Наркиз Николаевич Бунин (1856-1912) относится к тем отечественным художникам,
которые совмещали свою основную работу с полупрофессиональным занятием живописью,
добиваясь в обоих видах деятельности значительных успехов.
Н.Н. Бунин служил в лейб-гвардии Егерском полку. С 1881 года стал вольноприходящим
учеником Академии художеств, в которой, получив несколько поощрительных медалей,
проучился до 1887 года. Армейская служба способствовала
становлению Н.Н. Бунина как живописца-баталиста, хотя бытовые композиции художник
также писал довольно часто и,видимо, с удовольствием.
Эта картина под названием «Рыбная ловля» получила широкую огласку и оказалась
в центре скандала. Были те, кто посчитал её отвратительной, но нашлись и ценители такого творчества. Однако как-бы там ни было, шумиха вокруг полотна поднялась нешуточная.
Что же стало причиной такого ажиотажа?

Наркиз Бунин «Рыбная ловля», 1903 год
На картине художник изобразил не простых рыбаков, а очень известных личностей:
Льва Толстого, Антона Чехова и Илью Репина. Правда все мастера предстают здесь в очень неприглядном виде — без штанов.
Давая интервью газете «Новости дня» 24 марта 1903 года, сам Бунин отметил:
Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ.
Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого...
Наркиз Бунин считал, что Репин поклоняется Толстому и хотел высмеять это таким странным способом.

Фрагмент картины
Комментарии:
Русский листок Петербург - 14 (01) марта 1903 года
На выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже обращает большое внимание картина Н.Н.Бунина
"Рыбная ловля", где изображены в одних рубахах гр. Л.Толстой и художник Репин, ловящими рыбу бреднем.
Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.
На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым,
что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина.
Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
Биржевые ведомости - 16 (03) марта 1903 года
В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал,причиной которого влилась злополучная картина Бунина "Рыбная ловля". Один из присутствовавших, оказавшийся московским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость".
Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул:
"Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь.
Пошлите за полицией!"
Послали за полицией. ...
Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу.
Под протестом подписалось 40 человек.
Любошица арестовали на шесть дней. Но скандальная картина притягивала посетителей, как магнит, пока в конце концов её не сняли с выставки.
Впрочем, не все так осудили картину. Например, писатель Фёдор Сологуб предложил просто по новому взглянуть на неё:"Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. ... Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную."
Не смотря на всеобщий ажиотаж, сам Толстой был абсолютно спокоен по поводу картины. На вопросы журналистов он отвечал так:"Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему..."

|
|