Поёшь ты так грустно
В руках скрипача,
Что пальцы до хруста
Сжимает печаль.
Взлетают над грифом*
Смычок и рука,
По струнам игривым
Несутся века.
Мелодии льются:
И Моцарт, и Бах.
То мёд, как на блюдце,
То кровь на губах.
Как красная девка
Распелась в ночи,
Так верхняя дека
Напевно звучит.
Изгиб обечайки,
Пронзительный звук,
Встревоженной чайкой,
Где слёзы разлук.
Здесь ели и клёна**
Звучащий союз.
Старик убелённый –
Угодник для муз.
Седой Страдивари
Тебя сотворил,
Как Божией твари
Дверь в мир отворил.
Он знал своих скрипок,
Звучанье и цвет,
Их лак, как улыбки,
Как тёплый рассвет.
Он помнил размеры
Деталей и струн,
Характер, манеры,
Как маг и колдун.
*Гриф – из чёрного эбенового дерева или палисандра
**Верхняя дека – из резонансной ели
**Нижняя дека и обечайки – из клёна
__________
Юрий Краснокутский 2. "Скрипке Страдивари"
Антонио Страдивари (1644 – 1737) – итальянский мастер струнных инструментов, ученик Николо Амати. Считается, что Страдивари родился в 1644 году, хотя его точная дата рождения неизвестна.
Кроме скрипок, Страдивари делал гитары, альты, виолончели и, по крайней мере, одну арфу. Он создал более 1100 инструментов. Сохранилось около 650.
Его инструменты отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno (date) (Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
Звучание его скрипок звонкое, но нежное. Для сравнения, голоса скрипок Амати отличаются большей певучестью, но звучат глуше. А в звучании скрипок еще одного итальянца Джузеппе Гварнери присутствует бОльшая густота и наполненность звука.
У Страдивари было только три ученика, это два его сына — Франческо и Омобоно — и Карло Бергонци.
Великий мастер умер 93-летним старцем.
Инструменты Страдивари в настоящее время стоят очень серьезных денег. К примеру, скрипка (изготовлена в 1707 году) известная под именем «Хаммер» (в свое время принадлежала шведскому коллекционеру Кристиану Хаммеру) была продана на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке в 2005 году за сумму 3,544 млн. долларов.
А в 2011 году скрипка «Леди Блант» (1721 год) была продана анонимному покупателю за $ 15, 894 миллиона на торгах аукционного дома Tarisio. В свое время скрипкой владела Энн Блант, внучка Байрона.
В мире имеется масса подделок под Страдивари, иногда весьма и весьма высоких, и почти неотличимых от оригиналов. Почти.
Секреты Мастера, к сожалению, невосстановимы. Страдивари по каким-то причинам унес с собой основные тайны своего мастерства. Не передал их даже сыновьям.
Страдивари пробует инструмент. Гравюра XIX.
_________________
В 2010 году Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации вошла в состав Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, и в ней собраны все уникальные инструменты выдающихся мастеров.
В ней также хранятся работы мастера Антонио Страдивари. Первой числится скрипка Страдивари 1686 года, так называемая «аматизе». Эта скрипка принадлежала Третьякову и после его смерти была завещана Московской консерватории и оттуда попала в Госколлекцию. А также в Госколлекции хранятся скрипки Страдивари 1706 года, 1707года. Есть в коллекции и скрипка 1711 года, которая сохранилась лучше всех, 1715года. В Госколлекции также есть две скрипки Страдивари, предположительно периода после 1725 года. Этикетки подчищены, и в них заменены даты. Одна из этих скрипок реставрировалась в 1806 году петербургскими мастерами братьями Францем и Морицом Штейнингерами. Она принадлежала князю Юрий Никитичу Трубецкому (род.1736—ум.1811) действительному тайному советнику, масону, члену-основателю «Дружеского учёного общества». Скрипка позже попала к К. Третьякову, от него в Консерваторию и затем в 1921 году в Госколлекцию.
Имеется в Госколлекции и скрипка 1736 года, сделанная мастером за год до смерти, в возрасте 92 лет. В том году Страдивари изготовил всего 4 скрипки. Эту скрипку в Италии купил князь Юсупов, и она хранилась в его семье до 1918 года. Перед эмиграцией за границу князь Феликс Юсупов замуровал скрипку в одном из подвалов своего дворца на Мойке, где её нашли и передали в Госколлекцию.
Также известна коллекция инструментов Страдивари, принадлежащих королю Испании.
Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца
* * *
Вдали её звуки растаяли,
Но в сердце не смолкла она.
Недаром в цветущей Италии
Та скрипка была создана.
Быть может, по зову природы
Точили ей голос и звук
И южная синь небосвода,
И синее море вокруг.
Но славу ей сделал не случай,
А мастер, умелец, мудрец.
Он в поиске тонких созвучий
Свое отыскал, наконец.
Тот поиск – сознание долга,
Терпенье, победа, провал…
Мучительно, умно и долго
Дитя свое мастер рождал.
А новая скрипка, как в небо,
Рвалась голосами в простор,
Пленяя красотами тембра,
Изяществом линий и форм.
Пришло к мудрецу озаренье,
Что скрипка его – благодать,
И больше такого творенья
Уже никому не создать.
В познании тайн и секретов
Он скрипке служил до конца,
И Бог очень долгие лета
За это хранил мудреца.
Век каждый истории дарит
Всё то, чем прекрасен наш труд,
И скрипки из рук Страдивари
Сокровищем века зовут.
Но звуками музыки чистой
Лишь тот прикасается к ним,
Кто к лику великих артистов
Причислен искусством самим!
______
Коваленко Юрий Иванович