Мечислав Фогг, фото Люцьан Фогель/Forum
Польский певец, лирический баритон. Мастер сентиментальной песни, легендарный артист старых варшавских кабаре и ревю, необычайно популярный также после войны. Известен высокой требовательностью к себе и тщательным подходом к репертуару. Его карьера продолжалась 60 лет: он не сходил со сцены до 86 лет — это абсолютный рекорд в истории польской эстрады.
Фогг, вернее, Мечислав Фогель, родился 30 мая 1901 года в Варшаве, умер там же 3 сентября 1990 года. Похоронен на Брудновском кладбище. Он всю жизнь хранил верность родному городу, был любим несколькими поколениями поляков в стране и за рубежом. Фогг в необыкновенной, свойственной только ему манере исполнял знаменитые танго, глубоко трогал сердца слушателей песнями о любви. Его самые знаменитые шлягеры — это «Танго милонга», «Последнее воскресенье» (русский вариант — «Утомленное солнце»), «Осенние розы», «Маленький белый домик», «Уже никогда», «Песня о матери».
Знаменитое танго "Милонга" ("О,Донна Клара")
Мать Мечислава держала магазин. Отец был машинистом первого класса . Мечислав учился в реальном училище. Взрослая жизнь началась вместе с по-настоящему взрослым решением вступить добровольцем в Войско Польское. В армии Мечислав Фогель прослужил с 1919 по 1921 год.
В 1922 году он поступил на работу в Варшавскую дирекцию Польской железной дороги. Он сделал это, чтобы удовлетворить амбиции отца, который хотел видеть сына инженером-железнодорожником. Но мысль о том, чтобы стать певцом, не оставляла его.
Вначале он пел в церковных хорах. В декабре 1922 года органист костела св. Анны и суфлер Театра оперетты Болеслав Ших пригласил Мечислава на репетицию колядок Людвика Семполиньского. Тот, услышав «Посмотрите, братья», сказал хористу Метеку: «Вы должны серьезно заняться вокалом. Из вас будет толк».
И направил молодого человека к Яну Лысаковскому, профессору кафедры вокала Музыкальной школы им. Фредерика Шопена. Целеустремленность и талант, помноженные на долгие часы упорных тренировок — ноты, диафрагма, ноты, диафрагма — дали результаты. Мечислав Фогель начал зарабатывать пением на свадьбах и похоронах. В оперу он ходил за пятьдесят грошей — столько нужно было вручить швейцару, чтобы тот пропустил на галерку. Там он часто встречал Яна Кепуру- великого польского тенора.
Уроки пения стоили недешево. Фогель подрабатывал оперным клакером , однако долги артиста все время росли.
В 1926 году Мечислав Фогель взял себе артистический псевдоним «Фогг». В качестве солиста он впервые исполнил несколько оперных партий 10 декабря 1928 года в концертном зале . С 1928 года Фогг выступал в Хоре Дана (Владислава Даниловского). С этим квинтетом, выступавшем вначале под испанским названием Coro Argentino V. Dano, он дебютировал 29 марта 1929 года в легендарном варшавском эстрадном театре «Qui pro Quo».
«После одного из наших концертов к нам за кулисы зашел один добродушно улыбающийся зритель. „Мне очень понравились народные песни в джазовой интерпретации”, — сказал он уважительно. Это был Шимановский», — вспоминал Фогг.
[770x547]Первые студийные записи Фогг сделал с Хором Дана в июле 1930 года. До самого начала войны он ежегодно возобновлял со студией «Syrena Record» договор . В 1931 году он экстерном сдал экзамен Союза артистов польских сцен с правом сольных выступлений.
В Берлине Фогг записал с Хором Дана песню «Флисаки» для фильма «Десятеро из Павяка» (1931). В это время «дановцы» подписали контракт с крупнейшим в Европе берлинским варьете «Scala». Они гастролировали в Эстонии, Латвии, в СССР, Финляндии, Швеции, Норвегии, Австрии, Чехословакии, Румынии, Франции, Италии. На них сыпались все новые предложения. По пути в США, куда артисты плыли на трансатлантическом лайнере «Ile de France», они участвовали в «поединке» с лучшим американским джазовым вокальным ансамблем «Mill Brothers». По количеству «бисов» поляки победили со счетом 3:1.
Танго "Я жду тебя!". Музыку написала Фанни Гордон- автор песни "У самовара"
В 1931 году Фогг участвовал в музыкальных передачах, организуемых издательской фирмой «Гебетнер и Вольф». Он начал давать концерты по радио, выступал в эстрадных концертах с оркестром Станислава Наврота и с аккомпаниатором Людвиком Урштейном. В театре «Qui pro Quo»» Фогг работал до 1933 года.
Фогг ушел из Хора Дана и решил полностью посвятить себя сольной карьере. Певец записывал по 150 песен в год.
Он выступал на концертах и записывался в студии со знаменитыми артистами кабаре. А еще Фогг побил довоенный рекорд — более 100 тысяч проданных экземпляров пластинки «Последнее воскресенье».
В 1937 году он одержал победу во всепольском плебисците Польского радио на звание самого популярного певца, набрав почти 50 тысяч голосов. В марте 1938 года после 10-летнего юбилея Фогг расстался с Хором Дана.
Фогг был первым польским артистом, который выступил по телевидению. В 1939 году он пел в лондонской телестудии.
Накануне войны Фогг выступил в кабаре «Али-Баба» в ревю «Орел или Решка» в роли Чемберлена. 31 августа 1939 года афиши приглашали зрителей на новое ревю под названием «Факты и пакты». 4 сентября театр разрушила бомба.
Последнее выступление в августе 1939 года
В начале Второй мировой войны Фогг выступал в концертах для военнослужащих.
6 сентября 1939 года Фогг вместе с группой актеров-членов Союза польских театральных деятелей (СПТД) покинул Варшаву. Он добрался до Львова. Здесь он до 29 октября 1939 года выступал по радио и в концертах-ревю в кинотеатре «Stylowy». Затем Фогг вернулся в Варшаву, где провел период оккупации. В начале ноября СПТД отменил запрет на выступление польских артистов в «заведениях со столиками». Фогг выступал в кафе, доступных для польской публики.
Спонтанная реакция слушателей на исполняемую Фоггом оккупационную песню «Я вернусь, любимая» на музыку Тадеуша Миллера и слова Эугениуша Житомирского возмутила пьяного гестаповца, который направил в сторону исполнителя свой пистолет. Фогг не реагировал, поскольку страдал близорукостью. Немец догнал его в служебном помещении. К счастью, женщина, с которой пришел немец, вырвала у него из рук оружие. Певца вызвали в гестапо, располагавшееся на улице Шуха.
«Во время первого „визита” на Шуха гестаповец из „Кафе Бодо” с порога заорал на меня: „Ты подстрекаешь поляков! Польши уже никогда не будет и никакие поляки сюда не вернутся! Разве ты этого не понимаешь?! Ты же интеллигент”. Я послушно ухватился за это слово и хитро ответил, сдерживая волнение: „Я артист, я пою для искусства”. Фриц недоуменно посмотрел на меня, не понимая, то ли я считаю его за дурака, то ли я абсолютный кретин, не понимающий, о чем идет речь. К счастью, он, видимо, остановился на втором варианте».
Бойцы Армии Крайовой предупредили Фогга, что немцы внимательно отслеживают каждое его выступление. Он временно перестал петь и устроился официантом. Вызовы на Шуха прекратились.
Фогг вступил в Армию Крайову старшим стрелком I Штурмового батальона «Возмездие» . Во время Варшавского восстания он поддерживал своим искусством повстанцев и гражданское население города.
Фогг 104 раза выступил в убежищах, в полевых госпиталях, на баррикадах. Он несколько раз был ранен. Певца наградили Крестом Храбрых; кроме того, он стал четвертым поляком, которого Лондонское правительство наградило золотым Крестом Заслуги с мечами. Повязка повстанца, которую носил Фогг, хранится в Музее Варшавского Восстания.
Во время оккупации Фогг укрывал в своей квартире друзей-евреев. У него скрывался сбежавший из Варшавского гетто капельмейстер из «Qui Pro Quo» Иво Весби со своей женой и восьмилетней дочкой. Позднее Фогг нашел им другое жилье и помог сделать фальшивые документы, с которыми они смогли уехать из страны.
После Восстания певец оставил Варшаву вместе с гражданским населением. Он поселился в деревне Злотоклос близ Тарчина.18 января 1945 года певец вернулся в столицу. В 1945 – 1946 гг. в развалинах дома номер 119 на улице Маршалковской Фогг выступал в артистическом кафе — первом таком заведении в левобережной части города.
Из «Кафе Фогг» Польское Радио транслировало первый после войны «Полдник у микрофона», а шведское радио передало звуковой репортаж «Кафе среди руин».
В 1947 году Фогг поехал в Австрию на первые послевоенные зарубежные гастроли
В конце 1957 года и в начале 1958 года Фогг совершил гастрольный тур по США (где ему больше всего запомнился прием у Яна Кепуры и Марты Эггерт), Канаде, Великобритании и Франции. В 1958 году он повторил свой успех двадцатилетней давности и выиграл конкурс Польского радио на самого популярного певца.
Следующая гастрольная трасса проходила по городам Австралии, Новой Зеландии и Тасмании. В 1961 году он выступил в Бразилии, в 1963 году — в Финляндии и уже в четвертый раз в США. Посетил с концертами СССР. В 1969 году выступал в Дании. В 1970 и 1972 годах вновь выступил в США. После смерти Мориса Шевалье в 1972 году Фогг был самым старшим выступающим певцом в мире.
На родине Фогг выступал в качестве гостя в театре «Сирена», участвовал в множестве развлекательных программах и шоу. Вместе с «Оркестром с Хмельной» собирал средства на восстановление Королевского замка в Варшаве.
За время своей 60-летней карьеры Мечислав Фогг участвовал в 16 тысячах концертах в 25 странах Европы, а также в Бразилии, Израиле, на Цейлоне, в центрах польской диаспоры в Новой Зеландии, Австралии и несколько раз в США и Канаде. В его репертуаре было в общей сложности более 2000 произведений. Его часто называли «польским Бингом Кросби».
Его последнее публичное выступление состоялось в 1988 году. Тираж пластинок с его песнями превысил 25 миллионов экземпляров.
Он формировал свой репертуар в соответствии с возрастом, постепенно переходя к песням о чувствах пожилого человека, вспоминающего о своей любви. Из песен военного и послевоенного времени особой популярностью пользовались «Песня о моей Варшаве», «Я помню дни», «В старом кино», «Седой волос» и «Что нам осталось от тех лет».
Для многих поколений Мечислав Фогг стал символом польского песенного искусства. Для Польского радио он записал 25 серий своих воспоминаний. В 1971 году был издан дневник певца «От обалдуя до бельканто» («Od palanta do belcanta»). Книга, выпущенная под редакцией К.Роговского, завершалась следующей декларацией певца:
«Я заверяю вас, что я был молод, молод сейчас и останусь молодым так долго, сколько вы пожелаете…».
«Сила прадеда была в том, что проходили десятилетия, менялась мода, а он оставался верен своей стилистике», — говорит Михал Фогг. — «Его много раз уговаривали идти в ногу со временем, но он отказывался. Он адаптировался к новым условиям, однако единственным компромиссом, на который он согласился, было сотрудничество с бит-ансамблями „ Клипсы” „Караты” и „ Бабы-Яги”, в творчество которых он привносил свою сентиментальную ноту».
[640x480]
Автор: Януш Р. Ковальчик, август 2013.