Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеДворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/3.Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау

Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц

Гатчинский дворец.
Гатчинский дворец в акварелях Эдуарда Гау
О.В. Петрова, главный научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»
Э.П. Гау впервые приехал в Гатчинский дворец в 1862 году в возрасте 55 лет. За плечами были годы плодотворной и успешной работы по заказу семьи императора.Свои первые зарисовки художник изобразил кабинет царствующего императора Александра II и два кабинета отца императора — Николая I: Большой военный кабинет и Малый военный кабинет. Все три кабинета располагались в недавно перестроенном Арсенальном каре Гатчинского дворца.
Затем работа по зарисовке интерьеров Гатчинского дворца прервалась на 12 лет до 1874 года, когда Гау получил официальный заказ на создание большой серии видов помещений этого здания. Сам художник в уведомлении Императорской академии художеств в 1880 году написал: «9 марта 1874 года государю императору благоугодно, чтобы я занялся изготовлением для его величества рисунков внутренних видов Гатчинского дворца» . Гау отметил, что за период с 1874 по 1880 годы он создал 56 акварелей, список которых художник приложил к уведомлению. В настоящее время в Гатчинском дворце находятся все 59 созданных Гау листов, включая изображения кабинетов Николая I и Александра II, нарисованных еще в 1862 году. Эти акварели до революции хранились в Гатчине в альбоме Александра II, после музеефикации дворца — в Гравюрном кабинете Гатчинского дворца-музея и в настоящее время представляют одну из наиболее ценных серий листов фонда акварелей и рисунков ГМЗ «Гатчина».
Среди парадных интерьеров XVIII века выделяется Белый зал — самое большое помещение бельэтажа (ил. 1). Он создан по проекту А. Ринальди в 1770-е годы. В конце XVIII века по периметру зала была установлена скульптура, включающая два подлинных античных бюста Антиноя и императора Каракаллы. Два зала бельэтажа (Малиновую гостиную и Тронную императора Павла I) украшали гобелены, вытканные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов (ил. 3). Это подарки короля Людовика XVI великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. В Тронной императрицы Марии Федоровны располагалась замечательная коллекция произведений живописи (ил. 2). Среди картин, плотно развешенных по стенам, находились работы известных европейских художников: Я. Милля, Д. Тенирса, Н. Берхема, Дж. Романелли, П. Батони. При императоре Николае I в 1850-х годах парадные помещения XVIII века были тщательно отреставрированы и на протяжении всего XIX века существовали как мемориал эпохи Павла I (ил. 4).
(ил. 4). Гау Эдуард Петрович (1807-1887)
Мраморная столовая 1880 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила
40,6 х 31,7 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-428-ХI
(ил. 1) Гау Эдуард Петрович (1807-1887)
Белый зал. 1880 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила
31,8 х 43,8 см.
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-430-ХI
Гау создал также 6 акварелей с видами личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа. В нижней части стен находились дубовые панели. Стены и потолки покрывали полихромные росписи с геометрическими и растительными орнаментами. Предметы, наполняющие эти интерьеры, свидетельствуют о вкусе императора и его интересах.
(ил. 3) Гау Эдуард Петрович (1807-1887)
Верхняя тронная императора Павла I, 1878 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила
42,8 х 29,5 см
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-423-ХI
(ил. 2) Гау Эдуард Петрович (1807-1887)
Тронная императрицы Марии Федоровны, 1877 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила
54,5 x 64,5 см
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-417-ХI
В состав личных комнат Павла I входила Нижняя тронная (ил. 5). Необычной чертой оформления этого зала было то, что тронное кресло в нем установлено на фоне крупноформатного портрета Петра I (картина приписывается работе Ф. Жувене). Известно, что Павел I с огромным уважением относился к личности Петра. Стены Верхней тронной были украшены пейзажами венецианских художников и портретами государственных деятелей XVIII века. На подзеркальном столике между вазами — гипсовый бюст короля Генриха IV. Портреты Генриха Наваррского встречались в личных комнатах Павла чаще, чем чьи бы то ни было, – 6 раз.
(ил. 5). Гау Эдуард Петрович (1807-1887)
Нижняя тронная императора Павла I, 1877 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила
41,5 х 28,7 см
ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-419-ХI

(ил. 6). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Овальный кабинет императора Павла I. 1877 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
31,5х35 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-418-ХI)
В Овальном кабинете с 1833 года находились вещи из кабинета Павла I в Михайловском замке: походная кровать императора, его одежда, ботфорты, трость и ширма (ил. 6). Эти предметы были переданы в Гатчинский дворец по завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
(ил. 7). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Башенный кабинет императора Павла I.
1878 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
38,7х29 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-424-ХI)
(ил. 9). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Оружейная галерея. 1880 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
42,7х30,4 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-431-ХI)
В Башенном кабинете в низких шкафах хранились книги и чертежи, которые Павел I всегда хотел иметь под рукой (ил. 7). Среди них мемуары министра финансов Генриха IV герцога де Сюлли, книги по морскому делу, религиозные сочинения. На акварели Гау на подоконнике видна библия, которая всегда находилась в этом помещении. По воспоминаниям современников, Павел I часами молился в кабинете перед библией.
После смерти Павла I последующие владельцы дворца сохраняли личные комнаты императора в неприкосновенности.
В серию созданных Гау акварелей вошли также изображения парадных помещений полуциркульных крыльев дворца. В западном крыле, соединяющем Центральный корпус с Кухонным каре, располагались Чесменская и Оружейная галереи (ил. 8, 9). Чесменская галерея была создана по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Первоначально галерея называлась Золотой (из-за позолоты на лепных орнаментах). Название «Чесменская» она получила в XIX веке благодаря украшавшим ее трем картинам художника Ф. Гаккерта с видами Чесменского боя. При Павле I через галерею совершались торжественные выходы в дворцовую церковь, иногда это помещение служило залом для многолюдных банкетов. В октябре 1799 года там отмечали свадьбы дочерей Павла I Александры и Елены. Рядом с Чесменской галереей находилась Оружейная (Арсенальная) галерея, созданная в 1823 году. Там можно было увидеть образцы изделий лучших оружейных мастерских России, Европы и Востока.
(ил. 8). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Чесменская галерея. 1877 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
38,4х31,1 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-422-ХI)
(ил. 10). Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Церковь Св. Троицы.
1875 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
32,5х45,6 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-451-ХI)
За галереями находилась Овальная комната. Ее стены украшали картины С. Ф. Щедрина с видами Гатчинского парка, которыми закрыли во второй половине XIX века росписи Д. Б. Скотти. Из Овальной комнаты по небольшому коридору можно было пройти в дворцовую церковь Св. Троицы (ил. 10). Церковь была устроена в башне Кухонного каре еще при Г. Г. Орлове, но перестраивалась несколько раз. На акварели Э. П. Гау церковь изображена после перестройки 1840-х годов, осуществленной по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Скульптор П. Дылев создал лепной декор этого интерьера, росписи стен и светового фонаря выполнили художники П. М. Шамшин и А. Ф. Перниц.
(ил. 11). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Греческая галерея. 1880 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
40,3х30,3 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-415-ХI
(ил. 12). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Арсенальный зал. 1876 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
28,5х44 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-403-ХI)
В восточном полуциркульном крыле, соединяющем Центральный корпус с Арсенальным каре, располагалась Греческая галерея (ил. 11). Она была оформлена по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Галерею украшали бюсты римских императоров, копии разнообразных античных статуй, картины «живописца руин» Гюбера Роббера. За Греческой галереей находилась комната Ротари, где размещалась коллекция картин этого известного художника середины XVIII века.
(ил. 13). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Большой военный кабинет императора Николая I. 1862 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
23,7х32,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-407-ХI)
(ил. 14). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877 г.
Бумага, карандаш,акварель, белила.
41,7х30 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-414-ХI)
Как уже отмечалось выше, главным во второй половине XIX века стало перестроенное Р.И. Кузьминым Арсенальное каре. Гау создал 57 акварелей с видами помещений этого корпуса дворца. Самое просторное помещение Арсенального каре — Арсенальный зал (ил. 12). Там проходили официальные обеды, устраивались любительские спектакли, придворные и члены императорской семьи играли в карты и бильярд. Для детей в зале были установлены горка и качели. Из Арсенального зала можно было пройти в личные комнаты императора Николая I и его супруги Александры Федоровны, находившиеся в восточной части Арсенального каре.

(ил. 15). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Дубовый кабинет императрицы Александры Федоровны. 1877 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
29,5х41,5 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-411-ХI)
(ил. 16). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Гостиная императрицы Александры Федоровны. 1876 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
29х47 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-410-ХI)
Атмосфера строгой упорядоченности царила в комнатах императора. В этих помещениях находилась мебель красного дерева строгих и лаконичных форм, выполненная Г. Гамбсом и П.П. Гамбсом в 1820-е и 1850-е годы (ил. 13). На стенах — акварели с изображениями фигур в военных мундирах разных эпох. Апартаменты императрицы были оформлены с большей роскошью (14, 15, 16). Стены некоторых помещений обиты тканями (шелк и ситец), лепка потолка позолочена, полы покрывали мягкие ковры с цветочным орнаментом. Мебель в стиле второго рококо гармонировала с лепкой на потолке и решением каминов. На стенах этих комнат располагались многочисленные портреты родственников императрицы и романтические пейзажи. Бронзовые люстры, канделябры и часы для новых интерьеров были созданы на петербургских фабриках Ф. Шопена и М. Лейхтенбергского.
(ил. 17). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Готическая галерея. 1877 г. Бумага,
карандаш, акварель, белила. 41,7х29,6 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-413-ХI)
(ил. 18). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Китайская галерея в Гатчинском дворце.
1876 г. Бумага, карандаш, акварель, белила.
44,2х29 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-409-ХI)
Вдоль личных комнат Николая I и Александры Федоровны протянулась Готическая галерея — замечательный образец неоготического стиля. В окна галереи были вставлены цветные стекла, создававшие иллюзию средневековых витражей. Другая галерея, также оформленная в неоготическом стиле, находилась на третьем этаже Арсенального каре. Она называлась Китайской, так как в ней экспонировалась уникальная по художественному уровню коллекция произведений китайских и японских мастеров, включавшая около 4000 экспонатов (ил. 17, 18).
(ил. 19). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Гостиная императора Александра II. 1877 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
29,4х41,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-405-ХI)
(ил. 20). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Кабинет императора Александра II. 1862 г.
Бумага,карандаш, акварель, белила.
32,6х25,9 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-455-ХI)
Комнаты семьи императора Александра II были оформлены архитектором Р. И. Кузьминым аналогично личным помещениям Николая I и Александры Федоровны. На потолках — изящная лепка, стены окрашены различными колерами или обиты тканями, паркеты простого геометрического рисунка, в некоторых комнатах – ковры с цветочным орнаментом (ил. 19, 20). Ореховая мебель в стиле второго рококо мастерской А. Тура соответствовала общему решению залов. В личных комнатах Александра II находилось много охотничьих трофеев, так как он приезжал в Гатчину главным образом на охоту. При нем в этот город была переведена Императорская охота и вблизи Дворцового парка построена целая егерская слобода. В помещениях Александра II на полу можно увидеть чучела медведей в виде ковров, на стене гостиной — голову зубра, убитого императором в Беловежской пуще.

(ил. 21). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Спальня императрицы Марии Александровны и императора Александра II. 1879 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
40,6х27,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-401-ХI)
(ил. 22). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Кабинет императрицы Марии Александровны. 1874 г.
Бумага, карандаш,акварель, белила.
29,5х41,5 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-402-ХI)
У комнат императрицы также была своя особенность (ил. 21, 22, 23). В некоторых ее помещениях (спальне, кабинете и ванной) стены были обиты вошедшим во второй половине XIX века в моду английским вощеным ситцем — чинзом. Этот красивый материал был удобен в использовании. Стены, затянутые чинзом, легко выдерживали влажную уборку.

(ил. 23). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Столовая императрицы Марии Александровны. 1874 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
42,7х29 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-449-ХI)

(ил. 24). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
5-я Комната детей Александра II (Кабинет великой княгини Марии Александровны). 1878 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
28,5х41,5 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-452-ХI)
Рядом с апартаментами Александра II находились помещения его детей. Э. П. Гау зарисовал три комнаты дочери Александра II – великой княгини Марии Александровны (ил. 24). Ко времени создания акварелей она уже вышла замуж за принца Великобританского и Ирландского герцога Эдинбургского Альфреда-Эрнеста-Альберта и в Гатчине практически не бывала. Поэтому ее комнаты носят характер запасных помещений дворца.
Хотя семья Александра II не слишком часто приезжала в Гатчину, именно этот император пригласил художника Э.П. Гау запечатлеть все имеющие художественное или историческое значение интерьеры здания.
(ил. 25). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Передняя на третьем этаже Центрального корпуса. 1870 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
27,7х41,2 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-434-ХI)

(ил. 27). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Спальня на третьем этаже Центрального корпуса. 1879 г.
Бумага, карандаш, акварель,белила.
42,2х28,8 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-436-ХI)
Одиннадцать из созданных Гау акварелей запечатлели гостевые комнаты третьего этажа Центрального корпуса (ил. 25, 27, 28). Эти комнаты были созданы в начале 1850-х годов по проекту Р.И. Кузьмина, но отделаны в 1860-е и 1870-е годы. В состав этих помещений входило несколько спален, гостиных и кабинетов. В интерьерах находилась мягкая мебель в стиле второго рококо, сделанная в мастерской А. Тура. На стенах можно было увидеть много живописных полотен. Ряд комнат украшали городские пейзажи известных венецианских художников-ведутистов Б.П. Белотто и Д.А. Каналетто. В других помещениях находились крупноформатные картины на исторические сюжеты и портреты. В Желтом зале по стенам были развешены портреты героев войны 1812 года, созданные художником Д. Доу (ил. 26). Это повторения его работ, выполненных для галереи 1812 года в Зимнем дворце.
(ил. 28). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Овальная комната на третьем этаже Центрального корпуса. 1879 г.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
38,2х30,7 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-443-ХI
(ил. 26). Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Желтый зал на третьем этаже Центрального корпуса. 1879 г.
Бумага, карандаш,акварель, белила.
43,6х28,7 см.
(ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-435-ХI)
Акварели Э.П. Гау привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства, фактуры материалов. Художник виртуозно владел различными приемами построения перспективы и стремился, чтобы выбранная им точка зрения давала наиболее эффектное восприятие пространства. Построение перспективы в карандаше художник выполнял в мастерской, используя обмерные чертежи залов (планы и развертки стен) [27]. Исходя из особенностей интерьеров, Гау выбирал фронтальный или косоугольный метод построения перспективы. Чаще всего он использовал фронтальную перспективу, при которой одна из стен помещения находилась параллельно плоскости листа. Этот метод построения перспективы позволял оставить одну из стен без изменения и значительно уменьшал количество искажений. Гау использовал прием «отхода» за пределы зала, что значительно увеличивало охват изображаемого пространства. Иногда художник специально сжимал пространство, дорисовывал части интерьера, не попадающие в построение. В готовой перспективе зала художник размещал предметы, заранее зарисованные с натуры. После этого Гау переносил карандашное построение на чистый лист для работы в цвете. Художник создавал свои работы в технике цветной отмывки, многократно покрывая цветовым слоем лист с постепенным усилением тональности всего изображения. В некоторых случаях для достижения большего художественного впечатления Э.П. Гау применял дополнительные материалы. Он мог углубить тон, прописывая поверхность изображенного предмета яичным белком, подслащенной водой или гуммиарабиком. Эти субстанции имитировали лак и закрепляли поверхность. Для создания иллюзий того или иного материала Гау применял ретушь. Художник также использовал белила, чтобы выделить объем того или иного предмета[28]. Цветовая гамма акварелей Гау холодная, контуры предметов всегда четко обозначены.

Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Туалетная императрицы Марии Федоровны. 1880.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Гостиная императрицы Марии Александровны в Гатчинском дворце
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Аванзал. 1880.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны. 1878.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Туалетная императора Павла I. 1877.
Бумага, карандаш, акварель, белила.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Малый военный кабинет императора Николая I в Гатчинском дворце. , 1862 год.
Из собрания ГМЗ "Гатчина"
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Приемная Николая I
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Приемная Александра II.
Гау Эдуард Петрович (1807-1887).
Камердинерская
Нижняя кавалерская
Зелёная угловая комната в Гатчинском дворце
Акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были последней большой серией работ художника. Не известно, когда он прекратил свою творческую деятельность. Во второй половине 1880-х годов произошли перемены в личной жизни акварелиста. Он женился в 1886 году на Эмилии Марии Лилье. Э.П. Гау был женат дважды. Сведений о его первой жене не сохранилось. От первого брака у Гау было два сына: Ричард и Артур. Скончался художник 22 декабря 1887 г. в Дерпте и погребен в этом же городе 27 декабря[29]. Блестящим памятником творческого пути Э.П. Гау являются сохранившиеся в различных собраниях созданные художником акварели.
Парадная опочивальня Гатчинского дворца,
акварель Премацци, 1872
Работы Э. П. Гау — это не только замечательные произведения искусства, но в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны Гатчинского дворца, и в настоящее время к ним часто обращаются реставраторы.
https://gatchinapalace.ru/special/publications/collection/gau.php
[url]https://gatchinapalace.ru/gatchina/history.php[/u
http://www.pushkinmuseum.ru/?q=exhibition/vystavka-gatchinskiy-dvorec-v-akvarelyah-eduarda-gau-i-luidzhi-premacci-po-8-aprelya&ysclid=lolm7b69bu303926179
**************