Впервые "Черный бумер" я услышал, как сейчас помню, добираясь в Н-ский окружной суд, где должен был сесть на скамью подсудимых за двоеженство. Не скрою - с первых же слов припева вещь запала в душу и поселилась там под криво прибитой табличкой с надписью SHЫT... песню не обманешь, она свое место знает. Ну да пес с ней, с моей неприязнью - поговорить сегодня хотелось о другом. Хотелось бы поговорить о метаморфозах, превращениях и поисках себя. Сюжетов на эту тему, слава Богу, предостаточно. Например, классика советской мультипликации "Про ослика, который хотел стать бабочкой". Вкратце напомню содержание: молодой осел обижен на мать-природу за то, что родился ослом. Его мечта - стать бабочкой, но он встречает непонимание со стороны своих близких, дерзит им, в порыве гнева от них отрекается и вынужден покинуть отчий дом. После долгих скитаний он встречает бабочку, которая хочет быть осликом. Находясь под впечатлением от встречи, юный осел приходит к мысли, что главное - быть самим собой и не вовлекаться в круг бесконечных перерождений. Этому нас также учит и притча о камнетесе - радоваться тому, что имеем и не пытаться изобразить то, чем мы не являемся, ибо на самом деле мы лучше, чем хотим быть. Историй море и на какой из них остановиться, право слово, не знаю.
Хотя вот, преинтересный сюжетец - про Серегу, который хотел стать рэпером... то есть сначала вроде бы не хотел, а потом как бы не стал... но, обо всем по порядку.
Слой #1: Рубаха-парень
Это что за фраерок всем поет про бумерок
Он блатной, он кепку носит, фразы быстро произносит
Весь народный и простой - догадайся, кто такой?
Серега "Спортивные частушки"
"Я понял, что я - Серега, так все и началось".
За точку отсчета условно возьмем выход сингла "Загубили Лялю" (2003), за которым последовал альбом "Мой двор: свадьбы&похороны" (2004 - Россия, Украина, Белоруссия). В то время будущий король рингтонов был весьма актуален, интересен и даже харизматичен - этакий талантище-самородок, который, в целях сближения с народом, изображает гопника (точнее гопника как некую идеальную модель - брутальный, накачанный жиган в модной кепке, боксер, остроумен, мечта всех девушек и даже - о, чудо! - не ругается матом). Более чем уверен, что Серега занимает центральное место в доктринах гоп-идеологов о превосходстве homo gopnicus над другими человеческими расами. Хотя, говоря о гоп-теориях эволюции, стоит отметить, что в отличие от homo gopnicus (т.е. человек гоповый) Серега находится на ступень выше - gopo sapiens (гопник разумный), в силу чего уже заслуживает уважения со стороны обладателей пустых барсеток. В совокупности с побочной пропагандой здорового образа жизни, занятий спортом и кефира по утрам Серега являл собой достойный объект подражания для любого учащегося ПТУ. Тут автор вынужден наступить на горло собственной песне, шепчущей ему в правое ухо "хороший - мертвый" и признать: Серега - молодец!
Молодец хотя бы потому, что у него хватило ума не петь о романтичности пребывания в зоне и о "скромном обаянии воров". С его ряхой и габаритами это был бы беспроигрышный вариант. Присутствовали, конечно, попытки вроде "Леньки-финта" и проч., но все это не то... так, случайное недоразумение. Конечно, можно придраться и к серегиным текстам (один "черный бумер заводной" дорогого стоит). Придраться можно, но ведь на компактах нигде не написано - "тексты песен имеют своей целью вызвать припадок умиления у имярек... чтобы он, блин, прослезился и раздал свое имущество вдовам и сиротам". А раз не написано, то и не хрен приставать к артисту - тем более что на тот момент Серега сам определял свое творчество как "песни для нормальных пацанов под пивко". А "нормальные пацаны" в трениках Abidas, элегантно ниспадающих на черные ботинки, или малолетки, писающие кипятком при виде Сережиного бицепса - отнюдь не самая притязательная аудитория. Так что все нормально, претензий к исполнителю на тот момент не было.
Опять же радует, что у Сереги хватило ума понять - здоровый образ жизни должны продвигать ЗДОРОВЫЕ (хотя бы на вид) люди. До г-жи Собчак, например, сия элементарная истина почему-то не дошла и в результате мы наблюдаем на экране Анастасию Дашко, истерично визжащую, что она никогда не принимала наркотики и - поглядите - какая теперь умница-красавица. Скажи нет герычу и марихуане! (и не забудь отправить SMS со словом НЕТ на номер). Намек достаточно ясен: не будешь принимать наркотики - станешь похож на Настеньку (не к ночи будь помянута) и других участников проекта. Поправьте, но столь изящно наркоту не пиарили НИКОГДА. Искренне надеюсь, что ДОМ-2 окажется результатом сговора таджикских, афганских и колумбийских наркокартелей, а также ФБР и ЦРУ - происки врагов лучше, чем собственная глупость.
Но, вернемся к артисту и его образу. Похвалить его пришлось в силу объективных причин - этот грех останется на моей совести. Что же до маски рубахи-парня... хорошая была маска. Пусть неприятная лично мне, но хорошая - в меру простая, доступная пониманию, окрас социально-положительный, огромная популярность среди пролетариата и юношей, собирающихся таковыми стать (так ласково гопников я еще, кажется, не называл). Но Серега сам все испортил.
Слой #2: Бизнесмен
Берусь рукой за калькулятор и считаю такты
В голове уже звучат рингтоны и звенят контракты.
Серега "Летняя песня"
"А мне что, я музыкант, что-ли? Я - бизнесмен и не занимаюсь музыкой".
Серега начинает позиционировать себя не как артиста, а как делового человека. Возможно, сначала это была лишь попытка обезопасить себя от моральных страданий в случае неудачи - мол, это не я лох и лузер, не могу нормальные тексты сочинить, а просто проблемы в бизнесе. Но позиция закрепилась и далее Серега уже четко вживается в новый образ:
"Я бизнесмен. Я спорту хочу помочь. Сегодня нашему спорту нужны недорогие частушки. Завтра - гламурные "треники", например. Перестану быть артистом, стану тогда "треники" рекламировать".
Оставим в стороне Серегину манеру изъясняться, а также сомнительный постулат о потребности спорта в недорогих частушках (а если и в дорогих - что-нибудь изменится?), и остановимся непосредственно на вкладе Сереги как бизнесмена в спортивный сектор. Как и следовало ожидать, ни копейки на развитие спорта потрачено не было, а весь вклад заключается в сочинении вышеозначенных частушек, доход с которых имеет прежде всего исполнитель, а государство - сомнительную радость сознания того, что несколько гопников записалось в секцию бокса после просмотра фильма "Бой с тенью".
Дальше - больше:
"Мы институтов не кончали, но мне подсказали однажды, что это называется мерчиндайзинг, ты запиши слово где-нибудь на бумажке... Это важный момент общения между артистом и народом. Ты ведь не попадешь с концертом в каждое село и не пообщаешься лично со всеми желающими. Но есть сладкая конфета или тетрадка с моим изображением. Заскучал по Сереге - купил тетрадь и съел конфету".
Дернул шнур, выдавил стекло. Остается надеяться, что конфета шоколадная, а не леденец, ибо слоган "Соси Серегу" вряд ли будет воспринят с юмором.
Рубить бабло - дело хорошее, спору нет. Но занимать при этом позицию деревенского дурачка, который хочет помочь спорту частушками (Серега вообще любит притворяться глупее, чем он есть), тем более для такого серьезного с виду дядьки - некрасиво. Имея при этом такие замечательные примеры мнимых слабоумных в мировой истории и литературе - Гамлет, Люций Юний Брут... Пиночет наконец! Ведь у них были совсем другие цели: отомстить за отца, выжить и захватить власть или просто избежать смертной казни. А притворяться идиотом, чтобы делать деньги - удел Укупников. Некрасиво есть чужой хлеб.
Слой #3: Гламурный треник
Я те покажу кто тут number one, nigga
Я пришел к другу это Тамерлан, nigga
Серега "Мел судьбы"
"Мне даже Лев Лещенко жмет руку. И София Ротару всегда выражает респект".
С выходом альбомов "Рифматит" и "Дискомалярия" Серега окончательно отбрасывает прежний образ - это уже не тот дворовый жиган, что развлекал милых моему сердцу заводчан песнями о слесаре шестого разряда. Теперь он - игрок, крутой хип-хоп папа в гламурных шмотках. Дорогие клипы, показное бабло, песни ни о чем.
(Стоит отметить, что до этого Серега никоим образом на звание рэпера не претендовал. Налицо проблема "неотвечания за базар", но это уже другая история)
Сам Серега не скрывает, что все это стеб, он играет мега-рэпера дабы позабавить публику и самого себя:
"Это веселые песни сытого и довольного жизнью человека. Здесь нет душевного надрыва предыдущей пластинки, зато есть честный и здоровый стеб. То есть это то хип-хоп развлекалово,(правильнее было бы "гип-гоп", но это уже лингвистические нюансы. - прим. авт.) которое я хочу сейчас дать молодым продвинутым модным людям...".
Сравните с "песнями для нормальных пацанов под пивко". За откровенность Сереге "пять".
Насчет смены "душевного надрыва" на "здоровый стеб" - раньше плакали, таперича поржем. Даешь позитив! Что такое "честный и здоровый стеб" вообще сложно определить, равно как и объект стеба - над кем смеемся?
И опять Серега пытается слить ответственность за свое творчество... правда уже другим образом - дескать, "я же шучу, Малыш", разве стал бы я на полном серьезе делать подобный фуфел, все это не более чем остроумная пародия, посмеемся вместе.
Но ежели все это стеб, очень странно, что на "Возле дома твоего" снят откровенно плаксивый клип с какими-то полупокерами на подпевках. Я-то, конечно, не стал отказывать себе в удовольствии - поржал, от души... но вещь явно сделана на полном серьезе и юмора там ноль. И опять же, зачем такое количество feat’ов? Что-то не ладится со стебом у Сереги...
Серега-бизнесмен тоже никуда не делся - песню "Соня Ерикссон" смело ставим в один ряд с незабвенным "Рыжий Ап" группы ИКС-миссия.
Часто можно слышать мнение, что и тексты у Сереги неплохие, и музыка на уровне, да и сам он смотрится очень позитивно. И вообще проект, дескать, очень качественный и следует им гордится. Но ведь дерьмо, господа, все равно останется таковым, вне зависимости от результатов анализов. "Роза пахнет розой"...
В свете всех вышеперечисленных метаморфоз, весьма символична эмблема лейбла King Ring, по совместительству серегина татуха - корона, заключенная в нолик. Никоим образом не претендую на лавры не по годам сообразительного мальца из сказки Андерсена, но повод задуматься есть.
Заключение
Ну все, маски кончились, дальше все в руках Божьих. Уж он-то знает - кому поп, кому попадья, а кому шомпол в ухо.
Еще раз напомню, что в статье рассматривались лишь сценические образы Сереги - затрагивать его личную жизнь, отношения с бывшими коллегами и т.п. не считаю нужным.
Начав с осознания своей индивидуальности, на нынешнем этапе Серега заметно деградировал. Если в начале своей карьеры он напоминал талантливого парня, использующего образ гопника ради расширения аудитории, то сейчас Серега как никогда похож на гопника, пытающегося быть оригинальным. И все чаще терзает мысль - то, что Сергей Пархоменко, как и Фактор-2, приехал из Германии вряд ли является случайным совпадением.
Примечателен тот факт, что сам король спортивных частушек так или иначе пытается если не абстрагироваться от своего творчества, то как минимум свести на нет ответственность за оное. Неприятно, когда КМС по боксу, здоровенный кабан весом 90 с лишним кг сам себя опускает до уровня скомороха.
Постепенно, слой за слоем Серега обрастает сперва маской жигана, затем бизнесмена, бизнесмен превращается в гламурного нэпмана - и пес знает, кем он будет в своей следующей ипостаси: чукотским шаманом или девочкой-пионеркой - уже не суть важно. В своей многослойности Серега напоминает кочан капусты - на вид большой, сочный - но основание кочана, один хрен, кочерыжка: штука бесполезная и годная разве что в качестве корма для свиней. Полагаю, метафора более чем прозрачна.
(c) by Shaytan
сЦылка тут