Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ЙОЗЕФ МАРИЯ АУХЕНТАЛЛЕР. ЧИСТЫЙ АВСТРИЙСКИЙ МОДЕРН!)
Об этом художнике писала в своем дневнике моя ПЧ, поклонница модерна La belle époque. Есть тематические подборки с работами художника и в других блогах, но вот нигде не нашел подробного рассказа о жизни и творчестве этого австрийского мастера модерна. Решил исправить это недоразумение. Тем более, обнаружил замечательную галерею работ в блоге итальянки Маттиа Моретти.
Заодно хочу поблагодарить авторов интересных статей о творчестве художника, которые я перевел с иностранных сайтов, - Франческу Гуэрисоли, Родерика Морриса Конуэя и авторов сайта венского Музея Леопольда. Итак, давайте узнаем подробней о жизни этого художника.
Йозеф Мария Аухенталлер
Josef Maria Auchentaller
2 августа 1865, Вена – 31 декабря 1949, Градо, Италия
[показать]
Josef Maria Auchentaller Selbstbildnis. 1931 г.
Австрийский живописец, график, рисовальщик, гравер, иллюстратор, фотограф и ювелир, один из ведущих художников Венского Сецессиона.
Родители Йозефа были родом из Южного Тироля, родился мальчик в Вене. С 1882 по 1886 год он учился в Техническом университете в Вене, а в 1890 году поступил в венскую Академию художеств. За период учебы юноша получил несколько премий и наград.
В 1885 году Йозеф познакомился и сразу же влюбился в Эмму Шейд, старшую дочь известного ювелира, производителя серебряных и ювелирных изделий Георг Адама Шейда. Было понятно, что ни социально, ни финансово Йозеф не подходил в качестве потенциального зятя, но влюбленные так отчаянно боролись за свое счастье, отстаивая свои чувства, что папаша-ювелир сдался. В 1891 году Йозеф и Эмма поженились.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Portrait of Emma. 1895 г.
После рождения дочери, Марии Жозефы, в 1892 году Аухенталлер с семьей уезжает в Мюнхен. Он учится у одного из основателей мюнхенского Сецессиона, художника, профессора Пауля Хокера (Paul Hocker, 11 августа 1854-13 января 1910). С 1892 по 1896 год Аухенталлер плодотворно работает и тесно сотрудничает с художниками - членами мюнхенского Сецессиона. Там же художник впервые знакомится с модерном, посещая выставки Сецессиона в баварском Монако. Уже в 1895 году он для компании своего тестя Шейда представил поразительные эскизы ювелирных украшений в стиле модерн. Одно из таких украшений, датированных 1901 годом - позолоченную брошь с серебром и эмалью совсем недавно приобрела в Лондоне директор провинциального итальянского музея в Гориции Рафаэлла Сгубин. Она же рассказала, что эта вещь ошибочно приписывалась дизайну известного венского сецессиониста Коломана Мозера, и теперь, наконец, обрела имя своего создателя.
Венский Сецессион
В начале 1897 года Йозеф отправляется в путешествие по Италии. Узнав новость о создании Венского Сецессиона, художник заторопился домой. В австрийскую столицу Йозеф вернулся летом 1897 года, привезя с собой впечатляющее количество рисунков и эскизов. Аухенталлер стал членом Венского Сецессиона с момента его основания.
Для справки:
Венский Сецессион (Wiener Secession) — объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (французское - конец века), которое было основано 3 апреля 1897 года. Среди его основателей - Густав Климт, Коломан Мозер, Йозеф Хофман, Йозеф Мария Ольбрих, Макс Курцвайль, Эрнст Штёр, Вильгельм Лист и другими художниками, порвавшими с господствовавшим консерватизмом и традиционным искусством, ориентированным на историзм.
В 1898 году Ольбрих, ученик Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке в центре города возвел выставочный павильон «Сецессиона» - постоянное место проведения выставок группы. Интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Над главным входом выбиты слова художественного критика Людвига Хевеси: "Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода". Первая выставка Венского Сецессиона состоялась в том же 1898 году. Благодаря группе Вена узнала французских импрессионистов.
В 1903 году Хофман и Мозер основали «Венские мастерские» — производственное сообщество, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.
14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский Сецессион вместе с некоторыми другими художниками.
Итак, вернувшись в Вену, Аухенталлер начинает работать в молодежном журнале «Югенд» (Молодежь), и вскоре становится активным участником венской художественной жизни.
Вся творческая жизнь художника была связана с Сецессионом, он участвовал в десяти выставках этого объединения в период между 1898 и 1904 годами, работал в оргкомитете.
С 1898 года Йозеф принимал участие в издании журнала, официального органа Сецессиона – «Ver Sacrum» (по латыни – Священная весна).
[показать]
Josef Maria Auchentaller Февраль. Иллюстрация для журнала «Ver Sacrum» 1901 г.
Он в 1900-1901 годах художник являлся членом редакционного комитета вместе с Климтом, за это время Йозеф сделал две обложки и опубликовал в журнале свои иллюстрации, графические рисунки, вдохновленные растительными мотивами и «японизмом». Многие иллюстрации были написаны именно под влиянием линейных двумерных стилизаций японских гравюр.
[показать]
[показать]
Один из номеров журнала в 1901 году был полностью посвящен творчеству Аухенталлера, причем на страницах была представлены не только рисунки и графика, но и картины, выполненные в других техниках, а также изделия декоративно- прикладного искусства.
[показать]
[показать]
В 1900 году Йозеф разработал плакат и обложку каталога VII Венской выставки Сецессиона.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Афиша выставки.
Восьмая Венская выставка в том же 1900 году, например, была целиком посвящена декоративному искусству. Все ранние работы членов группы находились в рамках стиля ар-нуво. В этот стиль работы Аухенталлера вписывались как нельзя лучше. Впрочем, историки утверждают, что модерн Аухенталлера возник во многом под большим влиянием Густава Климта.
[показать]
[показать]
В 1901 году на X выставке Йозеф продемонстрировал свой богатый опыт работы в области портретной живописи, представив портрет своей жены Эммы в полный рост. Этому жанру художник остался верен на протяжении всей своей жизни.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Portrait of Emma. Studie. 1895 г.
Особую известность получила XIV выставка Сецессиона 1902 года, которая была посвящена Людвигу ван Бетховену и вдохновлена его Девятой симфонией. Выставку организовал Йозеф Хофман. В центре выставочного павильона размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта. Аухенталлер, кстати, для этой выставки тоже написал большой фриз под впечатлением «Оды к радости» под названием «Радость - искра справедливости богов». Но из-за масштабности работы Климта фриз Йозефа был помещен где-то с краю, что даже вызвало, по воспоминаниям очевидцев, ссору между художниками. Впрочем, историки дают логичное объяснение ссоры – это недоразумение с расположением фризов произошло по роковой случайности. В день монтажа выставки Йозеф был в отъезде, а день спустя, когда он высказал свое недовольство, менять что-либо было уже поздно. Хотя бытует и обратная версия, что фриз Аухенталлера был все-таки выставлен напротив фриза Климта. Вообщем, результат ли это столкновения между авторами или стечение обстоятельств истории, но «Бетховенский фриз» Климта является сейчас одной из достопримечательностей галереи Бельведер в Вене, а работа Аухенталлера потеряна без следа.
Хочу заметить, что XIV выставка была не первым обращением художника к теме Бетховена.
Еще в 1898 году тесть Йозефа (напомню, ювелир) поручил зятю создать на своей вилле музыкальный салон и даже придумал ему название - "Beethhovenzimmer" (Комната Бетховена). Художник разработал и выполнил дизайн всей комнаты, включая двери, мебель, зеркала, фортепиано, лампы для витража и восемь живописных панно, вдохновленных Шестой "Пасторальной" симфонией композитора. Как известно, только небольшая часть этих деталей сохранилась до сих пор в частных коллекциях.
Примерно, с этого же времени художник «пристрастился» к изготовлению рекламных плакатов, в том числе и для ювелирной компании своего тестя. По плакатам, выполненным Йозефом между 1898 и 1906 годами, можно проследить эволюцию этого жанра. Среди клиентов художника были компании Aureol, Schott & Donath, Continental Pneumatik, Kathreiner’s Kneipp Malzkaffee и другие.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Отмечу, что огромный объем работы над фризом для выставки Сецессиона 1902 года сказался на здоровье художника, кроме того здоровье его дочери стало пошаливать. Жена Эмма решила поискать климат получше, финансовая стабильность позволила перебраться семье на Адриатическое побережье.
Градо
В 1903 году (по некоторым источникам – двумя годами ранее) Йозеф со своей женой Эммой и детьми Марией и Петером переехал жить в итальянский курортный городок Градо. Вернее, Градо, на самом деле, был небольшой рыбацкой деревушкой, ограниченной с одной стороны заливом Триеста а, с другой стороны – лагуной. В начале ХХ века деревушка находилась в пределах границ Австро-Венгерской империи, и она была выбрана австрийскими властями в качестве места для создания курортной зоны с санаториями и пансионатами.
С момента переезда Аухенталлера начинается отстранение его от Венского Сецессиона. Впрочем, сначала художник регулярно возвращался в Вену на зимний период, но вскоре стал словно «чужаком» в своем родном городе.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Allegoria. Donna con pappagallo. 1904-1908 гг.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Allegoria. Donna con maschere. 1904-1908 гг.
В 1903 году Йозеф задержался в Градо по делам, связанным с постройкой нового пансиона, и это стоило ему потери целого выставочного зала, который ему пообещали устроители очередной выставки Сецессиона. В результате Аухенталлер смог продемонстрировать только две картины. А через два года (в 1905) художник поддержал Климта и вместе с его сторонниками вышел из Сецессиона. Это, как отмечают историки, и стало началом «изоляции» Аухенталлера от венской художественной жизни в целом.
А вот в культурной жизни маленького курорта художник быстро стал популярной фигурой. По проекту архитектора Юлиуса Майредера был построен «Пансион Фортино», в котором Аухенталлер создал внешний и внутренний дизайн в стиле модерн. Пансион был построен на месте небольшой, наполеоновской эпохи крепости, от которой он и получил свое название «Фортино». Вскоре пансион стал популярным местом отдыха именно венской буржуазии.
[показать]
Auchentaller Die tönenden Glocken (Звон колоколов). 1903 г.
Эмма тоже не сидела, сложа руки, она создала прачечную, которая обслуживала «Фортино» и другие отели Градо, а также купила небольшой остров в лагуне, где выращивались фрукты и овощи для ресторана пансиона.
Предприимчивая Эмма много сделала для пропаганды Градо. По ее совету художник в 1906 году создал один из своих самых привлекательных и стильных рекламных плакатов - «Морской курорт Градо» (Seebad Grado), который многие годы был визитной карточкой города, тиражировался в печати, на открытках и плакатах.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Тот самый плакат.
Плакат был напечатан в Вене издательством А. Бергера и показал, что художник по-прежнему верен стилю модерн с его воздушной атмосферой и шармом.
Продолжал Йозеф плотно сотрудничать с металлургическим заводом и компаниями семьи Шейд, выполняя эскизы, разрабатывая дизайн ювелирных изделий, чем, как пишут историки, «способствовал популяризации бренда за пределами Австрии и развивал «международный культурный обмен»».
Непонятно, было ли это желание самого художника, но Йозеф почти не общался не только с бывшими друзьями и коллегами в Вене, но и с австрийскими художниками из «местных». Его друзья – австрийские художники Карл Молл (Carl Julius Rudolf Moll, 1861 – 1945), Вильгельм Лист (Wilhelm List, 1864-1918), Максимилиан Курцвейль (Maximilian Kurzweil, 12 октября 1867- 9 мая 1916), книжный иллюстратор Альфред Роллер (Alfred Roller, 2 октября 1864 – 21 июня 1935) и архитектор Отто Вагнер (Otto Koloman Wagner, 13 июля 1841 – 11 апреля 1918) наносили семье Аухенталлера редкие визиты.
В творчестве Йозефа в этот период по-прежнему используется стиль венского Сецессиона, только основными жанрами становятся портрет и пейзаж. Иногда он писал «угрюмо атмосферные» морские и прибрежные пейзажи и бытовые сцены.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Heumahd.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Boats in the harbour 1929 г.
Но чаще обращался к портрету. На выставке «Арт-шоу» (Kunstschau), организованной Климтом и его сторонниками в 1909 году, Йозеф представил портрет сына Петера.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Ritratto di Peter. 1906 г.
Картина «Цветные ленты» (Bunte Bänder, 1912), замечательный портрет дочери Марии Жозефы, вызвал положительные отзывы прессы и коллег на выставке в Дрездене в 1912 году.
[показать]
Josef Maria Auchentaller Bunte Bänder (Ritratto di Maria). 1912 г.
Оказалось, это были последние счастливые дни в жизни художника, поскольку вскоре на него, как из рога изобилия, посыпались беды и несчастья.
Во-первых, он узнал о длительном романе жены Эммы с местным красавцем – жителем Градо.
В июле 1914 года дочь Мария Жозефа покончила жизнь самоубийством, что потрясло семью и нарушило ее эмоциональную жизнь.
Менее, чем через месяц началась первая мировая война, и Аухенталлеры, бросив свой бизнес, поспешно уехали в Австрию. В 1915 году пансион «Фортино», как позже и весь городок, был реквизирован итальянскими властями. Семья вернулась в Градо в 1919 году и приняла итальянское гражданство.
Очередной удар поджидал художника в начале 1920-х годов. Лучшие картины и рисунки, приготовленные для персональной выставки в Аргентине, таинственным образом исчезли из мастерской художника. Они так никогда не были найдены, и местные краеведы убеждены, что картины и рисунки были просто уничтожены!
Они же пишут о том, что иммиграция в Италию, с одной стороны, решила финансовые проблемы семьи, но с другой, стала роковым шагом для творческой деятельности художника.
[показать]
[показать]
В 1922 году Йозеф создал плакат "Регата в Градо" для соревнований в этом городке. Этот плакат долгие годы считался вторым по популярности после рекламного плаката самого города-курорта. Этот плакат был найден не так давно историком искусства, профессором Эухенио Манзато и экспонировался на выставках, речь о которых впереди.
[показать]
Из поздних работ Аухенталлера историки называют его забавный автопортрет 1931 года (помещенный в начале поста) и эскиз портрета жены Эммы в 1945 году, в год ее смерти.
Сам художник умер накануне нового года 31 декабря 1949 года в Градо в возрасте 84 лет.
Послесловие
Творческое наследие художника составляют на сегодня примерно 400 картин, рисунков, иллюстраций, плакатов, дизайна текстильных и ювелирных изделий. Вскоре после смерти о художнике забыли, и имя Аухенталлера вернули широкой публике только в начале этого века.
[показать]
[показать]
[показать]
Еще в 1970-х годах у художника обнаружился поклонник и исследователь его творчества – Вера Фогельсбергер. Она в 1985 году написала диссертацию о творчестве Аухенталлера, которая к удивлению так и не была опубликована. Эта диссертация – прежде всего, первая серьезная попытка составить каталог картин и графики художника. Она же выяснила, что в настоящее время работ Аухенталлера практически нет в музеях Австрии, картины, написанные для венского театра в 1890-е годы, тоже не сохранились. Трудности с отслеживанием работ художника состояла в том, что все работы из личного архива художника, которые сохранились до настоящего времени, после его смерти были перевезены его наследниками в Южный Тироль и находятся в частных собраниях. Кстати, месторасположение многих картин и рисунков выяснила тоже Вера Фогельсбергер.
[показать]
[показать]
Сложность в индификации работ художника была еще в том, что Йозеф создал многие элементы и мотивы, которые успешно использовали его коллеги. Многие работы Аухенталлера до недавнего времени приписывались его коллегам – «сецессионщикам» Коломану Мозеру и Йозефу Хоффманну.
Уже в XXI веке было проведено несколько крупных ретроспектив Аухенталлера, поэтому фрау Фогельсбергер, умершая в прошлом году, дождалась результатов своей работы.
Надо отметить, что первая персональная выставка Йозефа Аухенталлера в Австрии состоялась в венском Музее Леопольда только летом 2009 года (!). Куратор выставки Роберто Форти задумал ее, как передвижную. Впервые выставка была проведена в апреле-сентябре 2008 года в муниципальном музее итальянского города Гориция, после этого работы Аухенталлера увидели в октябре 2008- январе 2009 года жители итальянского Больцано в галерее Чивика, а затем уже поклонники модерна австрийской столицы.
Выставки состояли из восьми разделов и включали в себя около 300 работ художника, включающих живопись, графику, плакаты, рисунки, ювелирные изделия и фотографии, многие из которых никогда не показывались публично. Кстати, эти выставки случились еще и благодаря готовности наследников получить оплату за предоставление работ своего предка в кредит.
[показать]
[показать]
Поэтому, надеюсь, имя Йозефа Аухенталлера станет по праву в один ряд с известнейшими художниками Венского Сецессиона – Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманном и др.
Источники -
1,
2,
3 ,
4 .