В Литературке - колонка Александра Щипкова, известного клерикального публициста, под названием Апгрейд теории тоталитаризма
Щипков, похоже, не понимает, что противоречит сам себе (хотя, возможно, и понимает, но строит святую наивность, не стоит зарекаться на этот счёт). Сначала у него "либерализм, потеряв опору, обречён проваливаться в собственное прошлое. Если в либеральной среде рассуждали об обществе равных возможностей, то неолибералы считают равные возможности серьёзной угрозой для обладателей экономических привилегий. А ведь эта позиция – шаг к возврату сословного государства. Того самого, с которым призывали покончить европейские буржуазные революции XVIII века, из программы которых и вырос либеральный проект" - и это плохо. Потом - призыв вернуться к "апостольскому", дореформаторскому христианству, т.е. к идеологии добуржуазного, сословного общества - и это хорошо.
Это всё равно, что разделять сиамских близнецов, его призывы - идеология, т.е. теория, отдельно, а государство, т.е. практика, отдельно. Точнее, как бы призывы, поскольку существовать одно без другого всё равно не будет.
Однако и существовать совместно этим близнецам не придётся, по крайней мере существовать достаточно долго в перспективе. Ибо невозможно повернуть развитие общества в обратном направлении, его можно лишь притормозить на недолгое время. А потом либо придут варвары извне, либо свой народ в качестве таких революционных "варваров" сметёт это мёртвое общество к чёртовой матери.
Считается, что общественное развитие происходит не по прямой, а по спирали - по крайней мере, число сторонников этого взгляда среди умных людей постоянно растёт - и что следующий виток весьма похож на предыдущий. Похож-то весьма, однако полной копией не является. Идеология доиндустриального общества не может стать идеологией общества постиндустриального без коренной её, этой идеологии, переработки.
А потому, господа клерикалы, покажите нам возможность счастья для людей живых, хотя пусть и неродившихся ещё, для общества, состоящего из живых людей, а не из воскресших после страшного суда, другими словами - покажите людям рай на земле, а не в загробной жизни, и тогда, возможно, эти люди пойдут за вами.