Биография.
Талантливейший испанский художник-живописец, портретист, работавший при дворе короля Филиппа Второго, Алонсо Санчес Коэльо родился в начале 30-х годов 16 века в Валенсии. Однако, детство его прошло в Португалии, куда он был перевезен вскоре после рождения.
Король Португалии Жуан Третий был наслышан о живописных способностях юного дарования и отправил Санчеса Коэльо во Фландрию, где тот должен был совершенствовать своё искусство. Там он пробыл несколько лет, занимаясь у Антониса Мора, знаменитого голландского портретиста, работавшего при дворах Англии, Испании и Италии.
В 1550 году художник Алонсо Санчес Коэльо возвратился в Португалию и начал работать при дворе, а через пять лет переехал в Испанию, где продолжил обучение у Мора, а когда тот внезапно покинул Мадрид, был назначен придворным художником испанского короля Филиппа Второго (1560) и возглавил национальную портретную школу.
Король весьма благоволил к творчеству Санчеса Коэльо, крестил его дочерей, часто посещал мастерскую художника, располагавшуюся непосредственно во дворце. Жизнь художника была роскошной — он был владельцем богатого дома с замечательной коллекцией произведений искусства, имел усадьбу за городом в Толедо, что говорило о его принадлежности к самым зажиточным слоям Испании.
Многие картины Алонсо Саченса Коэльо, впрочем, как и всех остальных испанских художников тех лет, были посвящены религиозной тематике. Им созданы красивейшие полотна для, строящегося в то время, дворца Эскориала, но настоящую славу художнику принесло искусство написания портрета. Санчес Коэльо не просто выполнил замечательные изображения современников, а создал собственный тип придворного парадного портрета, долго процветавшего в европейской живописи.
В написании парадного портрета должны были быть соблюдены строгие правила придворного этикета. Заказчик желал видеть себя воплощением величия, важности, чести, аристократической сдержанности и хладнокровного спокойствия. Именно такими создавал свои образы Санчес Коэльо. Написанные в полный рост или же до колена, неподвижные фигуры в стандартных позах, с монотонными жестами и однообразными украшениями, одеты в великолепные роскошные наряды с аккуратно выписанными деталями драгоценностей и отделены от зрителя невидимой, но вполне ощутимой, преградой.
Множество придворных портретов, выполненных Санчесом Коэльо, повторялись в копиях и отправлялись ко дворам Англии, Германии, Франции, Австрии, что породило немало научных споров и трудностей в обобщенном изучении темы испанского портрета конца 16-го начала 17-го столетий.
С виртуозным мастерством художник и его талантливые ученики передавали каждую мельчайшую деталь придворного облачения, ажурный рисунок кружев, узоры атласа и парчи.
В ряду лучших портретов Алонсо Санчеса Коэльо — портрет юной принцессы Изабеллы Клары Эухении. Полный глубины и проницательности, взгляд будущей монархини дает возможность угадать в ней силу характера и четкость ума.
Выработанные Санчесом Коэльо каноны придворного портрета Испании были продолжены после смерти художника его преемниками и получили название «испанская формула».
В 1588 году в Мадриде Алонсо Санчес Коэльо скончался
...Philip II of Spain - Alonso Sanchez Coello
Санчес Коэльо. Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской. 1571.
Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении. 1579эла
К числу лучших произведений Алонсо Санчеса Коэльо принадлежит поколенный портрет тринадцатилетней принцессы Изабеллы Клары Эухении (Мадрид, Прадо). Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе. Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины. Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором. Ожерелье и пояс из золота, ряды пуговиц украшены жемчугом и сапфирами. Глубокий и внимательный взгляд принцессы устремлен на зрителя. В портрете угадывается сильный характер и ум будущей правительницы Нидерландов. Стоит представить себе, что по прошествии десятилетий ко двору испанской наместницы станут стекаться лучшие творческие силы Фландрии, среди них великие живописцы Рубенс и Ван Дейк.
Алонсо Санчес Коэльо "Портрет инфант Изабеллы Клары и Каталины Микаэлы
Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же взрослого канона. Маленькие девочки — принцессы Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла (Ок. 1575, Мадрид, Прадо) застыли в заученных позах, в твердых, как панцири, парадных туалетах. Букет цветов, веночек в руках подчеркивает их нежный возраст. Они кажутся одинаковыми и словно кукольными фигурками. Но стоит вглядеться в их лица, чтобы убедиться, с какой непосредственной прямотой, без малейшего оттенка трогательной миловидности и приукрашивания художник запечатлел их заурядные, еще не вполне сложившиеся, отнюдь не идеальные черты. Такого рода изображение царственных детей стало неким правилом для испанской живописи.
Филипп. Алонсо Санчес Коэльо.
Alonso Sanchez Coello (1531-1588)
Do a Juana, Princess of Portugal
Oil on canvas, 1557
Алонсо Санчес Коэльо
Алонсо Санчес Коэльо.
Алонсо Санчес Коэльо
Isabella Clara Eugenia with Magdalena Ruiz by Sanchez Coello.
АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО Портрет Дона Диего, сына Филиппа II Испанского.
1579 Infanta Isabel Clara Eugenia de Sanchez Coelho.
Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской.