• Авторизация


О менях и себях 29-05-2003 19:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот нашел на компе старый текстик на тему Меня, Себя и прочих виртуальных персонажей внутреннего мира. Думаю, это кое-что может добавить к пониманию пятой опоры.

Мы говорим "Я вышел из себя","он пришел в себя", "я вне себя от ярости", "я сам себе не нравлюсь", "я себя плохо чувствую", "я люблю себя". Кто такой этот СЕБЬ, про которого мы так часто вспоминаем?
Мы также любим ссылаться на другого загадочного персонажа - МЕНЯ: "ты не понял меня", "ты обидела меня", "ты мне (МЕНЮ) симпатичен" и т.д.
Каждым из нас существование этих трудноуловимых персон рассматривается как само собой разумеющееся, но так ли это? Видели ли мы хотя раз в жизни этих самых МЕНЯ и СЕБЯ?
А может быть эти сущности являются лишь некими образами, которые удерживаются нашим мозгом и влияют на все действия и мысли? Может быть когда-то в детстве в чистом сознании появляется мысль "Я существую", т.е. "Я существует" и на это центральное допущение начинают постепенно нанизываться разного рода описания этого "Я", которое якобы существует: мой возраст, мой пол, мой характер, мое прошлое, мое будущее и т.д. При этом мышление не замечает относительности, условности этого самого "Я", того что оно является лишь понятием, порожденным или присвоенным извне самим этим мышлением, сознанием. Оно начинает рассматривать это "Я" как существующее само по себе, изначальное по отношению к мышлению и сознанию. "Я имею сознание, я мыслю" - принято говорить именно так. Но может быть верно обратное "я мыслюсь, я сознаюсь, я вымышлен"?
Можно сказать, что "Я" - это признак и способ некоторой реорганизации процесса мышления. Для чего оно (представление о "Я") возникает в мышлении? Можно предположить, что оно возникает для выполнения как минимум двух функции в организации человеческой деятельности: воможности координировать действия людей в процессе совместной деятельности и возможности организации линейных последовательностей действий в сознании и деятельности человека. Изначально "Я" является таким же простым понятием как "медведь", "палка" и т.п. и лишь обозначает некоторый объект действительности. Можно сказать "Давй я буду загонять мамонта слева, а ты - справа", а можно "Давай Ваня будет загонять мамонта слева, а Петя - справа" - смысл будет один - два живых организма скоординировали свои действия для удовлетворения потребности в пище, введя некоторые понятия для обозначения друг друга. Что касается организации линейных последовательностей, человек обладает одним телом (и, соответственно, мы можем находиться только в одном месте в кажый момент времени), относительно ограниченными ментальными способностями (обычно мы способны концентрировать свое внимание на какой-то одной задаче), чтобы учесть в мышлении эти особенности вводится некоторое понятие для описания того места и времени, где в данный момент происходит сознательное действие (я иду, я решаю задачу, я сплю). Введение этого понятия позволяет распределить сравнительно дефицитные ресурсы - сознание и тело, между целым рядом конкурирующих за них психических, физиологических и других процессов. Иначе все эти процессы будут пытаться вторгнуться в сознание или овладеть телом одновременно, что приведет к невозможности осуществления ни одной из деятельностей. Введение понятия о "Я" позволяет распределить эти ресурсы во времени: "сначала я выслушаю вопрос собеседника, потом я подумаю, что ответить, потом я отвечу, потом я пойду поем, потом я пойду спать и т.д.". Все бы было хорошо, если бы в сознании присутствовало понимание условности этого "Я", его вторичности по отношению к мышлению, его производности. Однако, как мы уже писали, в сознании обычно присутствует ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ установка - "Я существую". К чему это приводит? Вокруг этого виртуального объекта начинает кипеть весьма бурная жизнь "а как я выгляжу? а заслуживаю ли я такой участи? меня не оценивают по достоинству! я слишком слаб для этого, я очень стеснительная и поэтому не могу сделать то-то и то-то. И т.д., и т.п.). Все больше и больше ресурсов начинает отвлекаться на обслуживание этого виртуального объекта, жизненные процессы как бы "закольцовываются" вокруг потребностей, которыми якобы обладает "Я". На представлении о реальности и самостоятельности "Я" построена вся наша культура. С самого детства родители пытаются придать личности ребенка самые респектабельные качества, испытвают гордость от того, что их ребенок состоялся как личность или разочарование, вину или стыд, если нет. Образ Я позволяет быстро адаптироваться к условиям такого общества: "Я справлюсь с этой работой, так как у меня подходящее образование", "Чтобы сделать это, мне нужно пройти тренинг по ораторскому мастерству и стать хорошим лектором" и т.д. Образ Я позволяет быстро оценить некоторые свойства нашего тела, памяти, мышления, личности на предмет их соответствия тем или иным задачам, подобно тому как образ тела, например, помогает оценить нашу способность перепрыгнуть через широкй ров или пролезть в небольшое отверстие. Однако, трудно не заметить, что мышление и действия человека, руководствующегося представлениями об абслютной реальности своего "Я", являются крайне ограниченными и эгоцентричными. Мы проявляем огромную энергию, если что-то затрагивает наши личные интересы, и остаемся сравнительно безучастными к судьбам других. До тех пор пока в нашем дворе не взорвется атомный реактор, мы скорее будем отдавать предпочтение размышлением о том "как я выгляжу, что обо мне сказали соседи, как я несчастен, сколько денег я потрачу на отдых и т.п." нежели действиям более глобального порядка.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Я=винчестер. Периодически требуется дефрагментация диска ....в результате неравномерного расположения файлов...топография меняется....
Мы их (меня и себя) олицетворяем с Я. Они как этапы во времени....меня -прошлое и будущее, себя -универсальное...мы их постоянно наблюдаем..приходится...
А разве мышление не есть я? хотя, порой, мне кажется, что "Я" это продукт мышления и сознания, позволяющий высказаться официально...в книге Б.Л.Х. "мышление или умственная деятельность, иногда осознается, но часто протекает бессознательно" ...может "Я" мыслится, сознается, вымышлено? мышление и сознание через я представляют себя?.....
wanglo 29-05-2003-19:58 удалить
А разве мышление не есть я? хотя, порой, мне кажется, что "Я" это продукт мышления и сознания, позволяющий высказаться официально...в книге Б.Л.Х. "мышление или умственная деятельность, иногда осознается, но часто протекает бессознательно" ...может "Я" мыслится, сознается, вымышлено? мышление и сознание через я представляют себя?.....

Мышление не есть я.... "Я" это порождение определенной формы мышления, "Я" мышления.
Ну да, в мышлении есть конструкт "Я" для описания определенных процессов, проблема возникает, когда в мышлении появляется еще представление об абсолютной реальности этого "Я", когда сознание перестает "помнить", что это "Я" лишь его собственное детище, придуманное для удобства.
А еще мы считаем что если есть мысль, то должен быть и мыслящий, если есть восприятие, то должен быть и воспринимающий... Делим феноменальное поле на "Мир" и "Я", и думаем, что все так и устроено "на самом деле"...
Себирь да тыва - трава поля одна.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О менях и себях | wanglo - Процесс Вана Ло | Лента друзей wanglo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»