Царицыно
Сайда Афонина — явление в русской реалистической живописи конца 20-ого, начала 21-ого столетия. Само по себе имя Сайда звучит почти как псевдоним, обозначая сценический или художественный образ. На самом же деле человек, живущий под этим именем, необыкновенно цельный и глубокий, сильный и мудрый.
Афонина трудолюбие со знаком бесконечности, колоссальная сила воли, любовная преданность своей профессии. Хотя, можно удивляться и другому. Тому, как она ребячливо смеется, играя со своими маленькими детьми, как кормит с руки птиц в Нескучном саду, как вспоминает детство и белые парусники на Волге, как будто бы из другой, чьей-то чужой жизни.
Волшебство
Девочке, родившейся в маленьком городе Сызрань, в семье, где родным языком был смешанный русско-татарский, очень хотелось красивой правильности, гармонии, которую начинала чувствовать рука, все чаще тянущаяся к карандашу. Уже тогда к ней "кулачком в окно постучала" ее первая маленькая слава. На одном из ранних портретов работы Сайды изображена женщина с глубокими внимательно-ласковыми глазами — ее мама. Благодаря ей, уважительно-нежно любившей свою дочь, люди узнали первые работы маленького художника.
Как многие художники, Сайда умела придумывать фасоны для будущих нарядов, хорошо шила. Но в один из дней решила, что все это лишнее. Надо ценить время и заниматься другим. Она раздарила все наряды, сшила длинное черное платье и стала постигать свое ремесло. Уже тогда она, очевидно, почувствовала, что должна сделать многое и стремилась к этому, выполняя в день по 20-40 набросков. Даже подруги отошли на второй план, казалось, что на разговоры с ними уходит слишком много времени, А бег времени — вещь серьезная, безостановочная, отставать от него опасно.
Общение с близкими заменяли песни Окуджавы и фильмы Тарковского. Мир ширился. Сначала Сайда искала мысли во вне, но все чаще они стали звучать внутри. И началась сложная, важная и интересная жизнь, которая проходит внутри нас.
Автопортрет , 2006
В 1987 Сайда поступила в Академию живописи, зодчества и ваяния. Их курс был первым, который пришел в эти, можно сказать, священные стены после долгого перерыва. Окна были еще не застеклены. На занятия выдавали фуфайки, но ребята, рисовали замерзающими пальцами и были счастливы тем, что у них самый настоящий Учитель, Мастер, Маэстро, красивый, сильный, талантливый — не такой как все. Это сегодня в многоликости художественных начал имя Глазунова может вызывать или не вызывать споры, а тогда, в 80-ых, оно отражалось в бесконечных очередях желающих попасть на его выставки, драматизме христианской темы, по которой за последние 70 лет сильно истосковались. Как неудивительно, эту же тему позднее будет развивать и Сайда. Безусловно, ее работы решаются иначе и композиционно, и художественно, но очевидно ученицей был подсознательно усвоен какой-то психологический эфир, обозначивший столь глубокую православную тему, которая, как мне кажется, будет главной в её творчестве.
Православие Сайды — глубоко. Ей удается уйти от суетности, включая сознание зрителя во вневременной масштаб темы. Очеловеченный образ Серафима Саровского открывается напряжением рук, звонкой прозрачностью воды, таинством мохнатой ели в предутреннем голубом тумане и лишь потом замыкается в лике святого, размыкая тем самым бытие...
Полотно "Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские" поражает все той же глубиной и принадлежностью вневременному. Зная, насколько самоотверженно строги и аскетичны были монахи Киево — Печерского монастыря, зритель будет благодатно удивлён трепетной ясностью мысли, покоем и сложной внутренней работой, отразившимися на лицах святых и преломившимися в видении художника. Эту работу отличает поразительная сила драматизма, которая оживляет образы, заставляет зрителя, размышляя, сопереживать.
Преп. Иона
Вообще, драматизм работ Сайды — черта отличительная. В ней скрыт недосказ, тема, оставленная зрителю. И тема эта тревожит, наводит на мысль о своем, открывая суть проблемы, выводит на круг общезначимого, понятного всем. Всякий раз, когда работа выходит на этот круг, она уже не принадлежит художнику. Она из времени исторического навсегда уходит во время "абсолютное". Уже сегодня это произошло со многими ее работами.
Моление о даровании источника. Святой Серафим Саровский
Православие, его культовая и нравственная основы глубоко вошли в сознание художника, но это не значит, что он отказался от культуры и традиций своего народа. Напротив, Сайда пытается восстановить татарский язык. Годами с щепетильной требовательностью и любовью подбирает ткани, аксессуары для национального костюма, чтобы написать автопортрет.
Иосиф. Оптинский старец
В 1996 году Сайда Афонина стала членом Международной федерации художников ЮНЕСКО. В 2000 году получила ученое звание доцента живописи.
Участник выставок «Новые имена русского реализма» (1995), «Русский реализм» (1996), персональных выставок в Совете ректоров Москвы и Московской области (1997), музее А.Н. Островского (1997), Московской думе (1998), «RUSSIAN ART WEEK» (2009)
artlib.ru›index.php?id…idp=0…uid=9845&idg…pid=1535
С ангелом
Время человеческой жизни — миг,
ее сущность — вечное движение, судьба
загадочна, а слава недостоверна...
Зима в Малаховке