[показать]Прежде чем пойти за покупкой канцелярских принадлежностей, мне нужно было понять, куда все это должен ребенок складывать, и, как всегда, стала просматривать журналы, Интернет, расспрашивать знакомых и вспоминать из собственного опыта покупок для племянников. В данной статье я постараюсь поделиться с вами некоторыми наблюдениями.
Итак, ранец, портфель, рюкзак, сумка – сколько названий и видов, столько и вопросов у родителей – Что из этого выбрать? Какой должен быть? Как выбрать нужное?
Первый вопрос. Ранец или портфель? А может рюкзак?
Для того, чтобы понять, что это за вещи и чем они отличаются, заглянем в словари (привожу здесь вырезки о значениях слов, непосредственно относящиеся к предмету нашего разговора).
Ранец [нем. ranzen] - походная военная или ученическая сумка, которую носят на спине (Сл. иностр. слов); сумка из кожи или другого материала, носимая с помощью заплечных ремней, лямок на спине (Новый толково-словообразовательный сл. рус. языка Т.Ф.Ефремовой); жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором. Ученический р. Солдатский р. (Толковый сл. под ред. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой); немецкая солдатская котомка, для запасной одежды, белья, пищи и пр. (Толковый сл. В.И.Даля); сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (устар.) школьников - для книг и учебных принадлежностей (Толковый сл. рус. языка под ред. Д. Н. Ушакова); Мешок, карман, киса, кошель, котома (котомка), калита, куль, сума (сумка), торба (Cл. синонимов Н. Абрамова).
Портфель [фр. portefeuille < porter носить + feullle лист] - большая сумка с застежкой для ношения деловых бумаг, книг, тетрадей (Сл. иностр. слов); Сумка с застежкой для ношения деловых бумаг, книг, тетрадей и т.п., а) устар. Папка для бумаг. б) Бумажник (Сл. Т.Ф.Ефремовой); Род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. Кожаный п. (Сл. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой); большой бумажник, сумка для деловых либо частных бумаг или писем (Сл. В.И.Даля); Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. Туго набитый портфель. (Сл. Д.Н.Ушакова); Кошель, кошелек, бумажник, карман, киса, кисет, мошна, портмоне, папка (Cл. Н. Абрамова).
Рюкзак [нем. rucksack] - особый заплечный мешок для вещей (Сл. иностр. слов); 1) Заплечный вещевой мешок. 2) Заплечная сумка или сумочка как принадлежность дамского туалета (Сл. Т.Ф.Ефремовой); Заплечный вещевой мешок с карманами. (Сл. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой); Заплечный мешок для вещей, употр. туристами (Сл. Д.Н.Ушакова).
В целом, из приведенных словарей складывается понимание, что все эти слова можно объединить общим понятием «сумка», но есть все-таки небольшие отличия. Отбросив смешные в современном понимании толкования этих слов, из словарей понимаем: ранец и рюкзак объединяет то, что и тот, и другой носят на спине, отметим этот немаловажный фактор. Вместе с тем, портфель и ранец изготавливают четырехугольными (а это как раз – «форма» спины), из кожи (это к вопросу о прочности), и предназначение их – ношение внутри них бумаг, тетрадей и книг (имеет непосредственное отношение к нашим первоклашкам).
Теперь об отличиях:
Портфель имеет горизонтальную форму, и только одну длинную лямку, так что его придется носить на одном плече, что чревато искривлением позвоночника.
Рюкзак и сумка – это более мягкие, модные и молодежные вещи, которые могут быть все с теми же двумя лямками или одной, разных размеров и форм, имеют большое количество внутренних отделений.
Главное, что выделяет ранец из общих значений – то, что он с двумя лямками, надевается на оба плеча, прямоугольный, с жесткой конструкцией, имеет специальное пластиковое дно или ножки для большей устойчивости на поверхности, а также имеет мелкие кармашки внутри и снаружи для различных принадлежностей и необходимостей.
Итак, на вопрос: что выбрать? – однозначный ответ: Ранец!!! Почему выбор пал в пользу ранца, вы поймете, прочитав следующую часть статьи.
Второй вопрос: Каким должен быть ранец для первоклашки?
Мне на одном из Интернет- ресурсов очень понравилось пошаговое объяснение выбора ранца, и я решила также «разложить по полочкам» этот процесс. Но почему-то все пошаговые объяснения имеют один существенный для меня недостаток – они начинаются с конца – то есть выбор предлагают начать со спинки, лямок и т.д., и последним этапом ставят необходимость совета с ребенком. Мне кажется нецелесообразно переворошить кучу ранцев, чтобы потом дитя сказало «Нет!» на удобный, дешевый, качественный, и мало ли еще какой, по вашему мнению, портфель. Поэтому, первым шагом я определяю:
1. Дизайн
Приведите в предварительно выбранное Вами удобное и разнообразное, в плане выбора вещи, место ребенка и укажите ему на полки с ранцами. Пусть выберет все, что ему нравится по внешнему виду, рисунку на лицевой стороне, наполнению, и даже по запаху! Многие дети сейчас уже в этом возрасте имеют кумиров и любимых героев, особенно «мультяшных». Продавцы и производители знают об этом, и выпускают огромное разнообразие ранцев с изображением, которое обязательно понравится вашему малышу. Пусть выберет сам! Иначе, нежелание носить выбранный вами ранец может перенестись и на учебу в целом. А вот если он сам выберет приятную для себя модель, вы можете быть уверенными, что 1 сентября начнется без слез. По крайней мере, не по поводу ранца!
Важно!
То, что подойдет первокласснику, не всегда
уместно для школьника четвертого класса.
В зависимости от планов и кошелька,
выбирайте не надоедливый
и не слишком «детский» дизайн.
А теперь разложите выбранные ребенком ранцы и отпустите его погулять с кем-то из взрослых, дальше возьмите распечатанную памятку, которую я разместила ниже, и пошагово рассматривайте каждое из изделий.
2. Материал
Материал для ранца должен быть:
a) гигиеничным
в) водоотталкивающим
c) лёгким
d) прочным, для предотвращения от механических воздействий
e) удобно и легко отстирываемым
f) морозоустойчивым
g) хорошо сохраняющим форму
h) равномерного и стойкого окраса
i) без резких и посторонних, а значит вредных, запахов.
Таким материалом, по мнению экспертов является плотная синтетика, например нейлоновая ткань, либо пропитанная джинсовая ткань, и, разумеется, кожа. Естественно, не советую покупать вещь из пленки и кожзаменителя.
3. Вес
Обычно, серьезные производители указывают вес и размеры своих изделий и дают рекомендации по использованию. Но мы, на всякий случай, более расширенно рассмотрим этот важный вопрос.
Из большинства источников я узнала, что «американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать максимум 15% от веса школьника и 10% массы тела первоклассника», и чем меньше, тем лучше! Множество сайтов, статей, книг от имени медицинских учреждений, ведомств и ассоциаций врачей вторят этим исследованиям. И даже стандарт DIN-58124, разработанный Немецким Институтом по Стандартизации, прямо указывает: «Вес наполненного ранца не должен превышать 10% веса тела ребенка». В противном случае, по их мнению, это приведет к искривлению позвоночника и нарушению осанки, болям в пояснице и спине, и ухудшению деятельности опорно-двигательного аппарата ребенка.
Для каждого возраста рекомендуют свои гигиенические нормативы веса школьной сумки, поэтому с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями ранец весит:
• 1-2 класс – 1,5 кг
• 3-4 класс -2,5 кг
• 5-6 класс – 3 кг
• 7-8 класс- 3,5 кг
• 9-11 класс – до 4 кг
Обычно на каждом изделии проставляется маркировка, для какого возраста предназначен данный ранец. Поэтому в некоторых источниках приводится разделение по возрасту:
• 6 - 8 лет до 2 кг
• 9 - 13 лет до 3 кг
• 14 лет до 5 кг
• 15-16 лет до 6 кг
Таким образом, если в среднем содержимое ранца должно весить до килограмма, то пустой ранец для первоклассника должен весить 500-800 грамм!
Однако, только в одном из десяти источников я встретила противоположное мнение: «Многочисленные утверждения о том, что ранцы современных школьников «слишком тяжелы и перегружены», не подтверждены никакими научными доводами!», и даже «эксперты Немецкого Института по Стандартизации в Берлине не знают», на чем основывается данное утверждение.
И далее авторы приводят данные: «Спина ребёнка не может переносить те же нагрузки, которые по силам только взрослому человеку. В то же время, спина ребёнка не является такой уж слабой - зачастую её отдельные элементы просто недостаточно тренированы. Самая важная часть спины - это позвоночник, который у детей еще недостаточно жёсток и поэтому легко деформируется. Однако правильную осанку формирует не столько сам позвоночник, сколько мышцы корпуса тела, поскольку именно мышцы помогают удерживать тело в вертикальном положении. При здоровой осанке брюшная мускулатура и мускулатура спины работают слаженно. Но только крепкая и развитая мускулатура тела может удерживать его в правильном положении. Даже простое удержание тела в вертикальном положении на самом деле требует значительных сил, а этого слабая или нетренированная мускулатура обеспечить не может. Возникающее вследствие этого отклонение от «идеальной линии» и вызывает с течением времени нарушение осанки, которое в дальнейшем поддается исправлению с большим трудом. Для того, чтобы наполненный ранец был не слишком тяжёлым для ребёнка, собственный вес ранца должен быть в диапазоне от 1,1 кг до 1,4 кг. Меньший вес ранца означает пониженную жесткость, слабые защитные функции и низкую комфортность!»
Итак, исходя из предпосылки, что самые легкие ранцы весят 500 г, самые тяжелые до 1,5 кг, а самые популярные 1,1 кг, из двух зол выбираем среднее: однокилограммовый пустой ранец - то, что нам надо!
4. Размер
Оказывается, к размеру ранца тоже разработаны требования:
• длина: 300-360 мм;
• высота передней стенки: 220-260 мм;
• ширина: 60-100 мм.
Конкретно по нашему первокласснику мы замеряем так: измеряем высоту спины и ширину плеч ребенка и берем меньшей высоты и ширины спинки ранец, при чем верхний край ранца не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
Важно!
Никогда не стоит покупать ранец "на вырост"
– он не удобен, и искривит позвоночник.
И не забудьте, что формат учебников и тетрадей для первоклашек в большинстве своем А4 - поэтому ранец должен вмещать в себя этот размер свободно.
5. Спинка
Очень много мнений и споров относительно «ортопедичности» и «обычности» спинки ранца. Не вдаваясь в полемику, решим для себя так:
Конструкция ранца должна быть такой, чтобы при ношении он располагался ровно на спине школьника. Поэтому требования таковы: жесткая, но не давящая, не «деревянная», спинка, фиксирующая позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки также предотвращает от отвисания под тяжестью предметов в ранце и от того, что углы учебников вопьются в спину ребенка. На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани (холлофайбера), что предотвращает запотевание спины ребенка, а также «мягкие подушечки» из поролона или гибкого пластика для смягчения жесткости. Прочное днище избавляет ребенка от неравномерно распределенной нагрузки. Спинка ранца не должна быть очень толстой и очень мягкой, иначе ранец будет сидеть слишком свободно. Иногда жесткая форма ранца обеспечивается имеющейся внутри алюминиевой рамой.
Но!
Учтите, что чем жестче спинка
— тем тяжелее ранец.
Следите, чтобы он не давил на бедра
школьника, и не затруднял его дыхание.
Спинка может быть не только ортопедической, но и анатомической, то есть задняя часть ранца выполняется таким образом, чтобы снять нагрузку с наиболее подверженных усталости мышц ребенка. Вот это очень даже приемлемый вариант, я думаю.
6. Лямки, или плечевые ремни
Важные параметры лямок:
a) эластичность, мягкость, не «режущая» тело;
в) крепость и прочность, прошитые несколькими строчками;
c) длина - минимум 50 см максимум – 70 см, ширина - не меньше 4-8 см;
d) регулирующая металлическая или пластиковая пряжка, позволяющая менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка, она не должна расстегиваться сама, но и должна быть по силам слабым детским ручкам;
e) дополнительный слой мягкого материала, чтобы ремни не врезались в плечи ребенка, но, имейте ввиду, что материала не должно быть слишком много, иначе лямки будут легко соскальзывать;
f) яркость, светоотражающие полосы, чтобы ребенок был виден автомобилистам не только сзади, но и спереди.
g) иногда могут иметь крючки, на которые можно подвесить физкультурную форму, брелок, школьной проходной или забавную подвеску.
7. Ручки, «ножки», колёсики
Ранцы, в отличие от рюкзаков, как правило, имеют ручку, а некоторые из них имеют и ручку для ношения, и петлю для подвешивания. За эту ручку ранец сможете носить и вы.
Понятно, что ручки ранца должны быть гладкими, прочными, с простроченными краями, на них не должно быть вырезов, выпуклостей или острых (выступающих) деталей. Лучше, если ручка будет иметь резиновый чехол.
В отношении удобства для рук школьника есть интересная деталь – у некоторых из ранцев неудобная тонкая ручка, вещь будет висеть под углом. Это сделано специально, чтобы ребенок не тащил ранец в руках, а надевал его на спину.
Но для детей, которым по каким-либо причинам нельзя носить ранец за плечами, или для тех, кому просто не нравится носить тяжести на себе, можно везти за собой ранец на колесиках за ручку. Длина захвата для ручки должна составлять минимум 8 см.
Чтобы дно ранца не портилось, а ткань не рвалась от трения о пол, могут быть предусмотрены специальные «ножки» из пластмассы либо могут быть прорезинено все дно сумки.
8. Всякие мелочи, не очень важные для одних, и наоборот.
Просто перечислим их с указанием некоторых плюсов и минусов:
1. Молния. Естественно, она должна легко раскрываться и закрываться, без причинения неудобств.
2. Замки. Застежки в идеале должны быть металлическими. Пластиковые менее долговечны, но легче и имеют возможность отражать свет.
3. Бутылка для воды с плотной крышкой и специальное крепление для нее. Плюс – доступность ребенку всегда чистой воды, не из школьного крана, минус - вода увеличивает вес ранца и сложно регулировать ее температуру.
4. Дождевик надевается на портфель во время дождя или снега и позволяет сохранить его сухим. Но: лишнее занятое место и лишний вес обеспечены.
5. Термосекция выполнена по принципу термосумки и хорошо сохраняет тепло. Может понадобиться, если ребенку нужна специальная диета или ребенок не любит еду из столовой.
6. Иногда ранец содержит в комплекте пенал, мешок для обуви и кошелек того же дизайна и материала. Плюсы – красота и упрощение выбора дополнительных принадлежностей. Минус – более высокая цена.
7. Именные этикетки - специальное окошечко, куда можно вставить карточку с именем ребенка и его классом. Плюсы очевидны, минус – доступность информации любому, поэтому этикетки должны быть расположены внутри ранца.
8. Светоотражающие элементы. Располагаться могут спереди, на лямках и на боковых карманах. Чем больше полос — тем лучше.
9. Функциональные кармашки и отделения. Очевидный плюс – места для разных мелочей, которым не надо соприкасаться друг с другом. Чем больше отделений, тем больше в нём будет порядка и нужную вещь школьник найдёт без труда. Ну и сотовый телефон лучше хранить внутри ранца, чем носить на виду прикрепленным на ремень или одежду ребенка.
Итак, мы рассмотрели все параметры ранца, теперь осталось ответить на последний вопрос: Как выбрать?
Как выбрать из множества вариантов по различным параметрам и свойствам я немного описала для вас выше, по ходу рассказа о том, каким должен быть ранец для нашего первоклашки. Из наименований, производителей, цен и т.п. выбор конечно, всегда за вашим ребенком и вами, мне остается только привести их наименования, описание ранцев встречается довольно часто на различных ресурсах, не буду на этом заострять внимание.
Итак, на рынке у нас есть дорогие ранцы, средние и дешевые. Как и любой товар в нашей стране, к дорогим относятся изделия производителей, специализирующихся на разработках, исследованиях и соответствиях всем мировым стандартам и так далее. Это, конечно же мировые бренды Herlitz, Samsonite, Scout, Hama GmbH & Co KG (Германия), ЭМИПО (Чехия), Busquets, Derby, Tiger Family. Их встретишь только на отдельных интернет-магазинах и в нескольких магазинах.
Второе место нашего «хит-парада» занимают ранцы производства России. Очень хорошие ранцы, по хорошей цене, отвечающие всем стандартам, но по дизайну и «наворотам», конечно уступающие первым.
Ну и третье место отдаем нашим другим соседям – Китаю. На китайские ранцы натыкаешься везде – даже в «крутых» бутиках, можно и там конечно купить, чтобы не «тащиться» на «Барахолку». Но, побывав вчера на пресловутой «Барахолке», я поняла, что можно купить за отличную цену хороший товар, просто надо долго ходить и искать. Ведь нельзя сказать, что китайское – это дешевое, значит не качественное. Встречаются и замечательные экземпляры, которые особенно нравятся детям, например, с изображениями любимых героев, по части которых соседи наши специалисты.
И все таки, идти за покупкой предлагаю вам в супермаркеты и магазины канцелярских товаров, где выбор огромен, цены не «кусаются», отношение хорошее, обстановка не напрягающая. Но, конечно, наш товар можно купить и в книжных, детских, туристических, галантерейных («сумочных») магазинах, в больших и маленьких супер- и мега- маркетах.
И последний шаг - давайте наполним ранец какими-нибудь вещами из магазина. Таким образом, вы сразу увидите все недостатки и достоинства выбранного изделия. Ну и позовем нашего будущего школьника и дадим его примерить ребенку.
Осталось провести небольшой инструктаж по ношению нашего «багажа знаний» с наглядным показом и рассказом. Приведем несколько «Не стоит» и «Желательно» для нашего первоклашки (конечно, лучше было бы написать «Нельзя» и «Нужно», но мы же с вами хорошие родители и не употребляем таких жестких слов):
• Не стоит к той части ранца, которая соприкасается со спиной, располагать предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. Желательно договориться с ним что это будет отделение для твердых книг или других более тяжелых предметов.
• Не стоит носить рюкзачок на одном ремне. Желательно, лямки выровнять по длине, чтобы ранец плотно прилегал к спине и его было удобно носить, не искривляя спину. Ремни должны прочно крепиться посередине верхнего края в местах крепления ручки.
• Не стоит носить долго ранец в руках. Желательно браться за ручку только для того, чтобы ранец надеть, снять или повесить на вешалку.
• Не стоит носить в ранце вещи, существенно увеличивающие вес его содержимого. Желательно хранить часть учебных материалов в школе.
• Не стоит класть вещи в ранец «на запас». Желательно - только то, что необходимо именно сегодня на уроках.
• Не стоит складывать предметы в «кучу». Желательно распределить так, чтобы внутренние отделения использовать для книг и тетрадей, а наружные - для мелких предметов, бутербродов и бутылочек с водой.
• Не стоит использовать ранец не по назначению. Желательно беречь его от лишних перегрузок и стрессов.
Теперь выпишем самые важные памятки в блокнот и пойдем «выбирать ранец для любимого первоклашки»:
1. Материал – нейлон, джинса, кожа.
2. Вес пустого ранца – 800 грамм - 1 кг, полного – 1,5 - 2 кг.
3. Размер: длина: 300-360 мм, высота передней стенки: 220-260 мм, ширина: 60-100 мм. Должен вмещать формат А4.
4. Ортопедическая или анатомическая спинка, с прокладкой из холлофайбера, прочное днище.
5. Плотные широкие прошитые лямки, длина - 50 – 70 см, ширина - не меньше 4-8 см, с пряжкой и крючками.
6. Наличие ручек, «ножек», колесиков для удобства и устойчивости.
7. Хорошо работающие молнии, замки.
8. Яркость, дизайн, светоотражающие элементы.
9. Удобное внутреннее устройство и дополнительные секции и принадлежности.
10. Функциональные кармашки и отделения.
11. Именные этикетки.
Та же картинка, что и наверху,- все параметры выбора ранца
Как обычно, очень надеюсь, что Вы почерпнули из моего обзора что-то полезное.
Желаю удачного выбора!
Подробнее смотрите тут Ранец для первоклассника