• Авторизация


Площадь Восстания (история, старые фото) 28-11-2020 22:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лена-Бирюсинка Оригинальное сообщение

Площадь Восстания (история, старые фото)


***
Московский вокзал (бывший Николаевский)
и площадь Восстания (Знаменская) всегда были
главными воротами в Санкт-Петербург.
210 (700x304, 273Kb)


В начале XVIII века место, называющееся сейчас площадью Восстания, было перекрёстком Большой перспективы (будущего Невского проспекта) и старой Новгородской дороги по линии которой для питания водой фонтанов
Летнего сада в 1718-1725 годах был прорыт Лиговский канал.
211 (700x552, 468Kb)
С 1744 по 1778 г. за Лиговским каналом на месте современной гостиницы «Октябрьская» расположился царский птичий, егерский и слоновый двор.
Рядом с площадью шла улица, по которой водили экзотических обитателей
питомника на купание к Неве, носившей название Слоновой более 150 лет,
пока не вошла в состав Суворовского проспекта. К сожалению изображений
слонового двора мне так найти и не удалось.

Первой постройкой на месте современной площади стала деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765-1767 годах.
212 (700x435, 219Kb)
С 1794 по 1804 год по проекту архитектора Ф.И. Демерцова был возведён новый каменный храм. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые - во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
22 (700x642, 635Kb)
В 1840-х годах архитектором Н.Е. Ефимовым был разработан план планировки Знаменской площади. Этот проект реализовывался в рамках строительства
в 1847–1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала
по проекту К.А. Тона.
213 (700x439, 486Kb)
214 (700x506, 425Kb)
Противоположную сторону площади в 1845–1851 годах оформило здание
Знаменской гостиницы, которая потом называлась «Северной»,
«Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской».
215 (700x519, 473Kb)
На снимке помимо гостиницы и вокзала, так же можно видеть ограду
и часовню знаменской церкви возведённые в 1809 г. и каланчу
съезжего дома Каретной части построенную по проекту архитектора
Краснопевкова в 1846-1850 годах.
217 (690x700, 578Kb)
Гостиница наши дни
216 (700x393, 328Kb)
218 (700x399, 369Kb)
С 1863 года вдоль Лиговского канала начинает действовать пассажирская
конная-железная дорога.
219 (700x543, 264Kb)
А в 1882-1884 в Петербурге начинают действовать первые паровые
трамваи, в том числе и по набережной Лиговского канала.
220 (700x466, 191Kb)
221 (700x507, 489Kb)
В 1908 (В Санкт-Петербурге с 1907) появляется первый электрический трамвай (маршрут №6) от Знаменской церкви по Суворовскому до Перевоза на Неве.
222 (700x445, 346Kb)
Около гостиницы
223 (700x525, 295Kb)
Так же на приведённых снимках виден купол на крыше гостиницы
возведённый в 1900 г. архитектором А.С. Хреновым.
23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П.П. Трубецкой, архитектор Ф.О. Шехтель).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.
225 (700x466, 482Kb)
Забивка свай
224 (700x466, 431Kb)
Передвижная модель памятника для определения места установки
226 (700x552, 319Kb)
Церемония торжественного открытия памятника
Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над
самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом
из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся
лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые
живы и сегодня:
Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.
227 (700x466, 310Kb)
228 (700x505, 331Kb)
229 (700x476, 477Kb)
17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались
масштабные события и манифестации Февральской революции, была
переименована в площадь Восстания.
230 (700x429, 360Kb)
29 декабря 1918 года напротив Николаевского вокзала был открыт памятник
Софье Перовской. Футурист Гризелли изваял её в виде могучей львицы.
Как писали современники, на монументе Перовская была изображена
«… с громадной прической, с мощными формами лица и шеи». Это так
поразило и оскорбило присутствующих, что уже в апреле 1919 года
по постановлению Петросовета памятник был снят.
231 (508x700, 241Kb)
Не остался без внимания после революции 1917 года и памятник
Александру III. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот…
В 1919 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие
Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для
праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую
клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты,
на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
232 (640x516, 175Kb)
233 (640x445, 175Kb)
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания
и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
234 (640x460, 140Kb)
Революционные события не обошли стороной «Большую Северную гостиницу».
В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие
пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников.
В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли
жителей ГОПа с Лиговки.
В годы НЭПа жизнь в Ленинграде начала налаживаться, гостиниц стало катастрофически не хватать и в 1930 году, но уже под новым названием «Октябрьская», отреставрированная в конструктивистском стиле
(архитектор А.И. Гегелло) гостиница открылась вновь.
235 (700x431, 179Kb)
На Лиговском проспекте, сразу за зданием гостиницы находился
трамвайный павильон совмещённый с общественной уборной.
236 (604x415, 111Kb)
237 (700x444, 254Kb)
238 (700x417, 387Kb)
239 (604x451, 220Kb)
240 (556x700, 280Kb)
В годы Великой Отечественной войны павильон был переделан под ДОТ.
241 (543x408, 69Kb)
Так же укрепление было возведено на углу улицы Восстания
и Невского Проспекта.
242 (544x408, 84Kb)
Но уже в 1944 г., укрепления были разобраны.
243 (650x410, 209Kb)
244 (584x528, 104Kb)
После войны на месте разобранной в 1941 г. Знаменской церкви на короткое
время был разбит сквер, куда был перенесён с Пулковского шоссе один
из томоновских (архитектор Тома де Томон) фонтанов
(тот который позже находился в Парке Победы, а ныне на Сенной площади).
245 (700x439, 259Kb)
На фотографии он виден в левой части снимка

246 (700x466, 390Kb)
Фонтан «Дельфин»
247 (700x525, 408Kb)
Следует отметить, что существовал проект частичного сохранения церкви с последующей перестройкой его под здание Ленинградского Промстройпроекта.
248 (514x700, 269Kb)
249 (700x345, 178Kb)
С 1949 года на месте сквера начались работы по возведению наземного
вестибюля станции метро «Площадь Восстания».
250 (700x537, 282Kb)
251 (700x412, 136Kb)
15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена была открыта
станция метро «Площадь Восстания» выполненная в виде круглого здания с пристроенными ризалитами и увенчанного ротондой со шпилем.
252 (465x620, 94Kb)
В 1952 году на площади Восстания был разбит сквер. А в 1957 г. в нём был
установлен закладной камень, на месте которого планировалось поставить
памятник В.И. Ленину. (памятник так и не был установлен)
253 (700x502, 415Kb)
254 (604x483, 300Kb)
255 (700x466, 307Kb)
256 (700x461, 332Kb)
257 (600x361, 223Kb)
267 (700x320, 329Kb)
В 1970-х годах к 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической
революции была проведена новая реконструкция гостиницы. Зданию был
частично возвращён исторический облик (архитектор А.М. Родионов).
258 (700x470, 248Kb)
В 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне по
проекту архитекторов В.С. Лукьянова и А.И. Алымова в центре площади
был установлен гранитный 360-ти тонный Обелиск
«Городу-герою Ленинграду».
259 (700x452, 185Kb)
260 (700x447, 263Kb)
261 (604x388, 130Kb)
262 (700x479, 138Kb)
Архитектор Лукьянов
263 (700x388, 347Kb)
264 (700x318, 356Kb)
265 (700x366, 453Kb)
266 (700x466, 459Kb)

История Площади Восстания тесно связана с историей Санкт-Петербурга,
и в следующий раз приезжая в город на Московский вокзал или просто
прогуливаясь на пересечении Невского и Лиговского проспектов,
остановитесь на минутку и попробуйте посмотреть на город сквозь призму исторических изменений и возможно вы сможете увидеть что-то новое.


https://suosaari82.livejournal.com/607.html


***







---------------------------



Серия сообщений "** История города":

Часть 1 - Семь заблуждений о Санкт - Петербурге...
Часть 2 - С Днем Рождения, Санкт-Петербург!
...
Часть 29 - Тайны и легенды Обводного канала: Копеечная церковь, Рижский бальзам и древние капища
Часть 30 - НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ: было-стало. От Адмиралтейства до Мойки (видео)
Часть 31 - Площадь Восстания (история, старые фото)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Площадь Восстания (история, старые фото) | Natali_DEN - Дневник Natali_DEN | Лента друзей Natali_DEN / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»