель белой расы, западноевропейский царь. Каспар – царь с Востока. Бальтазар – мавр, африканец. В начале прелюдии наверху звучит мелодия, напоминающая итальянскую арию и относящаяся, вероятно, к Мельхиору. Каспар – восточный мудрец, шагающий не торопясь, солидными четвертями. Бальтазар вступает с синкопированным «африканским» мотивом. В дальнейшем мы можем наблюдать, как перемещаются друг относительно друга волхвы, как перепутываются тропы, по которым они шагают.
Особый случай полифонической техники – канон. Голоса в каноне точно повторяют друг друга на всем протяжении звучания. Пример канона: «Братец Мартин (Яков, Джон) , братец Мартин, спишь ли ты, спишь ли ты?»,
Продолжение следует...
Серия сообщений "Музыканты рассказывают":
Часть 1 - Рассказы о музыке:Андрей Гаврилов -"Концерт в Зальцбурге"(фрагменты из книги)
Часть 2 - Рассказы о музыке:Соломон Волков и Александр Генис вспоминают о Лернарде Бернстайне и Рудольфе Нуриеве
...
Часть 30 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 2.
Часть 31 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 3.
Часть 32 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 4.