Всё новое, хорошо забытое старое. Так происходит и в театре. Безусловно, времена меняются, меняются песни. Каждый пришедший новый режиссёр уверен, что он открывает Америку. Известно также, что на хороший спектакль тратиться столько же сил, сколько и на плохой. Но стоит ли лишать театр сцены, прятать за кулисы и строить павильон, напоминающий завод. Кстати, это тоже уже было в Америке и других странах приблизительно в 40-х-50-х годах. Но и это не главное. Плохо, что форма стала превалировать над содержанием. Или взятое классическое произведение любыми способами подтягивают к современности, меняя времена, переделывая текст, вклинивая неподходящие вставные номера, которые совершенно не вписываются в сюжет. Однако часто создаётся впечатление, что постановщики и вовсе не читали хорошую литературу и не смотрели замечательные спектакли своих предшественников. Они всячески отказываются от тех, кто создавал театральное искусство до них.
Неужели новаторы думают, что публика способна оценить только странные выверты и «изыски»?
Важно, чтобы в постановке присутствовало чувство и мысль. Спектакль должен трогать.
Мне лично не хватает профессиональных спектаклей. Слишком много наскоро и грубо сколоченных антреприз, в которых, к сожалению, участвуют знаменитые артисты. «Деньги не пахнут» - это не так! Не желаю быть морализатором, но так хочется посмотреть нормальное интересное вдумчивое представление, обдающее публику прекрасными запахами настоящего творчества, а не потом тяжёлого труда, который зритель видеть не должен. Пусть будет так!
Один известный человек сказал, что «в театре может быть по-разному, только не скучно. Сейчас чаще от «головокружительной» новизны скучно и грустно. Не знаю, возможно, я ошибаюсь. Современная публика требует другого подхода?
Но, как сказал М.Горький: «Авангард нужен для того, чтобы проложить дорогу регулярным буржуазным войскам». Нигилизм, как доказала жизнь плохой советчик.
Важно, чтобы зритель из зала выходил с наполненной душой, а не разгадывал ребусы чрезмерных фантазёров, которые, на самом деле, я уверена всё равно вернутся к традициям, лишь деликатно добавляя к ним свои формалистические фантазии. Безусловно, хочется видеть новый взгляд на мир, события, людей. Только изобретательность должна быть человечной, доброй и душевной. Не хотелось бы, чтобы театральная сцена превратилась в один большой «Аншлаг». Известно, что если каждый день показывать ж…, то это тоже будет признано искусством. Нельзя же лишать молодое поколение связи времён. Мы и так оказались достаточно чужды им. Наука, техника так далеко скакнули, что молодые намного опередили нас, но чувства из века в век были неизменны – любовь, ненависть, доброта, злость, сострадание и так далее. Возможно, в наши трудные и недобрые времена разговор об этом необходим больше всего.
Испортить вкус публики легко, а привить хороший вкус и повернуть вспять, бывает невозможно. Кому же всё это нужно? Кто-то же направляет наше искусство… Кто они?