Дневник - 1847
[ПРАВИЛА]
Март - май 1847 г.]
ПРАВИЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Мы имеем пять главных умственных способностей. Способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений и, наконец, способность приводить выводы эти в порядок.
Правила для развития способности представления
34) Очень полезны для развития этой способности все игры, требующие соображения.
О правилах для развития способности памяти я уже говорил.
Правила для развития способности сравнения
35) Изучай хорошо те предметы, которые ты сравниваешь.
36) Всякую новую тебе встретившуюся мысль сравнивай с теми мыслями, которые тебе известны. Все отвлеченные мысли оправдывай примерами.
Правила для развития способности делать выводы
36) Занимайся математикой.
37) Занимайся философией.
38) Всякое философическое сочинение читай с критическими замечаниями.
Правила для развития способности приводить выводы в порядок
39) Изучи систему своего существа.
40) Все твои сведения по одной какой-нибудь отрасли знания приведи к одному общему выводу.
41) Все выводы сравни между собою, и чтобы ни один вывод не противоречил другому. 42) Пиши сочинения не мелкие, но ученые.
ПРАВИЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ ВЫСОКИХ И УНИЧТОЖЕНИЯ ЧУВСТВ НИЗКИХ, ИЛИ ИНАЧЕ:
ПРАВИЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЛЮБВИ И УНИЧТОЖЕНИЯ ЧУВСТВА САМОЛЮБИЯ
Правило общее: чем более исполняешь ты какую-нибудь из твоих потребностей, тем более она усиливается, и чем менее исполняешь ты ее, тем менее она действует.
42) Любя всех равно, не исключай и самого себя из этой любви.
43) Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя.
ПРАВИЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБДУМАННОСТИ
Всякий предмет осматривай со всех сторон. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы.
При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано и который из этих способов лучший.
Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него следствия.