После небольшого перерыва я продолжаю свой рассказ о выставке
"Мода Петербурга XIX – начала XX века", которая проходит в музее-заповеднике "Коломенское" с 31 июня 2014 года. Сегодня мы с вами будем рассматривать различные платья, дневные, вечерние, подвенечные, но все они нежные, изящные и невероятно красивые.
Весьма интересный образец дамского городского костюма своего времени можно увидеть на фотографии ниже. Красиво облегающая бёдра юбка с оборкой и складками, заглаженными утюгом была новинкой весеннего сезона 1901 года и имела особое французское название "la jupe Astrata" (юбка Астрата).
[466x701]Платье. Шерсть, шёлк, кружевное полотно, вышивка сутажом. Россия, 1905-1908 гг.
Платье детское. Батист, машинное кружево, шёлковая лента, перламутр. Россия, начало XX века.
Коллекция Натальи Костригиной.
Туфельки детские. Кожа, лён, лента репсовая, металл. Франция, конец XIX века. МГОМЗ.
А напротив, продолжая тему детства стоит вот такой замечательный набор с бирюльками. Бирюльки, это набор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных.
[600x]Бирюльки. Кость, резьба. Россия, Холмогоры, 1880-е. МГОМЗ
Подстаканник. Мелкий полихромный бисер, вязка крючком. Россия, 1830-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Открытка поздравительная. Бумага, полихромная печать, тиснение, золочение. Россия, 1900-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Платок носовой. Шёлковый батист, коклюшное кружево, вышивка белой гладью. Россия, 1890-е. Коллекция Натальи Костригиной.
Бирюльки немного поближе. Посмотрите, какая тонкая работа. Мне сразу же захотелось стать ребёнком и немедленно получить этот набор, чтобы поиграть.
Возвращаясь к платьям, рассмотрим вот это нежно-розовое из тончайшего батиста, с изящной вышивкой:
[351x800]Платье. Батист, машинная вышивка, кружево, сетка, шёлк. Россия, 1915 г.
Туфли. Шёлк, кожа. Россия, конец XIX века.
Коллекция Натальи Костригиной.
Берём в руки кружевной зонтик и направляемся в другой зал. Здесь нас вновь кружит из конца XIX в начало XX века. И хочется быть владелицей всей этой немыслимой красоты. И носить, обязательно носить!
С самого входа мы встречаем интереснейшие экспонаты. Два платья, которые были приобретены у потомка состоятельной интеллигентной семьи с богатой историей и биографией, обрусевших немцев - Гаген-Торн. Платья принадлежали художнице Оттилии Эдуардовне Гаген-Торн (1862-1942), муж которой Роберт Александрович Гаген-Торн был доктором медицины. А рядом с платьями выставлена чайная пара, но которой изображён портрет Оттилии Эдуардовны Гаген-Торн. Эта чайная пара была преподнесена в дар её мужу в благодарность за медицинскую помощь.
Рядом с одним из платьев стоят туфельки. Они принадлежали совсем другой владелице. А интересны они тем, что кроме блёсток и бисера украшены позолотой. Настоящие туфельки для принцессы.
[535x700]Платье визитное. Кружево, атлас, газ, бархат. Россия, начало 1900-х.
Платье визитное. Фай, кружево, газ, бархат. Россия, начало 1900-х.Коллекция Натальи Костригиной.
Рассмотреть платье немного ближе:
[466x701]
[600x]Чашка с блюдцем в коробке. Фарфор, дерево, атлас; позолота, надглазурная роспись. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, автор росписи Я. Тимофеев, 1907 год.Коллекция Натальи Костригиной.
[466x626]Туфли. Лайка, золочение, вышивка бисером и блёстками, шёлк, кожа. Германия, Берлин "Johahhans Rudolf", начало XX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Не в силах оторваться от различных прекрасных мелочей, рассматриваем прехорошенькую сумочку.
[556x600]Сумочка. Атлас, металл, перламутр, искусственные камни, вышивка металлической нитью.
Россия, 1905-1910-е. Коллекция Натальи Костригиной.
А перед этой композицией, как мне кажется, вообще не может устоять ни одна женщина. Здесь есть всё необходимое для похода, например, в театр, осталось только подобрать платье. Обратите внимание на портбуке. Портбуке или портбукет (фр. porte-bouquet) - приспособление, или специальный футляр в виде воронки с округлым закрытым нижним концом, которое бытует с середины XIX века. Обычно портбукеты прикалывали на корсаж или держали в руке, для чего они были снабжены изящными ручками из кости или перламутра.
[600x475]Портбуке. Бронза, золочение, перламутр. Франция, третья четверть XIX века.
Митенки. Тюль, вышивка. Россия, конец XIX - начало XX века.
Бинокль театральный. Бронза, латунь, эмаль, перламутр, резьба. Франция, "Bautain Bréveté à Paris".Коллекция Натальи Костригиной.
И поближе ещё один предмет из этой композиции, именуемый паж. Паж - приспособление для придерживания длинного шлейфа платья, в виде щипцов с кольцами, как у ножниц. Ткань шлейфа зажимали щипцами, и паж подвешивался к поясу или держался в руках.
[551x700]Паж. Белый металл, литьё, чеканка. Западная Европа, середина XIX века. Коллекция Натальи Костригиной.
Дальше вдоль витрин, рассматривая отделку платьев и поражаясь тонкой работе мастериц.
[600x]Платье вечернее. Батист, сетка цвета "крем", вышивка бисером, стеклярусом. Франция, 1910-е.Коллекция Натальи Костригиной.
[600x]Платье подвенечное. Шёлковое броше, аппликация льняным кружевом и лентами по сетке, тюль.
Англия, 1890-1900-е. Коллекция Натальи Костригиной.
[600x]Платье подвенечное. Кружево, газ, тафта, искусственные цветы "fleur d'orange". Франция, 1900-е.Коллекция Натальи Костригиной.Тут можно ходить часами. Обязательно посетите эту выставку.
Первая часть описания выставки
тут.
Вторая часть
тут.
Выставка продлится
до 26 октября 2014 года.Адрес: проспект Андропова, д.39. Выставочные залы Сытного двора. Проезд до ст. м. "Коломенская", "Каширская". Подробнее
тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 150 руб, льготный - 50 руб.