Очевидно, что единицей культуры и носителем её является человек. Есть смысл говорить только о высококультурном человеке. Сначала договоримся, что его культура – выше культуры его общества, так как она – среднее от массы. Причём эта средняя режет высокую не пополам, а ниже, ниже. Упомянутый человек – настолько редкий экземпляр, что его нет в правительствах! А ведь там его место, там!
Где он среди нас? Кто он? Мы не можем его увидеть, так как не можем применить критерий, о котором я говорю ниже – не с кем сравнивать! Поэтому мы не можем говорить о высоте культуры общества. А средняя – увы! Она ниже, ниже средины культуры высокой и одинокой.
Человеческую культуру составляют множества искусств. Кто такой – служитель искусства? Это человек, который умение пропускает через свой талант. Значит, максимальная высота какого-либо искусства – это умение гения! Но нет людей, умеющих быть гениями во всех искусствах! Только в одном! Гениальный сыщик Холмс играл на скрипке, но скрипачом был посредственным. Гениальный химик Менделеев открыл таблицу элементов и изобрёл водку, но как пьяница он неизвестен. И так – во всём.
Нередко можно слышать о ком то: «О! Это очень культурный человек! Он такой эрудированный!» Но эрудиция не есть признак культурности. Она даже не часть её, так как не проходит по реестру искусств. Эрудированность говорит только о хорошей памяти субъекта. А субъект может быть препротивнейшим типом!
Другое дело, если эрудит искусно применяет накопленную информацию в каких-то своих делах, занятиях, хобби, наконец – это можно отнести к его культурности. Всё зависит от степени его талантливости.
И, безусловно, главным критерием культурности является качество отношений между людьми. Начиная с отношений между двумя партнёрами и заканчивая отношениями между обществами.
Смешно, но максимальный балл по этому критерию общество получает тогда, когда все его члены закончили на отлично курс «Хорошего тона».
То есть едят своих оппонентов или приносят себя в жертву -- только при острой необходимости для общества.
Не думаю, что когда-нибудь найдут ген культурности. Но не сомневаюсь, что она – продукт воспитания и обучения, направленного на создание полноценного члена общества. В то же время не вижу общественной программы такого направления. Обучаемся – «чему-нибудь и как-нибудь», как будто не существует приоритета общества. Но ведь без закладки его вместе с манной кашей любому обществу светит, мягко говоря -- больное будущее. Оно теряет смысл существования, превращается в стадо «баранов-индивидуалов». Ещё не слышали о таких? Попробуйте представить.
И очень легко представить руководителей такого общества. Все знают, что вожаком бараньего стада назначают козла. Всем советую пополнить свои запасы эрудиции, почитав о козлином менталитете. И вы сразу увидите портреты множества знакомых вам вождей! И сразу вспомните список сгинувших под их руководством обществ-государств.
Становиться понятно, что культурных людей не назначают козлами, а козлы не бывают высококультурными. Печаль этой картины имеет много причин, требующих крутых постановлений. Для нас же должно быть понятно, что культурность (одного) и культура (всех) – не вещь в себе. Они – есть суть и смысл, электронное облако общества как атома. Мы же все знаем, что атом – самая прочная частица материи и расколоть её можно только вместе с Землёй.
Теперь понятно, как должен выглядеть и что нести в себе высококультурный человек? И почему их нет у нас? На последний вопрос вы должны ответить сами.