[240x373]...Я не художник-декоратор.
Называйте меня, как хотите,
современная живопись
не признает границ...
Альфонс Муха
Двадцативосьмилетний чешский художник Альфонс Муха приехал в Париж, чтобы совершенствовать свое мастерство. Позади были первые детские пробы таланта в годы учения в Брно (так и не оконченного по причине прогулов и прохладного отношения к урокам Закона Божьего), отказ в приеме в Пражскую академию искусств на том основании, что «полностью лишен таланта», учеба в Мюнхенской академии изобразительных искусств, куда был принят сразу на третий курс за высокие способности и уверенное владение кистью.
А между этими вехами чего только не было: служба мелкой сошкой в суде – для заработка, работа маляром, рисование уличных портретов, декораторские работы в театрах, роспись стен и потолков в апартаментах толстосумов. Но не будь этих настенных и потолочных амуров, амазонок, диковинных цветов и т.п., не случилась бы встреча молодого художника, тогда еще практически самоучки, с графом Куэном, пригласившим его для аналогичного оформления замка Эмманофф в Судетах, а затем – тирольского замка Хандесс, принадлежащего брату родовитого заказчика.
Граф, оставшийся весьма удовлетворенным видом интерьеров, преображенных рукой живописца-любителя, сделал широкий жест покровительства в пользу талантливого художника: оплатил обучение Альфонса Марии в Мюнхене, а затем отправил его за свой счет в Париж.
Итак, в 1887 году молодой человек впервые в жизни ступил на мостовую Монмартра, чтобы учиться в академии Жульена. Едва освоившись в новой обстановке и уже начав грезить о первой персональной выставке, получил сообщение от своего мецената о том, что в связи с финансовыми затруднениями тот прекращает высылку денег.
Началось, по его собственным словам, «страшное время трудностей и лишений». Оставшись без средств к существованию, А.Муха экономил на еде, чтобы купить краски, но семью не только не стал беспокоить, но еще и писал, как успешен, и подкреплял это заявление подарками.
На что же существовал бедный художник? Подрабатывал на всякой мелочи типа ресторанных меню, визитных карточек, календарей, афиш и т.п. В числе прочего начал иллюстрировать книги и так преуспел, что получил заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».
… Рождественские подарки бывают чудом не только в детстве, и нашему герою, к счастью, довелось это испытать. В канун Рождества 1894 года он получил очередной театральный заказ: нужно было создать афишу к премьере спектакля «Жисмонда» в театре «Ренессанс». С нее, придуманной и воплощенной за одну ночь, и началась настоящая слава Альфонса Мухи.
[240x160]
Сама Сара Бернар (а это был ее театр) выразила восхищение, пожелала познакомиться с автором и устроила его главным декоратором в названном «храме искусства». По контракту сроком на шесть лет художник помимо афиш оформлял декорации и костюмы для спектаклей, и великая актриса была его Музой.
[240x657] Но кроме того, на художника с той рождественской поры, как конфетти из хлопушки, посыпались заказы на рекламу шампанского, мыла, шоколада, спичек, папиросной бумаги, – чего угодно; подготовку календарей, открыток, игральных карт… В феврале 1897 года в Париже состоялась его первая выставка, где было представлено 448 рисунков, плакатов и эскизов. Успех был оглушительным, и экспозиция затем демонстрировалась в Вене, Праге, Лондоне. Его уже называют основателем «арт нуво», т.е. модерна, юнгштиля и т.д., в конце концов, все сводя к понятиям «стиль Мухи» и «La Femme Muchas» (роскошная, чувственная и томная женщина).
[240x311] Он создает декоративные панно, эскизы ювелирных украшений, разрабатывает дизайнерские и архитектурные проекты, в том числе весьма значимые, но… мечтает о живописи. Для воплощения мечты отправляется в США, чтобы подзаработать на портретах и взяться за осуществление замысла.
Но перед этим маэстро женился на Марии Хитиловой, и взаимная любовь Альфонса Марии и его ненаглядной Марушки согревала сердца супругов до последних дней жизни художника. Им не мешала двадцатидвухлетняя разница в возрасте, они не обращали внимание на финансовые долги, – счастье зиждилось на неугасимом светлом чувстве.
[240x391] Америка, куда молодая семья прибыла в 1906 году по приглашению общества иллюстраторов, встретила плакатами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен!» и не преминула воспользоваться европейской популярностью художника в области рекламы и дизайна.
Тем не менее, А.Мухе удалось снискать славу на поприще портретного искусства. В 1909 г. он написал портреты двух дочерей американского промышленника и дипломата Чарлза Р. Крейна, которого ему в ходе общения удалось заразить давно задуманной идеей создания Славянской эпопеи и заключить контракт на ее живописное воплощение.
Со страстным намерением взяться за реализацию проекта А.Муха возвращается в Чехию, пишет одиннадцать больших полотен, они впервые с большим успехом демонстрируются в США, продолжает писать (всего создано 20 картин) и в 1928 году вместе с Крейном передает их в дар Праге. Круг художественной критики не воспринял эти монументальные картины как высокохудожественные, католическая церковь тоже выразилась определенным образом… Мастеру афиши и интерьера указали на место и отказали в признании его «серьезной живописи».
Зато нацистские оккупанты, вторгшиеся в Чехию в 1939-м, проявили пристальное внимание к славянскому циклу А.Мухи, и 78-летнего художника, недавно с трудом перенесшего пневмонию, вызвали на допрос в гестапо. Вскоре он умер. Сами полотна фашистам найти не удалось, они были спрятаны в бомбоубежище, где – увы – пострадали, так что потребовалась реставрация.
А что сейчас? Бережно хранятся первые эскизы чехословацкого государственного знака, чехословацкой марки и ряда банковских билетов, которые Альфонс Мария Муха сделал в 1918 году по поручению государственной власти вновь образованной Чехословацкой Республики.
Открытки его до сих пор тиражируются, а плакаты и афиши расходятся арт-постерами. Славянская эпопея находится в старинном замке Моравски-Крумлова, неподалеку от родного Альфонсу Мухе городка Иванчице, где он родился 24 июля в 1860 году и благодаря неуемным заботам отца получил в юности возможность искать пути творческой самореализации.
В последние десятилетия все чаще раздаются голоса, что живопись А.Мухи – вершина чешского монументального искусства. И, как говорят, уже разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка специального здания для экспонирования славянского цикла самого знаменитого художника Чехии. Поживем – увидим.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30633/
| Декоративное панно из серии «Звезды» 1900 | |||
|
|
|
|
| Лунное сиияние | Утрення звезда | Вечерняя звезда | Северная звезда |
| Декоративное панно из серии «Времена года» 1896 | |||
|
|
|
|
| Весна | Лето | Осень | Зима |
|
|
|
|
|
Танец 1896 |
Монако и Монте-Карло 1897 |
Транспортные услуги 1902 |
Сдельная работа 1896 |
|
|
|
|
|
Соламбо 1904 |
Фрукты 1897 |
Цветы 1897 |
Мадонна лилий 1921 |
К сожалению, время рождения А.Мухи неизвестно. Но даже и так из горосокпа на день рождения видно, как сильно аспектирована Венера. И Венера, и Солнце и Юпитер нахадятся в зоне отработанного Южного Лунного Узла, что уже само по себе говорит о том, что данная душа и в прошлом воплощении была очень творческой, но то ли не смогла реализоваться, то ли чрезмерно сремилась к известности и популярности, но не получилось. Поэтому в этом воплощении, дали возможность все это пройти вновь. И так же видно что его муза и творчество связано с женщиной, с ее красотой, томностью и пластичностью. Сатурн облику его женщин дает некоторую графичность и архитекрурную четкость линий. Сатурн у нас так же отвечает за любовь к природе, к растениям, возможно к длительным наблюдениям за переплетением линий растений в живой природе. Поэтому линия в искустве А.Мухи дышит и живет своей жизнью, а цвет здесь пастелен, приглушен, он идет за линией. Все это придает картинам изящество и завершенность и своеобразный присущий только А.Мухе стиль.
Меня заинтересовал стиль ар нуво, представителем и практически основателем которого и является А.Муха.
Художественный стиль ар нуво заимствовал свои формы и линии от природы и в любом предмете искусства, архитектуре, интерьере выявляет органическую природу. Художникам, работавшим в стиле ар нуво, удавалось крупные и массивные предметы сделать хрупкими и визуально невесомыми. Во всех случаях для любого объемного декора в стиле ар нуво характерно плоскостное восприятие. В качестве основы используются волнистые и изогнутые линии, присущие природе. Художники стиля ар нуво черпали вдохновение в мире растений, многие из них досконально знали ботанику. В качестве сюжета часто использовались растительные элементы, предпочтительно лилии, орхидеи и ирисы, но могли применяться и другие природные формы для создания живого узора.
В период расцвета художественного направления ар нуво в промышленном дизайне предметов так же часто возвращались к старым стилям: готике, ренессансу, барокко, классицизму. Если модерн включает в себя все веяния коммерческого дизайна, то ар нуво является настоящим чистым художественным направлением, свободным от прямого влияния старых стилей. Действительно, ар нуво подвергся наибольшей коммерциализации, но так и не сделался ремеслом.
[400x528]
[400x528]
[400x290]