Публикация, в которой будут представлены, наверное, самые шикарные и роскошные женские одеяния в истории. Повествование охватывает очень интересные и богатые в плане искусства эпохи: Ренессанс, Барокко и Рококо. Небольшой путеводитель по векам и эпохам:
Возрождение (Ренессанс) – начало 15- конец 16 вв.
Барокко – 17- 18 вв.
Рококо – существовал на протяжении 18 века (как развитие стиля барокко).
16 век - этот период истории моды отличается очень дорогими и вычурными нарядами, как среди женщин, так и среди мужчин. Именно им принадлежит первый тренд того времени – одежда сшитая из множества кусков ткани. Чем таких «складок» было больше, тем богаче считался владелец одежды. А началось все с того, что швейцарские наемники-ландскнехты начали разрезать свою одежду на полоски на поле боя. И всего через несколько лет эта идея покорила всю Европу. Также не теряет своих позиций такая модная деталь как «гульфик».
Шелк, богатая золотая вышивка на черном фоне – настоящие символы того времени. Но пока аристократы любовались роскошью вшивки, солдатские жены терпеливо латали и зашивали одежду при первой возможности. Ткань была настолько дорогой, что одежду передавали по наследству, её никогда не выбрасывали. 16-й век – век политических союзов, и люди чаще всего носили темную одежду. Первыми черный цвет, как цвет аристократии, начали носить испанцы. Также черный цвет предпочитали протестанты. Это привело к не очень приятным последствиям – в 1572 году католики убили всех парижских протестантов, носивших одеяния цвета ночи. Христианский мир раскололся на две части и на 26 лет погрузился в религиозные войны.
В те темные времена Венеция становится столицей моды. Венецианцы были более независимыми в сложившемся положении, а потому могли позволить себе увлечься модой. Вместо того чтобы носить черный цвет, они предпочитали одежды светлых тонов: много белого бархата и золота. Венецианки всячески подчеркивали свою женственность – простой покрой платья, декольте, волосы золотистого оттенка. Этого цвета волос было непросто добиться – для этого использовали (внимание, барабанная дробь) мочу подростков-девственников. После обработки этим чудным средством волосы подставляли под лучи солнца, где они выгорали. Вид куртизанок очень удивил путешественника Пинто Мендеса, он сказал: «Венецианки состоят из трех частей – первая – дорогие одежды, вторая – тело, третья – дерево». Дерево – это туфли на подошве до 50 сантиметров. Эта обувь служила двум целям (я сейчас не задеваю тему «эта обувь нужна для того чтобы ноги не застревали и пачкались в грязи, которой в те времена было в 100500 раз больше, чем в наше время», и т.д.). Так вот, первая – показать, что дама – не служанка, вторая – лишний раз воспользоваться сильным плечом кавалера. В 16 веке свершился переворот в мужской моде – мужчины, вместо коротких штанов, стали носить брюки длинной чуть ниже колена, названные в честь Панталоне, законодателя моды того времени. У женщин начинается любовь к пышным юбкам и кринолинам. В те времена, кроме танцев, мужчины уделяли много времени спорту, особенно им нравился теннис.
В 17-м веке начинается «эпоха мушкетеров», мужчины предпочитают плащ и шпагу. Подчеркнутые плечи, плоский угловатый ворот, «венецианские штаны», сапоги, неплотно прилегающие к икрам: такой костюм нравился многим. Некоторые женщины, которые также были не прочь сменить кринолин на простое крестьянское платье, тоже с радостью упражнялись в фехтовании, хоть это было и запрещено.
Более достойным занятием считалось плетение кружев. Сборники схем для плетения уже тогда выпускались в виде журналов, кружево стоило очень дорого. Белое носилось лишь у шеи. Кардинал Ришелье принимал попытки вывести кружево из моды, но его попытки были тщетны. В 17 веке Франция, во время правления Людовика 14, обрела звание законодательницы моды. Кроме кружев, пользовалась популярностью вышивка, предпочтение отдавалось растительным мотивам.
Любимой одеждой того времени среди мужчин были рингрейвы – очень широкие штаны до колена, больше напоминающие юбку. В свое время именно эти брюки высмеял Мольер в своей «Школе мужей». В мужскую моду вошел тренд, который задержится еще на 150 лет – парики. Их носили не по желанию, это было обязательно с точки зрения этикета. Зародилась эта мода в 1633 году, когда Людовик 13-й после болезни потерял свои волосы. А в 18-м веке эти парики начали еще и припудривать. Причем это веяние никого не обошло стороной – мужчины, женщины и даже дети носили припудренные парики. Причем они достигали порой огромных размеров – их украшали фруктами, цветами, чучелами птиц, макетами кораблей – словом, прически полностью отображали интересы женщин.
Характерный аксессуар того времени – высокий накрахмаленный воротник. Порой достигал огромных размеров.
Девушки в платьях для охоты и игры в теннис.
Если в 17-веке произошла революция в мужской моде, то в 18-м веке первенство досталось роскошным женщинам. Настоящей it-girl того времени была маркиза де Помпадур.
В почете была бледность, дамы даже прогулкой наслаждались в масках, кожа должна была быть бледной, как молоко. Самым популярным «предметом из косметички» тех времён были свинцовые белила – их использование очень вредило здоровью и вызывало ужасные последствия. Второй по популярности предмет – румяна. Конечно, мой рассказ не будет полным, если я не упомяну о мушках, которые делались из бумаги или ткани и располагались на стратегических точках.
Леди питали особую слабость к ярким краскам – особой популярностью пользовались цветастые яркие платья из индийского хлопка. Эта ткань была дорогой и редкой, яркие краски на ней не выгорали на солнце, поэтому её так любили аристократы.
Ну а пока вершина общества наслаждалась заморскими одеждами, основная часть населения жила в ужасной бедности. Их одежда не отличалась особым колоритом – серые, коричневые тона. Иногда встречались красный, синий, и зелёный цвета, но от частой стирки и образа жизни они портились, и напоминали скорее цвет вина, вечернего неба и Азовского моря.
В те времена меняется женский силуэт – кроме корсета, модницы носили на себе каркас из китового уса или метала – панье (отличалось от кринолина тем, что добавляло объема лишь сбоку). Они старались как можно лучше подчеркнуть бедра и как можно выше поднять грудь. Корсет затягивали порою так туго, что дама могла лишь надеяться не задохнуться вечером на балу. Падать в обмороки в те времена было вполне обычным делом. Корсет, кстати, задержится в женских гардеробах еще более чем на 200 лет. С помощью своего строения и использования среди материалов китового уса, он делал грудь плоской и приподнимал её практически до шеи. При этом сама грудь выглядела округлой, заметной и спереди, и сбоку.
Стиль жизни у знати был весьма утомительный и вредный для здоровья. Они собирались в модных салонах, плотно ели, а затем играли в игры и вели беседы до поздней ночи. Посещали балы, которые проходили довольно часто, буквально один за другим. Чтобы скрыто последствия бурной ночи, приходилось накладывать густой грим и часто щипать себя за лицо, вызывая тем самым приток крови к нему.
Очень популярный фасон платья со шлейфом на спине.
Платья были не цельными, они состояли из нескольких частей.
К концу 18-го века кружева и вышивка выходят из моды, им на смену приходят ленты, оборки и украшения. Дамы начинают активно пользоваться аксессуарами – особенной любовью пользуются шляпки.
Также в то время произошли первые зачатки в индустриализации мира моды – портнихи, которые получили разрешение шить и работать с волосами, объединялись под крышами ателье. Именно они диктовали моду в 18-м веке. Начинает кануть в лета манера носить многослойные платья, им на смену приходит платье-туника. Поначалу общество очень удивилось, увидев королеву Марию-Антуанетту, как им показалось, в нижнем платье, но вскоре все прониклись этой идеей.
Вскоре к власти придет Наполеон, принеся с собой революцию не только во Франции, но и в моде. Он утверждал, что «женское платье не бывает излишне откровенным». Исчезнут кринолин и панье, оборки и кружева, им на смену придет естественность. Но об этом – в следующей публикации.
С уважением,
Missis Hadson.